Двигатель ГТД-350 |
В качестве стенда самых первых исследований применялся серийный трактор К-700. На него установили двигатель ГТД-350, для работы с которым пришлось немного доработать трансмиссию. Вскоре начался еще один эксперимент. На этот раз «платформой» для газотурбинного двигателя стал бронетранспортер БТР-50П. Подробности этих испытаний не стали достоянием общественности, но известно, что по их результатам двигатель ГТД-350 признали пригодным для использования на сухопутной технике.
На его базе создали два варианта двигателя ГТД-350Т, с теплообменником и без. Без теплообменника газотурбинный двигатель двухвальной системы со свободной турбиной развивал мощность до 400 л. с. и имел расход топлива на уровне 350 г/л. с. ч.
Бронетранспортер БТР-50П с двигателем ГТД-350 |
Вариант с теплообменником был ощутимо экономичнее – не более 300 г/л. с. ч., хотя и проигрывал в максимальной мощности порядка 5-10 л. с. На основе двух вариантов двигателя ГТД-350Т были сделаны силовые агрегаты для танка. При этом, ввиду сравнительно малой мощности, рассматривались варианты с применением как одного двигателя, так и двух. В результате сравнений наиболее перспективным был признан агрегат с двумя двигателями ГТД-350Т, располагавшимися вдоль корпуса танка. В 1963 году началась сборка опытного образца такой силовой установки. Его установили на шасси экспериментального ракетного танка «Объект 287». Получившуюся машину назвали «Объектом 288».
Опытный ракетный танк «Объект 287» на полигонном испытании |
В 1966-67 годах этот танк прошел заводские испытания, где подтвердил и скорректировал расчетные характеристики. Однако главным результатом поездок по полигону стало понимание того, что перспективы спаренной системы двигателей сомнительны. Силовая установка с двумя двигателями и оригинальным редуктором получилась сложнее в производстве и эксплуатации, а также дороже, чем один ГТД эквивалентной мощности с обычной трансмиссией. Предпринимались некоторые попытки развить двухдвигательную схему, но в итоге конструкторы ЛКЗ и Завода им. Климова остановили работы в этом направлении.
Опытный ракетный танк «Объект 288» на полигонном испытании |
Стоит отметить, проекты ГТД-350Т и «Объект 288» были закрыты только в 1968 году. До этого времени, по настоянию заказчика в лице Минобороны, состоялись сравнительные испытания сразу нескольких танков. В них участвовали дизельные Т-64 и «Объект 287», а также газотурбинные «Объект 288» и «Объект 003». Испытания были суровыми и проходили на разных местностях и в разных погодных условиях. В результате выяснилось, что при имеющихся преимуществах в части габаритов или максимальной мощности существующие газотурбинные двигатели менее пригодны для практического применения, чем освоенные в производстве дизели.
Опытный ракетный танк «Объект 288» на полигонном испытании |
Тактика технические характеристики ракетного танка «Объект 288»
Экипаж, чел: 2;
Боевая масса, т: 36,5;
Габаритные размеры, мм: длина - 6225, ширина - 3415, высота по крышу башни - 1750, клиренс - 450;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град - 30; брод, м - 1,8;
Тип двигателя: газотурбинный 2хГТД-350;
Максимальная мощность, л. с: 700;
Удельная мощность, л. с./т: 19,2;
Максимальная скорость, км/ч: 66;
Запас хода, км: 450-500;
Бронирование, мм: лоб корпуса – 330;
Вооружение: не устанавливалось
Читайте нас: