К годовщине победы СССР над Японией 3 сентября 1945 года
Путь к победе
В марте 1932 года было образовано новое государство Маньчжоу-го. Японское правительство направило в Лигу Наций ноту, в которой говорилось, что государство создано в результате действий местного населения. На самом деле местное население, по сути, было поставлено перед фактом, а реальной властью стала Япония. Отторгнутая от Китая Маньчжурия стала для японцев отличным трофеем. На ее территории проживало 36 млн человек, было неплохо развитое хозяйство, хорошая инфраструктура и богатейшие природные ресурсы. Очень быстро японцы превратили регион в крупную военно-индустриальную базу, которая стала постоянной угрозой для территорий Советского Союза и Монголии. В нашем случае надо отметить, что фактически страна была под управлением командования Квантунской армии, которая проводила свою, отличную от японской экономики, политику.
В 1936 году в Маньчжурии появился новый страшный завод. Это производство «перерабатывало» тысячи живых людей, а продукцией, вырабатываемой на нем, можно было уничтожить все человечество за несколько месяцев. Построенное недалеко от Харбина и обнесенное высокой стеной, оно вызывало панический ужас у местного населения. Толком никто ничего не знал, но, по слухам, здесь японцы проводили страшные опыты.
Идею создания такой фабрики смерти еще в 1926 году предложил новый император Японии Хирохито. Его девизом стал лозунг «Сёва», что значит «Просвещенный мир». Император был действительно человеком образованным. По специальности он был биологом и считал, что наука должна стать лучшим другом убийц. Он искренне полагал, что биологическое оружие поможет Японии завоевать мир. Его идеи легли на плодородную почву, их поддержали японские военные, которые считали, что на одном самурайском духе войны не выиграть. По поручению японского Генерального штаба биолог и по совместительству полковник армии Сиро Исии отправился в мировое турне по биологическим лабораториям мира за опытом. С японской скрупулезностью он выведал все необходимые подробности. Итоги командировки он доложил в высших эшелонах власти, где утверждал, что биологическое оружие обеспечит превосходство армии Страны восходящего солнца. Под впечатлением этого доклада и было принято решение о создании секретного комплекса, который вошел в историю как отряд 731.
Фабрика смерти
Подготовительные работы начались в 1932 году возле деревни Пинфан. Было построено 150 различных строений и блоков. В отряд приглашались самые талантливые выпускники японских университетов, которые с удовольствием работали для победы своей родины. Маньчжурия была выбрана неслучайно. В первую очередь, это было далеко от метрополии и снижало риск при возможной утечке смертоносных материалов, а к китайскому населению жалости никто не испытывал. В китайском регионе легко было достать и изолировать «бревна» – так на языке японских специалистов называли тех несчастных, на ком проводились бесчеловечные опыты. «Мы считали бревна ниже скотов», – так высказывались работавшие в отряде ученые. Да, ни жалости, ни сочувствия к «бревнам» не было.
Приоритетом в исследованиях Сиро Исии была чума, которая в Средние века уничтожала целые страны. К концу войны он вывел такой штамм, который в 60 раз превосходил обычную заразную палочку. Остальные «ученые» тоже не отставали от своего шефа и готовили не менее опасные штаммы эпидемиологических болезней. Все эксперименты проводились в бесчеловечных условиях. Вакцинированных людей помещали в герметические клетки и проводили наблюдения за изменениями, происходящими в организмах. Зараженных препарировали еще живых, вытаскивая органы и наблюдая, как протекает болезнь. Анестезия не применялась, так как она нарушала естественный ход болезни.
Считалось, что тем, на ком испытывали газы, было легче, они раньше умирали и не так мучительно. По воспоминаниям сотрудников отряда 731, в стенах лаборатории погибло три тысячи человек, по другим данным – таких жертв было около десяти тысяч.
Успехи лаборатории позволили начать подготовку к применению оружия против населения США и СССР. В количественном составе проблем не было, к концу войны биологического оружия было подготовлено достаточно. В 1944 году только принципиальная позиция премьер-министра Тодзио спасла США от страшной катастрофы. Планировалось, что на воздушных шарах в США будут переброшены смертельные штаммы для уничтожения скота и урожая. Тодзио понимал, что война неизменно идет к концу, и победа в ней Японии очень сомнительна, он не решился на этот шаг. Была опасность, что США даст адекватный ответ, который все равно был сделан 6 и 9 августа 1945 года. В случае претворения в жизнь проекта Хирохито участи Хиросимы и Нагасаки могли быть подвергнуты уже десятки японских городов.
Цель – Советский Союз
25-30 декабря 1949 года в Хабаровске состоялся особенный судебный процесс. Военный трибунал рассмотрел дело о подготовке и применении бактериологического оружия против СССР. На скамье подсудимых было 12 японских военнослужащих, работавших в отряде 731 и проводивших жесточайшие эксперименты над людьми. Среди уничтоженных были и граждане СССР, которые попали в плен к японцам в течение 15 лет (1930-1945 гг.). Все они содержались в концлагере «Хогин» («Приют») в районе Харбина. Во время допросов было выяснено, что в концлагере содержались русские мужчины, к которым применялись пытки для получения сведений о военном и экономическом потенциале СССР. Все, кто не покорился японским палачам, истреблялись, и происходило это в 731-м химическом диверсионном отряде. На всех военнопленных испытывали действие новых химических и бактериологических средств. Начальник концлагеря признался, что лично отправил в отряд 40 советских человек. Заключенных отправляли в лагерь без одежды – ее в дальнейшем использовали для диверсионной работы японской разведки. Среди многих документов был представлен протокол допроса одного из «ученых» отряда Танако Масами, который прямо говорит, что лично работал с бактериями туберкулеза и паратифа в целях применения против Советского Союза. По его свидетельству, генерал Исии планировал начать операцию в июне 1945 года.
О том, что Япония готовится к бактериологической войне, в нашей стране узнали задолго до полной капитуляции японской армии. Китайская разведка поделилась информацией о «госпитале», появившемся под Харбином. Советская разведка взяла этот объект под свой контроль. Чуть позже министр внутренних дел СССР С. Круглов докладывал Сталину, что у отряда 731 имеется свой аэродром, свои самолеты и полигон. Было выяснено, что имеется несколько заводов по созданию «особых» бомб и артиллерийских снарядов для наполнения бактериологической начинкой. Также имелась собственная тюрьма и свой крематорий, где сжигался используемый материал. Круглов сообщал, что процесс заражения производился через рот, уколами, посредством насекомых в лабораториях и на опытных полевых участках. Эффективность экспериментов достигала 100%.
Восьмого августа Советский Союз в соответствии с решениями, достигнутыми с союзниками, начал Дальневосточную кампанию. При этом учитывалось, что Японией подготовлено бактериологическое оружие. 20 августа Красная Армия успешно завершила Маньчжурскую стратегическую наступательную операцию, войска подошли к Пинфаню. «Госпиталь» лежал в руинах, но тем не менее в руках наступавших наших частей оказалось большое количество документов и материалов по разработке бактериологического оружия. Советский Союз в очередной раз спас мир от катастрофы.
Военный трибунал в Хабаровске судил всего 12 человек, а непосредственно имеющих отношение к отряду 731 было всего 6 человек. На процессе главным обвиняемым стал Ямада, но в связи с тем, что в Советском Союзе была отменена смертная казнь, он получил 25 лет лагерей. По 25 лет получили еще три генерала, один – 20 лет. Остальные были осуждены на сроки от 2 до 18 лет.
Сам начальник отряда генерал-лейтенант Сиро Исии наказания избежал, скрывшись у американцев. Советский Союз обратился к США, требуя выдачи главных преступников, но получил отказ – слишком ценными сведениями они обладали. Кстати, позднее, со слов самих американцев, стало известно, что некоторый боевой опыт отряда 731 они применяли во время ведения боевых действий в Корее.
P.S.
Недавно мы рассказывали вам, как американцы бомбили
Япония не признала этих изуверов военными преступниками. Они участвовали в войне – значит, герои. Сами они тоже себя виновными не признали. Мы не виноваты, это все война. Практически все члены отряда 731 хорошо пристроились после войны. Имея богатый опыт, они открыли свои клиники и больницы в Японии, стали богатыми и уважаемыми людьми.
В Японии есть музей «Отряд 731», который активно посещается туристами со всего света, но прежде всего – японцами. Если у немцев посещение мемориального комплекса «Бухенвальд» вызывает негативные эмоции, то молодые японцы выходят из своего музея с настроением, что они посетили национальную святыню. Выводы делайте сами.
Читайте нас: