Лента новостей

18:59
На войну — всё, пенсионерам — ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:51
На Украине пьяные сотрудники ТЦК забрали волонтера в воинскую часть
18:23
«Нужно, чтобы пассажирам ноги поотрывало ещё?». Почему Донецк обделили общественным транспортом?
18:22
На войну – всё, пенсионерам – ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:16
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
18:13
Исполнительница теракта в Стамбуле получила 7 пожизненных сроков
17:51
Трое в лодке, не считая шакала
17:37
США отказались лишать поддержки батальоны ЦАХАЛ, несмотря на нарушение прав человека
17:10
Украинский националист, самбист Шеховцев организовал банду в Ростове
17:09
Блинкен пригрозил Китаю санкциями, если Пекин не прекратит поддерживать Москву
17:03
Страсти Рижского взморья: в «Новом единстве» нет единства
16:50
Главное в военных СМИ за неделю: новые перестановки на верфях ОСК, первые серийные комплексы С-500, арест замминистра обороны
16:33
Власти угрожают украинцам увольнением с работы за связь с жителями РФ и новых регионов
16:28
Задержан ещё один подозреваемый по делу о теракте в «Крокусе», — источники
16:23
Путин призвал обеспечивать стабильность общественно-политической системы
15:57
Партизаны пустили под откос грузовой состав в Киеве
15:56
В ГУР утверждают о сожжении Ка-32 на аэродроме в Москве
15:50
Американский бум 1990-х годов: такого в США больше не будет
15:46
Мединский: важно прививать молодежи любовь к истории
15:31
Обреченные на поражение
15:19
Патрушев назвал нелегальных мигрантов одной из главных угроз РФ
15:18
Politico: страны ЕС переругались из-за того, что не могут поделить российские активы
15:17
Администрация Кличко обвинила СБУ и полицию в обысках в «Киевтеплоэнерго», которые мешают работе
15:11
«In God We Trust»? Кому на самом деле молятся американские глобалисты?
15:07
«Три начальника»: помощник президента Мединский поделился деталями переговоров с украинской делегацией
14:41
2 мая в парке Митино будет заложена аллея в память жертв Одесской Хатыни
14:40
Накануне Пасхи в Киеве продают куличи под названием «порнозвезда»
14:39
Арестович допустил, что миллион украинцев за границей готовы получить российское гражданство
14:38
Бывший министр обороны Великобритании призвал Шольца назвать условия, при которых он поставит ракеты Taurus Украине
14:33
Украине осталось всего полгода
14:32
Поворотный момент: Россия готовит большое наступление, успехи в Донецкой области в преддверии действий на Харьковском направлении. Сможет ли Украина, получив дополнительно оружие, удержать фронт?
14:31
Россия и Китай отказываются от доллара: Москва анонсирует новые торговые коридоры
14:30
В осажденном украинском городе, где солдаты ждут американское оружие
14:25
Польша отказалась депортировать украинцев с просроченными документами
14:20
Офицеры штаба Ленинградского военного округа приняли участие во Всероссийской акции «Диктант Победы»
13:57
В Подмосковье гражданка Украины держала притон с рабами-попрошайками
13:56
В США отменен приговор Харви Вайнштейну
13:55
Куда сдавать паспорта? Украинцы на предложение Безуглой лишать уклонистов гражданства
13:54
2 мая в парке Митино будет заложена аллея в память жертвам Одесской Хатыни
13:46
Украинцам пригрозили увольнением в случае умолчания о родственниках в новых регионах РФ
13:15
«Ланцет» уничтожил польского «Краба» (ВИДЕО)
13:11
В ООН предупредили о возможном возобновлении конфликта в Сирии
12:44
На Украине продолжаются репрессии против УПЦ, а в Омске греко-католики молятся на «икону» с изображением Бандеры
12:43
Испания и Греция наотрез отказываются поставлять Украине Patriot
12:42
Обвинение АдГ в получении денег Медведчука может окончательно рассорить немецких и французских правых
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Боевой корабль «Аскольд» спущен на воду в Крыму: тайны династии

Боевой корабль «Аскольд» спущен на воду в Крыму: тайны династии


Российский военный флот вновь наращивает свою мощь. На сей раз его ряды пополнились только что спущенным на воду на Керченском судостроительном заводе малым ракетным кораблем «Аскольд». Свое красивое имя этот «новорожденный» получил в честь легендарного киевского князя. И стал четвертым по счету российским военным кораблем, носящим такое название.

Малый ракетный корабль — четвёртый, названный в честь легендарного киевского князя

Его «тёзки» - предшественники нынешнего ракетного «Аскольда», бороздили моря еще во времена Российской империи.

Узнать больше об этих кораблях «МК» помог специалист по морской истории Дмитрий Мазур.

— Самый «старший» из «Аскольдов» — трехмачтовый 46-пушечный парусно-винтовой фрегат. При закладке в 1852 году на петербургской верфи Новое адмиралтейство ему дали имя «Мария», однако четыре года спустя уже на стадии проведения ходовых и швартовых испытаний «перекрестили» в «Аскольд». Корпус корабля был изготовлен по старинке – в основном из дерева. Однако наряду с парусной оснасткой этот фрегат – в числе первых в российском флоте - имел уже и паровую машину, приводившую в движение гребной винт.

Значительная часть военной службы «Аскольда» проходила на Дальнем Востоке, куда он отправился в составе русской эскадры осенью 1857-го. Весной следующего года, когда добрались до Гонконга, фрегат был передан в распоряжение российского чрезвычайного посланника в Китае вице-адмирала Путятина. Именно на «Аскольде» он отправился с очередной своей важной миссией в Японию для закрепления дипломатических и торговых отношений с этой совершенно закрытой от всех страной.

Увы, в строю этот корабль пробыл недолго – с 1857 по 1861 год. Подвела неудачная конструкция корпуса и некачественно выполненная сборка. Кроме того два длинных «рейда» – на Дальний Восток и обратно (оба раза фрегату пришлось огибать мыс Доброй Надежды) пагубно сказались на его прочности. В итоге уже через несколько месяцев после возвращения на Балтику, в июле 1861-го «Аскольд» был исключен из списков Балтийского флота с указанием причины такого решения: «по неблагонадежности к плаванию».

Впрочем, несмотря на столь короткую биографию, фрегат «Аскольд» оказался – один из немногих отечественных боевых кораблей, - увековечен на географических картах. В честь него назвали остров в заливе Петра Великого неподалеку от Владивостока, а также пролив, отделяющий этот остров от материка.

Практически сразу же вслед за «Аскольдом №1» в российском флоте появился новый корабль с таким же названием - 17-пушечный парусно-винтовой корвет. Он был спущен на воду осенью 1863 года на Охтенской верфи в Петербурге и бороздил моря под Андреевским флагом вплоть до 1893 года.

Примечательно, что «Аскольду №2» достался фрагмент его предшественника: на корвете установили снятую со списанного одноименного фрегата паровую машину, которая была признана специалистами вполне пригодной для дальнейшего использования.

Корвет, носящий имя легендарного киевского князя, служил на Балтийском, на Тихоокеанском флотах, совершил несколько дальних, - в том числе кругосветных, - плаваний. Осенью 1866 года на этом «Аскольде» в составе группы гардемаринов Николаевского морского училища проходил учебную практику будущий знаменитый российский флотоводец адмирал Степан Осипович Макаров.

Традиция иметь в составе флота корабль под названием «Аскольд», продолжилась и на рубеже 19-го и 20-го столетий. Через несколько лет после «отставки с военной службы» «Аскольда №2» в высших российских кругах решено было дать имя известного по историческим хроникам киевского князя еще одному боевому кораблю. Именно вариант названия «Аскольд» выбрал император Николай Второй из предложенного ему списка имен для нового бронепалубного крейсера 1-го ранга.

Российское Адмиралтейство заказало «Аскольд №3» в Германии. Его строили на верфи Круппа в Киле. Крейсер был спущен на воду весной 1900 года и вступил в строй 1902-м.

Он обладал совершенно уникальным внешним видом, позволяющим издалека «идентифицировать личность». Ведь «Аскольд» стал единственным в российском флоте кораблем, имеющим пять (!) дымовых труб. Такой «лес» проектировщики сделали, чтобы увеличить мощность и эффективность паровых машин и обеспечить высокие скоростные характеристики. Наличие столь многочисленных высоких тонких труб, похожих на огромные папиросы, вызывало порой шутки у молодых флотских офицеров, которые называли «Аскольд» «папиросницей». А иные остряки говорили, что, мол, у этого крейсера дымовых труб больше, чем орудий.

Однако такие «инсинуации» были явно несправедливы. Крейсер получился очень хороший, с мощным для своего времени вооружением, а, главное, - очень скоростной. При проведении 3 ноября 1901 года официальных испытаний на Данцигской мерной миле зафиксировали скорость «Аскольда», рекордную по тем временам для судов такого большого водоизмещения, - 24,81 узла (около 45 км/час). «Флот получает самый быстроходный крейсер в мире», - написал в своем донесении в Петербург назначенный командиром крейсера капитан 1-го ранга Николай Рейценштейн. Интересная подробность: за постройку такого чуда техники из российской казны было выплачено немцам 5 миллионов золотых рублей.

«Аскольд» уже вскоре после своего вступления в строй был направлен на Дальний Восток. Крейсер принимал самое активное участие в Русско-японской войне. Тогда – в 1904 году, он неоднократно становился флагманским кораблем Тихоокеанской эскадры: во время проведения нескольких боевых операций свой флаг на этом корабле поднимал командующий, вице-адмирал Макаров. 

И еще один «аскольдовец» времен той войны вошел в историю России. С середины марта 1904-го вахтенным начальником на крейсере служил лейтенант Александр Колчак – будущий адмирал и один из руководителей Белого движения во время Гражданской войны.

«Аскольд» оказался среди немногих русских кораблей, избежавших гибели или захвата неприятелем в той крайне неудачной для Империи военной кампании. Ему удалось с боем прорваться из осажденного японцами Порт-Артура и достичь Шанхая, где русский боевой корабль был интернирован китайцами до конца войны.

После заключения мира «Аскольд» зачислили в состав Сибирской флотилии. Один из эпизодов его биографии того времени довольно необычен: в 1907-м крейсер использовался для проведения научной работы – исследовании течений в дальневосточных морях. Производилось это при помощи так называемой «бутылочной почты». С корабля регулярно сбрасывали в воду бутылки с запечатанными внутри записками. Ни них указывались координаты «старта» самостоятельного плавания такой «стеклотары» и продублированная на нескольких языках просьба к нашедшему ее сообщить об этом по такому-то адресу. Мне попадалась информация, что одну из таких бутылок выловили чуть ли не через 40 лет у берегов Южной Америки.

В годы Первой мировой войны «Аскольд» воевал на нескольких морских театрах. Сперва в составе объединенной эскадры союзников, действовавшей против немецких рейдеров в Тихом и Индийском океанах. Потом на Средиземном море, где принял участие в известной Дарданельской операции против Турции. Летом 1917 года «Аскольд» прибыл в Мурманск, он был зачислен в состав Северного флота. С началом интервенции союзников в революционную Россию «Аскольд» оказался захвачен англичанами. Они его даже включили в состав своего флота под названием «Glory IV».

По окончании Гражданской войны, в 1922 году новое советское правительство решило выкупить несколько бывших русских военных кораблей, захваченных интервентами. Среди них – «Аскольд». Однако применительно к нему эта «военно-техническая операция» почти сразу же была признана неудачной. Состояние старого крейсера оказалось весьма плачевным, его ремонт специалисты признали нецелесообразным. В итоге только что купленный корабль вскоре был продан на металлолом совместному германо-русскому акционерному обществу. Недавнюю гордость российского флота отбуксировали в Гамбург, а там порезали на куски и отправили в переплавку.

«Цепочка» российских «Аскольдов» после этого оказалась прервана на целый век. Но теперь эта затянувшаяся пауза кончилась. Новый «Аскольд» уже скоро войдет в состав Черноморского флота России. Он меньше, чем предшественники-«тёзки» эпохи паровых двигателей, но зато по части вооружения даст им громадную фору: оснащен новейшим ракетным вооружением.

К слову сказать, замечаю, что сейчас наметилась явная тенденция возвращения памяти о русских кораблях, воевавших в Русско-японскую войну. Помимо только что спущенного на воду «Аскольда» в составе российского ВМФ появятся еще два корвета – «Буйный» и «Грозный», заложенные на верфи в Комсомольске-на-Амуре в конце августа. А ведь весной 1905 года в знаменитом и трагичном для нашей страны Цусимском сражении принимали участие эскадренный миноносцы с такими названиями. Причем эсминец «Грозный» оказался одним из трех кораблей эскадры адмирала Рожественского, который все-таки смог тогда прорваться во Владивосток.


Авторы: Александр Добровольский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх