Через Персидский залив проходят оживленные морские трассы, по которым перемещаются нефтеналивные суда, контейнеровозы. Однако командование американского флота решило не принимать это обстоятельство всерьез и дало сигнал началу испытаний беспилотных кораблей. Они будут действовать в водах Персидского залива, Красного и Аравийского морей. Использование акватории с интенсивным движением торговых судов может угрожать безопасности мореплавания, считают эксперты в США и в Европе.
Необходимо вспомнить, что в мае 2019 года американский флот сформировал в Калифорнии так называемую эскадру надводных разработок (SURFDEVRON). Изначально в ее состав вошли два эсминца нового поколения ("Зумвальт" и "Майкл Мансур") и средний надводный беспилотник среднего класса "Си Хантер". В 2020 и 2021 годах к ним присоединились еще четыре роботизированных судна, созданных в рамках программы "Повелитель призрачного флота" (Ghost Fleet Overlord). Основная задача SURFDEVRON – определить перспективы использования беспилотных платформ в составе американского флота и выработать стратегии их применения.
Новым подразделением американского флота, выполняющим аналогичные задачи, станет 59-я оперативная группа 5-го флота ВМС США, которую возглавляет капитан Майкл Брассер. В зону ответственности 5-го флота входит западная часть Индийского океана и Персидский залив. Основной пункт базирования – Манама (Бахрейн).
Начальник штаба ВМС США адмирал Майкл Гилдей сказал, что беспилотные надводные платформы добились определенных успехов, но их применение все еще нельзя считать повседневной практикой флота. "Мы еще не удовлетворены возможностями роботизированных систем с точки зрения надежности, – заявил он. – Но мы движемся в этом направлении. Допускаю, что через несколько лет мы уже сможем принять решение о масштабном изготовлении таких судов".
По словам командующего 5-м флотом вице-адмирала Брэда Купера, в январе и феврале США проведут в Персидском регионе крупные учения IMX 2022, во время которых планируется активно задействовать различные перспективные беспилотные системы.
Морские БПЛА, по мнению российских экспертов, можно условно поделить на три основные группы:
- тактические (ближняя морская зона, незначительно превышающая дальность радиогоризонта, – действие в интересах отдельных кораблей или отрядов боевых кораблей, а также отдельных береговых КП);
- оперативно-тактические или средневысотные большой дальности (действие в интересах отрядов боевых кораблей и корабельных соединений "нестратегического" назначения, патрулирование территориальных вод и районов акватории ближней морской зоны);
- стратегические или высотные сверхбольшой дальности (ведение разведки и наблюдения в интересах объединений и флотов, патрулирование эксклюзивной экономической зоны и удаленных районов морей и океанов, выдача целеуказания комплексам ударного, в том числе стратегического, оружия).
Особенностями эксплуатации БАС являются: чрезвычайно сложные условия старта и посадки (качка, ограниченность размеров стартовой площадки на корабле, вероятность посадки аппарата на воду и пр.), агрессивная внешняя среда, а также сложность обеспечения устойчивой связи и навигации. Последнее – в том числе и по причине сложного рельефа подстилающей поверхности – огромное водное пространство, на котором практически невозможно осуществить привязку (ориентирование), что заставляет полагаться в основном на спутниковую и инерциальную навигационные системы, а в прибрежных районах – еще и на радионавигационные системы.
Преимущественными задачами, которые определяются сегодня и на среднесрочную перспективу для морских БПЛА, являются:
- тактическая разведка и целеуказание комплексам оружия;
- дальняя разведка и наблюдение;
- разведка и подавление систем ПВО противника, а также провоцирование систем наведения противника на включение активных каналов.
Георгий Коновалов
Читайте нас: