Осада китайского города. Художник Ангус МакБрайн. Изд. «Оспрей»
По поводу осадных технологий и применения осадной техники монголами существует мнение, и в научной, и в художественной литературе, и в любительских пересказах, о том, что монголы использовали китайцев, без которых «дикие дети степей» с осадными орудиями справиться не смогли бы.
Действительно, мы знаем, что во время похода Бату-хана на Русь у него был тангутский специалист по осадам Шири-Гамбу (Сили Цяньбу).
А многих удивляет тот факт, что кочевники, обитавшие в степи, вдруг начинают захватывать укреплённые города. Но такой факт есть. И рассматривать его прежде всего следует последовательно, так как прогресс в осадном деле у монголов происходил постепенно. [Храпачевский Р.П.]
Итак, что говорят нам источники?
Начало
Во-первых, монголы брали укрепления и до Чингис-хана. Так, они захватили укрепления Золотой империи, и Хабулай-хан (Аоло боцзиле) по договору в 1147 г. получил 17 укреплений к северу от р. Сининхэ (Хуаншуй).
Во-вторых, первые удары монголы нанесли по тангутской империи Си Ся, где они и начали осваивать осадное дело, как и во время начала войн против империи Цзинь. В этот период они захватывали города или с наскока, внезапно, когда город не успевал организовать оборону или стража просто не успевала закрыть ворота. Даже в Венгрии монголы действовали так же:
«Татары же, внезапно появившись, ворвались в поселение с многих сторон, как будто не было ни рвов, ни стен, ни прочих укреплений.»
Другой способ, который применяли монголы, была хитрость или обман, когда города сдавались сами.
Осадная башня. Южная Сун. Энциклопедия «У цзин цзунъяо». XI в.
В комментариях под рисунками, изображающими ту или иную технику, часто можно прочитать о том, что изображения не информативны, бестолковые и т.д. Но комментаторы не учитывают, что в ранние периоды рисунки носили крайне схематичный характер, для их расшифровки и реконструкции требуются специальные исследования. Скажем более, в Европе чертежей не существовало до XVI в., в Китае использовались какие-то чертежи, но и они выглядели подобно этим рисункам.
Перед подготовкой к первой войне с Цзинь, чтобы форсировать укрепления на границах, монголы проводили подготовительные земляные работы, при этом всю тяжёлую работу проделывали сами, сохраняя коней.
Взятие большого города, на первоначальном этапе, было грандиозным событием. Так, Рашид-ад-Дин особо отмечает взятие «города Сигин с большими домами» (!) сыновьями Чингис-хана, царевичами Джучи, Чагатаем и Угедеем.
В-третьих, переход специалистов, разбирающихся в осадном деле, начался с момента похода на Цзинь. Да что там говорить об отдельных специалистах, когда в 1215 г. при осаде срединной столицы Цзинь Яньцзына (Пекин) большую часть осаждающих составляли войска перебежчиков киданей.
Впрочем, в этом плане они вряд ли были пионерами среди кочевников, чьё целеполагание было совершенно понятным и вождям, и героям из племени.
Аналогичная ситуация, только в меньших масштабах, была у кочевников авар.
Совершенно случайно при осаде города Апирия в 586/587 гг. судьба послала им в руки механика Бусу, который обучил их строительству осадной техники, начав с «барана» (κριός).
В-четвертых, монголы быстро поняли, что террор парализует осаждённых. Когда войско скрывалось за стенами, они убивали всех в окрестностях осаждённого города, кроме молодых мужчин, которых использовали как «пушечное мясо» при начале осад. Плано Карпини писал:
«А ещё надо знать, что татары больше любят, чтобы люди запирались в городах и крепостях, чем чтобы сражались с ними на поле. Именно они говорят, что это их поросята, запертые в хлеву…»
И здесь хотелось бы отметить специфику монгольского подхода к освоению военных технологий. Монголы, как воин-народ, направляемый своими вождями, инстинктивно понимал, что необходимо предпринимать для достижения цели на войне. Так, они стали применять более совершенные луки, производимые на территории Китая, использовать иное снаряжение и вооружение, там, где это было возможно. Это же можно сказать и об осадных технологиях.
Отлаженная военная структура монголов, не скованная формальными теоретическими установками, как, например, армия и полководцы империи династии Сун, быстро перенимала как тактические, так и технологические достижения, необходимые для победы на войне.
Аньмухай, сын Бохэчу, сражавшийся во многих походах с отцом в период объединения монгол, и участвовавший в первых войнах против Си Ся и Цзинь, при общении с Чингис-ханом сказал:
«Нападение на крепостные стены проводится прежде всего через [удары] камнями камнеметов, потому что [их] сила велика и действует на дальние расстояния.»
Чингис-хан, проницательный воитель, и сам понял, как сложно брать мощные города Цзинь, да, впрочем, и Ся, без специальных технологий, и назначил его командиром камнеметчиков, подчинив ему 500 «с лишним» воинов, «которые наводили порядок во всех странах». Позже Мэнгу-хан выдал ему золотую пайцзу с тигром. Так в монгольском войске возникло специальное подразделение, вначале оно действовало в Китае. Чингис-хан указал Мухали, который воевал против Цзинь в 1214-1215 гг., что в случае если город нельзя взять с наскока или простым штурмом, привлекать для этой цели командира «артиллерии»:
«Аньмухай рассказывал, что стратегия использовать камнеметы для нападения на укрепленные города очень хорошая. Ты можешь назначить его на должность и [если] какой-то город нельзя разрушить, то сразу же давай золотую пайцзу и посылай в соответствующем направлении в качестве даругачи камнеметчиков.»
С этой поры подразделение Аньмухая участвовало во всех осадах монголов, оно стало «государственным приказом» или «министерством». А его должность унаследовал его сын Тэмутар, который служил везде под командованием отца. Об этом сообщает «Юань Чао Би Ши». Таким образом, в рамках монгольского войска, на самом начальном этапе войн с земледельческими странами, были созданы осадные подразделения из монголов, и во главе которых стал испытанный в боях монгол.
Командирами этнических камнеметных подразделений в монгольской армии, упомянутые в «Юань Чао Би Ши», были чжурджэнь, кидань, два китайца. [Горелик М. В.]
Тангут Сили Цяньбу, о котором мы уже упоминали, организовывал осаду русских городов. Сарханг (полководец) Хабаш, перешедший на сторону монголов в Средней Азии, командовал сооружением осадных орудий. Он принуждал местных раисов подчиниться монголам и доставлять рабочую силу, шанцевый инструмент и осадные орудия.
Также мы знаем Исмаила и Ала-ад-Дина, двух профессионалов осад, которых отправил Хулагу для помощи на войну в Сун, по просьбе Хубилая.
Добавим ещё об одних специалистах по осадам в войске монголов, о которых писал сунский посол Сюй Тин:
«Ведь уйгурские (хуэй-хуэй) ремесленники — большие мастера во всех искусствах. Их устройства для осады укрепленных городов особенно изощренны.»
Нужно понимать, что осадные части использовались при необходимости, на важнейших направлениях. Скорее всего, к ним прикомандировывались, как это часто бывает на любой войне, воины из других подразделений. Также в их подчинении были специалисты из покорённых стран, прежде всего Цзинь.
Ну и, конечно, они располагали практически безграничным ресурсом пленных и рабов.
Монголы не только не пренебрегали опытом других стран в этом вопросе, но и активно использовали его. А империя Ся, и Золотая империя, где монголы впервые познакомились со сложными осадами городов, в этом вопросе сильно зависели от знаний и теоретических работ ханской империи. Их вооружение, особенно Цзинь, было идентично Сун.
Осадное дело империи династии Сун
В 1044 г. в империи Южная Сун был завершён коллективный грандиозный труд по военной теории «Важнейшее из основ военной науки» («У цзин цзунъяо»), он стал основополагающим для китайской военной мысли и с изменениями просуществовал до XVIII в.
Составной частью этой энциклопедии была глава «Осада крепостей». Эта «главка», по сути, самая большая в
В ней, на что стоит обратить особое внимание, были даны описания осадных и оборонительных орудий, огненных и пороховых зарядов, на основе секретных инструкций. Очевидно, что ханьцы жёстко оберегали военные секреты технологий, опасались попадания их к врагам, прежде всего на этот период к Ляо и к тангутам из Си Ся.
В энциклопедии было описано большое количество машин, порядок их постройки и применения. Здесь же было приведено двадцать рисунков этих устройств.
Следующей была работа или, точнее, работы военного практика периода войн империи династии Сун с Цзинь, Чэнь Гуя. Он провёл в осаде, с перерывами, 330 дней, но не сдал свою крепость. В работе «Важнейшие положения о защите крепостей» он описывает как новаторские фортификационные подходы, так и порядок установки орудий на стенах городов и крепостей. При обороне крепостей он отводил важнейшее место камнеметам. Постройка фортификационных сооружений должна была быть подчинена правилам использования камнеметных орудий. Угол стены, по его мнению, должен был быть не прямым, уязвимым для осадных орудий, а под наклоном. Стены первой линии обороны предлагалось возводить такой высоты, чтобы возможно было использовать камнеметы. Также он предложил расположить большие камнеметы внутри крепости, а огонь вести с помощью корректировщиков, расположенных на стенах. Вскоре в армии Сун такое применение камнеметов стало стандартным, оно не раз выручало осаждающих, нанося урон не только осадным машинам врага, но и их живой силе. В 1132 г. при осаде чжурчжэнями Ли Хэна города Дэа́нь (провинции Цзянси, КНР) камнеметы работали с такой частотой, что осадные орудия чжурчжэней получили по 200 попаданий.
Об осаде этой крепости была написана ещё одна работа чиновника Тан Шоу в 1193 г. «Записка об обороне Дэа́нь». Здесь он описал хоцян (огнемет). Это было описание «огненных пик»,
Китайцы использовали порох со времён Срединного царства (V в. до н. э.). В период, предшествующий вторжению монголов, снаряды с порохом делались и в Цзинь, и в Сун. Рецепты их были секретными. Они делились на «ядовитые дымные шары» (ду яо янь цю), «колючие огненные шары» (цзи ли хо цю), были «начинённые порохом стрелы» (хояо цзянь), «зажигательные шары» (инь хо цю), «огненные шары с громом» (пили хо цю). Все эти снаряды применялись как зажигательные, а не сами по себе, некоторые как «детонатор» для химического оружия, разбрасывая яд или дым. Конечно, многое из этого попало в руки монголов. В середине XIII в. появилось первое «ружьё»:
«Из толстого бамбука делали трубу, внутрь закладывали бумажные патроны с пульками, поджигали и ставили трубу на землю, когда пламя исчезало в трубе, пули вылетали, шум слышался дальше, чем за 150 шагов.»
В начале XIII в. Чжао Ваньнянь, военный секретарь, описал осаду города Санъяна и применяемые орудия с обоих сторон.
Таким образом, Сун была «законодательницей мод» в области как теоретического, так и практического применения осадных орудий.
Знаменательно, но, когда Сун вступила в союз с монголами, чтобы добить Цзинь, роли распределились следующим образом: монголы воевали в поле, а сунцы, мастера осад, осаждали с помощью построенных машин.
Осады по-монгольски
Многие исследователи считают, что война Чингис-хана в 1207 г. против Великой Ся была своего рода тренировкой по осаде городов.
В ходе первых войн в северном Китае выработался чёткий стереотип проведения осад. Вначале уничтожались окрестности, захватывалось население – хашар (толпа по-персидски) – для смертельных работ на осаде. Ибн Ахмад ан-Насави (ум. 1251 г.) писал:
«Всякий раз, как положим, татарский отряд численностью тысяча человек, опустошал какой-нибудь округ, он собирал крестьян, каких находил в селениях, и отводил их к главному городу округа. Там крестьян заставляли ставить манджаник (баллисты) и рыть окопы, пока город не будет взят.»
Укреплённый объект брали следующими способами: чередой бесконечных штурмов, блокадой или с помощью осадной «артиллерии». Эти действия были совершенно шаблонными и применялись в зависимости от объекта осады. Так они действуют и на территории Китая, и в Азии, и на Кавказе, Руси, в Венгрии и Польше:
«Наконец, после разорения всей той земли, татары, небольшим числом своих воинов собрав множество пленённых русинов, команов и венгров, со всех сторон окружили большое поселение и выслали вперёд на битву захваченных венгров, а после того, как все они были перебиты, – русинов, исмаилитов и команов. Татары же, стоя позади них, смеялись над гибелью их…»
Активно применяли монголы и давно известную тактику выманивания гарнизонов, с целью лишить город основных сил.
Использовали монголы и такой приём, как затопление осаждённых городов. Первый раз это произошло в 1209 г. при осаде столицы империи Ся г. Чжунсин на реке Хуанхэ (совр. Иньчуань). Правда, на этот раз этот метод оказался неудачным. В 1221 г. монголы затопили водами из Аму-Дарьи Хорезм. В том же году также был захвачен богатый город Балх, затопленный после разрушения плотины Банди-Амир. [Пикулин М. Г.]
В 1234 г. у Кайфэна монголы открыли плотины на Хуанхэ и уничтожили армию Сун. Джованни дель Плано Карпини писал:
«А если… город или крепость имеет реку, то они преграждают её или делают другое русло и, если можно, потопляют укрепления.»
В Средней Азии, надо предполагать, города были готовы к обороне значительно хуже, чем в северном Китае, их часто захватывали хитростью или угрозой начать штурм. Отметим, что сунские города Фаньчэн и Сянъян в 1273 г. держались почти пять лет. В Хорезме, перед самым началом боевых действий, был введён ещё один обременительный налог на ремонт укреплений, но собрать его не успели. Но когда кочевники сталкивались с мощно укреплённым городом, таким как Гурганж (Ургенч), осада его осуществлялась по чёткому алгоритму, хотя человеческий фактор, ругань татарских царевичей, здесь, конечно же, имел огромное влияние. К городу привели огромный хашар из пленных юношей, которые приступили к инженерным работам и постройке осадных орудий. Под градом стрел со стен они засыпали ров, а построенные баллисты десять дней работали по городу… Правитель сдался, а горожане предпочли погибнуть в битве за каждый городской квартал, монголы обрушили на них стрелы, ядра и «бомбы»: горшки с нефтью.
Осада Багдада. Фрагмент. Миниатюра из «Сборника летописей» («Джами ат-таварих») Иран. XIV в. Берлин
Какие устройства использовали монголы?
Конечно, перечислить все осадные орудия монголов будет несколько трудно в рамках небольшой статьи. Тем более что исследования продолжаются.
Надо сказать, что техника осад, используемая от Сирии до Китая, была практически одинаковая. Так, ан-Насави знакомит нас с монголо-татарской техникой:
«Они начали готовиться к осаде и изготовлять приспособления для нее в виде катапульт (манджаник), черепах (матарис) и осадных машин (даббабат).»
У монголов были катапульты, пао пао, всевозможных видов и размеров. Если против венгерского города Варадин (ныне Орадя, Румыния) использовали 7 машин, то при осаде южной столицы Золотой империи Кайфына, перед каждым углом города кочевники поставили по 200 камнеметов:
«но городская стена, выложенная из глины хулаогуаньской при чжоуском государе Чай-ши-цзуне, была тверда и плотна.»
При штурме г. Насы в Хорасане монголы использовали 12 катапульт, а при осаде Нишапура в 1224 г. для постройки осадных орудий были вырублены деревья на месте, против города применили 200 катапульт и через 3 дня город был взят. В 1230 г. при осаде Фэнсяна (провинция Цзянсу) они применили 400 орудий. Использовались такие машины и в полевых сражениях.
Как мы видим, катапульты чаще всего изготовлялись на месте, перед осадой, но были случаи, когда особого вида орудия перевозились с места на место:
«Звук от рубки дерев, – сообщает «История Золотой империи», – был слышен в городе, отчего страх в жителях более и более увеличивался, и все тайно советовались между собой о покорности монголам.»
Из источников мы знаем, что для метания использовались ядра, куски тутового дерева, как при осаде Хорезма, мешки с песком, горшки с нефтью. Плано Карпини писал:
«И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь; мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит, так сказать, неугасимо.»
Китайский огнемет (камнемет). Энциклопедия «У цзин цзунъяо». XI в.
Открытым остаётся вопрос о применении камнемета под названием «хуэйхуэйпао», орудия с противовесом, возможно – аналогичного требюше. Можно ли проводить прямую параллель между ним и «манджаником»? Арабским словом «манджаник» ан-Насави называл любые осадные орудия монголов. Собственно «хуэйхуэйпао» (орудие мусульман) и «сиюйпао» (орудие людей западного края) появились в Китае вместе со специалистами-мусульманами, которых как раз и прислал Хулагу во время осад мощнейших городов империи династии Сун в 70-х годах. [Храпачевский Р.П.]
Эти «требюше», скорее всего, были с Ближнего Востока, а не из Средней Азии.
Конкретных указаний о том, откуда появились эти орудия, нет, но можно предположить, что они, как и специалисты, были «заимствованы» во время походов монголов дальше на запад: в Ираке, Сирии и Малой Азии.
Так, боровшийся с монголами Джелал ад-Дин (1199–1231 гг.) послал во время войны в Малой Азии в 1224 г. какую-то особенную осадную машину, большую катапульту, которая называлась Кара Бугра. Возможно, это и была требюше или «сиюйпао». Важно, что если при начале боевых действий против Сун в 60-х годах XIII в. наблюдался некий условный паритет в применении камнеметов, то с появлением специалистов с Ближнего Востока или Ирана, очевидный перевес оказался на стороне осаждающих.
Камнемет. Энциклопедия «У цзин цзунъяо». XI в.
А ещё в 1233 г. сунский посол Пэн Да-я, посетивший монголов, писал, что:
«При штурме укрепленных городов они используют камнеметы. У камнеметов есть навесы, а у навесов — канаты. Навесы защищают людей, которые тянут за канаты… Из остальной военной техники у них нет больше ничего, стоящего разговора.»
То есть ещё в 30-е годы XIII в. у монголов не было какой-то специфической осадной техники, о которой не знали бы сунцы, да и при осаде последнего императора Цзинь в г. Цайчжоу (Жунань) в 1233 г. именно армия Сун установила осадные орудия, а не монголы.
Об огненных снарядах, которые были сделаны на основе пороха и которые монголы позаимствовали в Китае, я писал выше:
«Еще пускали летучие огненные копья, – сообщается в «Истории Золотой империи», – кои, по вспышке в них пороха, жгли за десять шагов от себя, почему не осмеливался никто подходить к ним.»
В средней Азии они заимствовали оружие и снаряды, в которых использовалась нефть, например аналог «греческого огня», о котором сообщал Плано Карпини.
В арсенале монголов были и стенобитные орудия, которые использовались под прикрытием «черепах», часто направляя с ними под стены пленных, как при штурме г. Насы в Хорасане:
«…а тараны тащили хашары, которые и пробили стену города, куда за ними устремились монголы.»
Осада Козельска XIII в. Лицево́й летопи́сный свод. XVI в. Это изображение XVI в., то есть отстоит от событий на три века. Несмотря на крайнюю условность изображений в средневековой Руси, среди них вполне можно найти и реалистические элементы
Конечно же, были на вооружении монголов и различные виды осадных или крепостных арбалетов. В Ипатьевской летописи их называют
«самострѣлъ, коловоротныи великие и малъıе.»
Итоги
Итак, подводя итоги заимствованию и применению монголами передовых осадных технологий этого времени, нужно сказать следующее. Монголы, исключительные военные прагматики, люди войны, как и их пассионарный и харизматический вождь (какой народ, таков и вождь), быстро поняли важность и приняли на вооружение эти технологии.
В то же время было бы совершенно несправедливо говорить, что монголы и их наследники очень быстро растеряли эти возможности. Они получили развитие или просто сохранились в разных частях земель, захваченных монголами до XVIII века включительно.
Продолжение следует…
Источники и литература:
Горелик М. В. Армии монголо-татар X–XIV веков. Воинское искусство, оружие, снаряжение. М.: «Техника молодежи», 2020.
История Востока. Т.III. М., 1993.
История китайской цивилизации. В 4 томах. Т.3. Под редакцией Юань Синпэй. Перевод с китайского И. Ф. Попов М., 2020.
Пикулин М. Г. Чингис хан в Афганистане. // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1973.
Храпачевский Р.П. Военная держава Чингисхана. М., 2005.
Джованни дель плано Карпини История Монголов. Гильом де Рубрук Путешествие в восточные страны, Книга Марко Поло. М.,1997.
История золотой империи/ Пер. Г. М. Розова, коммент. А. Г. Малявкина. Новосибирск. 1998.
Магистр Рогерий Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами: пер. с лат. Досаев А.С. СПБ., 2012.
ПСРЛ. Т.2. СПб. 1908.
Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol-un niruca tobciyan. М.,1941.
Шихаб ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Перевод З.М. Бунеятов. М.: Памятники письменности Востока., 1996.
«Хэй да ши люэ»: источник по истории монголов XIII в. / отв. ред. А.Ш. Кадырбаев. М., 2016.
Ващенко Э.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: