Лента новостей

01:43
Гонения на СМИ, запреты, нацистская символика: Украина отменяет права человека
00:17
Киевские наркоманы чудят, а алкаши гадают
23:41
Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя — ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ
21:32
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 4 мая
20:58
Херсонский агент-самоубийца и брянский школьник-«легионер»: украинские спецслужбы калечат судьбы людей
20:52
Покушение на мирную Конституцию Японии продолжается
19:55
Революция гвоздик: 50-летие первого цветного переворота
19:48
Херсонский агент-самоубийца и брянский школьник- «легионер»: украинские спецслужбы калечат судьбы людей
19:43
В Иерусалиме сошёл Благодатный огонь (ФОТО, ВИДЕО)
19:35
Тематический поезд «Сила в правде» посетил Санкт-Петербург в рамках всероссийской акции Министерства обороны РФ
19:12
Блинкен назвал помощь Украине инвестициями в США
19:11
Немцы выяснили, что каждый пятый украинский беженец является тунеядцем
19:10
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 28 апреля по 4 мая
18:36
Деньги не пахнут: украинские «патриоты» изобретают любые схемы, лишь бы заработать на войне
18:35
Стало известно, на что потратили 2 миллиарда рублей, похищенные у Минобороны
18:34
МВД России разыскивает Зеленского и Порошенко
18:26
Отравленный мышьяком книги изъяли из библиотек Германии
18:25
В украинских ВУЗах захотели ввести экзамен для сокращения числа уклонистов
18:22
Украинская ракета попала в пятиэтажный дом в Токмаке Запорожской области
17:24
Сын российского депутата потерял более ₽120 млн, вложив их в криптобиржу Курченко
16:43
В Киеве неизвестные облили краской памятный крест Бандеры
15:49
Попытки понравиться Западу – философия борделя
15:42
В Ростовской области дочь пропавшего без вести бойца СВО выселил из дома мигрант из Узбекистана
15:41
Цыганский табор пытался освободить своего мужчину из военкомата на Закарпатье
14:26
В Госдуме предупредили о провокациях перед инаугурацией Путина
14:23
В Донецке к юбилею ДНР создали мурал «Встреча»
13:59
Украина атаковала Крым ракетами Байдена
13:58
Грузии пригрозили отлучением от Европы за принятие закона об иноагентах
13:57
Кеннеди-младший предлагает ликвидировать НАТО
13:56
«Не воруйте людей!» Запорожцы пришли под военкомат с требованием отпустить мужчину, похищенного военными
13:15
Украинских священников застали в машине с нацистской символикой
12:42
Путин демонстрирует захваченную на Украине западную бронетехнику как трофей
12:40
В США журналисты подсчитали количество оговорок Байдена за 4 месяца
12:37
Радующаяся русским самолетам девочка из Макеевки встретилась с летчиками
12:07
Поправки в закон об иммиграции: Латвии понравилось курить на пороховой бочке
11:34
Мощные кадры: «Аллигаторы» и спецгруппы мотострелков выполняют задачи у Работино (ВИДЕО)
11:10
Попытки понравиться Западу - философия борделя
11:03
The Daily Telegraph: Трамп имеет детальный план по урегулированию конфликта на Украине, но не расскажет о нём
10:55
На Украине цыгане оказали сопротивление военкомам, заблокировав им путь
10:53
Володин: Байден и Зеленский должны быть призваны в ВСУ в числе первых
10:20
Минобороны Украины признало выявленные коррупционные риски на фоне СВО
10:16
Под Авдеевкой подбит новый «Абрамс»
09:45
Останки людей без кистей рук и ступней нашли в бывшей ставке Гитлера
09:08
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 04.05.2024
03:55
Австрийские трубчатые капсюли начала XIX века
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Ту-214, МС-21 или Як-44: каким должен быть российский самолет ДРЛОиУ?

Ту-214, МС-21 или Як-44: каким должен быть российский самолет ДРЛОиУ?



Одной из самых неочевидных проблем Минобороны РФ для обывателя является острый дефицит самолетов ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), или АВАКС, по американской классификации. Кажется так просто: запустил гиперзвуковую ракету по противнику и забыл о нем. Увы, все намного сложнее.


Чтобы запущенный «Калибр», «Циркон» иди «Кинжал» поразил подвижную цель, вроде пресловутого авианосца, сперва надо получить точные данные о его местонахождении для целеуказания. В советский период мы могли рассчитывать на развитую спутниковую систему, но современная «Лиана» намного слабее и малочисленнее предшественниц, а ее аппараты находятся в зоне поражения противоспутниковых ракет и иных средств противодействия потенциального противника. Иначе говоря, если США все-таки пойдут на Россию войной, то первым делом они нейтрализуют нашу спутниковую группировку, «ослепив и оглушив» Минобороны РФ. И как тогда прикажете вести разведку и получать данные для целеуказания авиации, армии и флоту?

Вот именно для этого и нужны самолеты ДРЛОиУ, без которых война современного типа невозможна, и наши замечательные «Калибры», «Цирконы» и «Кинжалы» просто не найдут своей цели. В ВВС США и их ближайших союзников для этого имеются самолеты АВАКС Е-3 Sentry, а у ВМС - палубные Е-2 Hawk Eye, которые в сочетании с палубными истребителями делают американские АУГ объективно вне конкуренции. А что у нас?

А у нас с этим все не слишком хорошо. Если верить открытым источникам, в стране осталось на ходу всего 9 единиц старых советских самолетов ДРЛОиУ А-50, сделанных на базе Ил-76. Самолеты возрастные и в плане оборудования устаревшие. Из них всего 4 прошли глубокую модернизацию до уровня А-50У, которая все равно по тактико-техническим характеристикам не дотягивает до западных конкурентов. Палубного самолета ДРЛО вообще не существует как класса.

Вся надежда на А-100 «Премьер». Самолет сделан на основе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76, может находиться в воздухе на расстоянии 1 тысячи километров от базы до 6 часов. Благодаря новейшему оборудованию, этот летающий радар способен вести одновременно до 300 целей на дистанции до 650 километров. Это делает «Премьер» полностью конкурентоспособным с западными аналогами, в чем-то даже превосходя их. И это действительно здорово. Но есть одна проблема.

Проект настолько технически сложный, что разработчики никак не могут довести его до ума. А-100 должен был поступить в войска еще в 2016 году, а сейчас уже конец 2021-го, и это до сих пор не произошло. Несомненно, в итоге ВКС РФ «Премьер» получат, но вот сможет ли он стать массовым? Большой вопрос. Вероятнее всего, таких самолетов реально будет всего несколько, а Минобороны РФ нужен массовый самолет ДРЛОиУ. Что же может стать настоящей «рабочей лошадкой», которая вберет в себя наработки по проекту А-100?

БПЛА?


Если подходить к делу с точки зрения массовости, то можно попытаться сделать ставку на относительно дешевые беспилотные системы, которые ныне стали очень популярны. Например, в качестве платформы для установки радиолокационной аппаратуры может быть использован огромный по размерам БПЛА «Гелиос-РЛД». Такой беспилотник может производиться большими сериями, будучи связанными в единую сеть, «Гелиосы» создадут единое радиолокационное поле над охраняемой территорией.


К сожалению, панацеей БПЛА стать не смогут. Из-за низкой скорости полета они не смогут взаимодействовать, например, с истребителями, при этом они будут легкой мишенью для авиации и систем ПВО противника. Малая мощность радиолокационного оборудования не позволяет отнести «Гелиосы» к дальним средствам разведки. Иначе говоря, БПЛА ДРЛО – это нишевой вид вооружений, которому место, скорее, в качестве патрульного мирного времени или в качестве дополнительного «летающего глаза» для защиты собственных позиций.

Ту-204/214 или МС-21?


Превращение гражданских лайнеров в самолеты ДРЛОиУ является нормальной мировой практикой. Так, например, в Китае был создан вполне удачный АВАКС KJ-200 на базе самолёта Shaanxi Y-8, который в свою очередь является версией военно-транспортного Ан-12. С учетом проблем по проекту А-100, Минобороны РФ в 2019 году дало понять, что альтернативой «Премьеру» может стать чуть более простой самолет ДРЛОиУ на базе лайнера Ту-204/214.


Выбор можно считать вполне удачным. Это прекрасный среднемагистральный самолет еще советской разработки, на его базе уже сделано около 20 модификаций. Достаточно будет оснастить Ту-214 многопозиционной РЛС с двумя фазированными антенными решетками, цифровой аппаратурой и системами противодействия РЭБ, и он превратится в настоящий АВАКС. При этом отмечается, что гражданский лайнер будет даже проще и дешевле в обслуживании, чем Ил-76.
Есть только одна проблема: Ту-214 производится очень малыми сериями, поэтому под нужды ДРЛОиУ придется резервировать уже использующиеся для иных нужд лайнеры.

Как вариант, через пару лет Минобороны РФ может положить глаз на новейший среднемагистральный лайнер МС-21. Уже удалось решить проблему с зависимостью от импортных композитных материалов, создан отечественный двигатель ПД-14. Серийное производство самолета обещают начать в 2022 году. Правда, на МС-21 уже выстроилась очередь, но, вероятно, для нужд Минобороны РФ десяток лайнеров нашелся бы.

Як-44?


Возможно, эта платформа будет наиболее адекватным ответом для российских авиации, армии и флота. Як-44 создавался в СССР как палубный самолёт радиолокационного дозора, наведения и управления (РЛДНУ/ДРЛОиУ) и радиоэлектронного противодействия. На момент разработки с оборудованием того времени он мог вести одновременно до 150 воздушных целей и наводить на цель 10 своих истребителей. Его крейсерская скорость составляла 700 км/ч, максимальная - 740 км/ч, а продолжительность патрулирования от 3,6 до 6,5 часов. Этот самолет мог базироваться одновременно и на сухопутных аэродромах, и на авианесущих кораблях. Даже без катапульты Як-44 смог бы взлетать с палубы ТАВРК «Адмирал Кузнецов» при помощи трамплина, что делает его абсолютно уникальным в своем классе ДРЛОиУ.


К 1993 году был собран полноразмерный макет самолета, а после работы по нему заморозили из-за отсутствия финансирования. Возрождение данного проекта стало бы настоящим прорывом, поскольку и российская армия получила бы неприхотливый фронтовой самолет-разведчик среднего радиуса действия, и ВМФ РФ одновременно обрел бы долгожданный и жизненно необходимый флоту палубный ДРЛОиУ.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх