Тема эффективности ударов немецкой авиации по советским аэродромам летом 1941 года неоднократно разбиралась автором в различных публикациях. ВВС КА с первого дня войны предпринимали ответные действия по аэродромам противника, причём далеко не все атаки были безуспешными, про что также можно почитать на сайте. Однако действительно массированные советские удары по какому-то конкретному аэроузлу можно пересчитать по пальцам, и сегодня речь пойдёт об одном из них.
Группировка ВВС КА на северном участке фронта какое-то время после начала войны казалась островком стабильности и благополучия. Боевая работа авиации началась с 25 июня, но реальная опасность в тот момент подстерегала только полки 1-й смешанной авиадивизии в районе Мурманска, которой противостояли немногочисленные части 5-го воздушного флота люфтваффе. На Карельском перешейке и в Приладожье ВВС СФ противостояли гораздо менее эффективные ВВС Финляндии.
Однако буквально через неделю после начала войны соединения 4-й танковой группы вермахта форсировали Западную Двину и ринулись в сторону Острова и Пскова, и помешать им теперь могли только войска Северного фронта. В первую очередь это касалось частей ВВС. Первый удар приняли на себя лётчики 158-го иап, базировавшегося в районе Острова. Штаб ВВС фронта практически сразу создал оперативную группу в составе нескольких эскадрилий 154-го, 156-го и 159-го иап, переброшенных на передовые аэродромы в район Луги. Однако немцы, форсировав реку Великая, быстро захватили Остров и вышли на подступы к Пскову, что позволило уже 7–9 июля перебазировать на аэродромы Остров, Рашкополье и Коровье Село все четыре истребительные группы I авиакорпуса и начать атаки аэродромов ВВС СФ и СЗФ, о чём уже немного говорилось в истории про таран Аристотеля Кавторадзе.
В итоге танкистов XLI моторизированного корпуса 4-й танковой группы Гёпнера удалось остановить на Лужском рубеже, а 8-ю танковую дивизию LVI моторизированного корпуса Манштейна даже на несколько часов окружить восточнее Сольцов. Однако и потери войск Красной армии при этом были немалые. Серьёзно сократилась и численность самолётов: за месяц войны ВВС СФ потеряли 413 боевых машин, в том числе 43 — на аэродромах, а еще 170 самолетов требовали ремонта. ВВС СЗФ потеряли 1100 машин, и к концу июля их силы сократились до примерно 100 самолетов, в том числе небоевых и требующих ремонта.
Необходимо отметить, что бомбардировщики ВВС СФ регулярно наносили ответные удары по аэродромам противника — в частности, 17 июля на аэродроме Псков были уничтожены два «Мессершмитта» Bf 110 из I./ZG 26 и один «Юнкерс» Ju 88 из III./KG 1. 20 июля штаб ВВС CA вообще спланировал широкомасштабные действия по аэродромам неприятеля, с охватом от северной Финляндии до района южнее Пскова и Новгорода. Эти решения некоторое время исполнялись — правда, ограниченными силами.
Следующий этап противостояния начался в конце первой декады августа, после оперативной паузы, и был связан с наступлением на Ленинград и переброской в полосу группы армий «Север» VIII авиакорпуса люфтваффе. К этому моменту VIII авиакорпус был далеко не такой грозной силой, как на 22 июня — из его состава убыли половина частей и соединений: эскадра пикировщиков StG 1, эскадра тяжелых истребителей ZG 26, бомбардировочная группа III./KG 2, истребительная группа II./JG 27, а III./JG 53 пришлось оставить воевать с ВВС ЗФ в районе Духовщина — Великие Луки.
Тем не менее, это все ещё была грозная сила. После прибытия в начале августа в район Дно — Порхов, на аэродромы Рельбицы, Сольцы, Веретени, корпус немного усилили «Мессершмиттами» Bf 110 II./SKG 210. Теперь ударные возможности, предназначенные для взаимодействия с танкистами Гота, обеспечивали бомбардировщики Do 17Z из 9./KG 2 и III./KG 3, пикировщики Ju 87 из штаба, I. и III./StG 2, штурмовики Hs 123 из 10.(Schl.)/LG 2, тяжелые истребители Bf 110 из II./SKG 210, истребители-бомбардировщики Bf 109E из II.(Schl.)/LG 2. Истребители Bf 109E из III./JG 27 в основном работали в том же амплуа. Истребительная компонента в целом была крайне ослаблена, и фактически обеспечивалась лишь тремя десятками Bf 109F-2 из II./JG 52 под руководством штаба JG 27. Только 18 августа корпус усилили группой II./JG 53, только что получившей 40 новейших Bf 109F-4. «Левую руку» 1-го воздушного флота составлял I авиакорпус, который в дополнение к трем бомбардировочным и одной истребительной эскадрам получил эскадру тяжёлых истребителей ZG 26.
После этого нет ничего удивительного, что за первые 20 дней августа немцы решили большую часть задач в отношении разгрома войск СФ и СЗФ. Не стали исключением и ВВС КА, которые понесли большие потери — части ВВС СФ и ВВС СЗФ потеряли с 22 июня по 21 августа 267 и 120 самолётов соответственно, без учета поврежденных. Кроме того, большие потери понесли ВВС КБФ. Большая часть самолетов была сбита в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии, но и на земле противнику удалось уничтожить 55 самолетов ВВС СФ и 25 самолетов ВВС СЗФ.
К началу немецкого наступления ВВС СФ, мягко говоря, находились не в лучшей форме: из 1300 машин, имевшихся на 22 июня, к 13 августа оставалось в наличии 660. Если не брать 7-й иак ПВО, ВВС 7-й, 14-й и 23-й армий, то ВВС фронта располагали мизерными силами в 67 истребителей и 68 бомбардировщиков: 41 И-16, 17 МиГ-3, 6 Як-1 и 3 И-153 в 39-й иад, 18 СБ, 4 Ар-2 и 19 Пе-2 во 2-й сад, 27 СБ в 41-й бад.
При этом следует отметить, что действия противника только набирали темп, и наиболее тяжелые потери были нанесены ВВС СФ в ходе налета на аэродром Пушкин в 13:17 21 августа, когда под удар 12 Bf 110 и 8 Bf 109 попали самолеты 39-й иад — немцы сожгли 17 самолетов, а еще два получили повреждения. 19 августа в 15:15 10 Bf 110, 8 Ju 88 и 12 Bf 109 отработали по аэродрому ВВС КБФ Низино, уничтожив 22 самолета и повредив ещё 13. Под влиянием этих досадных событий генерал А.А. Новиков разродился в адрес Военного совета СФ докладом недвусмысленного содержания:
«Противник с 10 августа в значительной степени активизировал действия своей авиации, усилив её бомбардировщиками и истребителями. От действий мелкими группами он перешел к действиям массированными, создавая для налетов группы от 20 до 40 самолетов, двумя-тремя волнами. По аэродромам, как правило, противник производит штурмовки с бреющего полета, расстреливая самолеты и личный состав из пулеметов и пушек, не прибегая к бомбометанию даже с пикирования.
Линия фронта в настоящее время проходит очень близко от наших истребительных аэродромов, и ВНОС не обеспечивает своевременного оповещения. Наибольшая часть аэродромов до сих пор продолжает быть неприкрытой ни зенитной артиллерией, ни зенитными пулеметами из-за отсутствия таковых. Отсутствие прикрытия аэродромов пулемётами усугубляет последствия налетов противника с бреющих высот, а огонь зенитной артиллерии должного эффекта в этом случае не даёт…»
Изложив проблему, командующий просил усилить оборону аэродромом 15 зенитными батареями из состава 2-го корпуса ПВО, а также помочь с организацией изготовления импровизированных зенитно-пулеметных установок ДА-2 и установок РС для стрельбы по самолетам. Кроме того, из переписки явно следует понимание того, что наличными силами справится не получается, и следует усилить ВВС фронта истребителями. Выбор был не велик, снять самолеты с Карельского перешейка или Приладожья было нереально, и взять самолеты можно было только из состава 7-го ИАК ПВО. В составе 11 полков корпуса, к 13.08.41г., числилось 124 И-16, 51 МиГ-3, 15 ЛаГГ-3 и 39 И-153. Фактически летчики ПВО уже участвовали в боях на ближних подступах, понеся серьёзные потери, с 22.06 по 9.08.41г., было сбито в воздушных боях, а также потеряно в авариях и катастрофах 74 истребителей корпуса.
Но если с самолетами I авиакорпуса люфтваффе, учитывая то что частью сил он действовал в Эстонии, возможно и удалось бы справится, то после того как вектор действий 8-го АК 15 августа, вслед за наступлением I армейского корпуса, переместился из района Новгорода, на север, в район Чудово – Любань, обстановка резко обострилась. За 10 – 19 августа 7-й ИАК ПВО потерял 59 истребителей и 29 летчиков и тенденции к стабилизации обстановки не прослеживались. Но дополнительные силы, впервые с начала войны, начали прибывать из центра – уже 15 – 16 августа в состав ВВС фронта была передана 8-я истребительная авиадивизия в составе 15-го и 46-го ИАП 33 МиГ-3 и 32 ЛаГГ-3, а 25-26.08.41г., 20 МиГ-3 35-го ИАП, 20 Як-1 121-й ИАП и 20 Ил-2175-й ШАП. Одновременно усиливались и ВВС СЗФ.
Обстановка продолжала ухудшаться, 20 августа 1941 года соединения I армейского корпуса перерезали Октябрьскую ж/д, немцы развивали наступление на Любань, в район Чудово спешно перебрасывался 39-й моторизованный корпус, и для прикрытия наступающих соединений, и в тот же день на площадку у Спасской Полисти (15 км южнее Чудово) были переброшены «мессершмитты» из II/JG 52. Учитывая назревающую опасность — усиления авиаударов по аэродромам в окрестностях Ленинграда, в советских штабах началось планирование и осуществление серии ответных ударов по передовым площадкам противника Зарудинье, Сиверская, Клопицы, Сабск, Торосово, Лисино.
Однако в результате проведенных 21–24 августа атак на вышеуказанные аэродромы, выяснилось, что скоплений самолётов противника там не наблюдалось, однако действия решили продолжить. И вот тут казалось ситуация улыбнулась советским летчикам, при выполнении разведывательного полета, для поисков авиации противника на площадках в районе Любань, Липки, Спасская Полисть, командир эскадрильи 46-го ИАП капитаном Н.М.Зверевым удалось установить наличие большого количества немецких самолетов на аэродроме Спасская Полисть (по другим данным, удачную разведку провел старший лейтенант П.П. Осипов).
Шанс выпадает только раз
Дело в том, что буквально 24 августа на аэродром Спасская Полисть были переброшены штаб и III./JG 27, II./JG 52 и II.(Schl.)/LG 2, то есть все одномоторные истребители и штурмовики VIII авиакорпуса оказались скучены на одной небольшой площадке – и были крайне уязвимы для атаки!
Появилась реальная возможность их уничтожить и немедленно с аэродромов стартовали 16 истребителей: 7 И-16 из 157-го, 4 И-16 191-го ИАП под прикрытием 5 ЛаГГ-3 44-го и 46-го ИАП. Из оперативной сводки №0127 7-го ИАК известно следующее:
«9.25 11 И-16 191 и 157 ИАП под прикрытием 5 ЛАГГ-3 штурмовали аэродром СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ. На аэродроме находилось 30-40 транспортных самолетов, МЕ-109, МЕ-110 и Ю-88, атаковал и с Н-100 мтр. С первой атаки зажжено 2 МЕ-109 на земле и 2 МЕ-109 на взлете, при втором заходе сожжено 2 МЕ-109 на земле. Летчики БЕЛОВ и ШАПОВАЛОВ уничтожили прислугу ЗА, огонь замолчал. Израсходовав весь боекомплект вернулись на свой аэродром. Вынужденно сел в Н.ДУБРОВКУ командир звена 191 ИАП лейтенант ТЕЛЬНЫХ, при посадке с капотировал. Самолет разбит. Летчик ранен в ногу и отправлен в госпиталь. У самолета летчика Белова отбит правый руль глубины, прилетел с одним, при посадке хвост отвалился, самолет скапотировал, лётчик невредим. Самолет разбит.»
Судя по тексту сводки, а также ведомости учета уничтоженных самолетов противника, налет спланировали грамотно. Звено пушечных И-16 тип 17 191-го ИАП комэска старшего лейтенанта Е.Е.Банщикова, он был формально ведущим группы И-16, должно было подавить ЗА, а И-16 тип 29 157-го ИАП вел комэска старший лейтенант В.И.Шолупов — отработать РС и пулеметным огнем по самолетам, ЛаГГ-3 которые вел комэска 44-го ИАП ст.лейтенант И.С.Яшин прикрывали обе группы «ишачков».
Все 4 заявленных уничтоженными на земле Ме-109 записаны как групповой успех пилотов 157-го ИАП, а два сбитых на взлете пошли на счет старшего лейтенанта Шолупова и лейтенанта И.К.Шаловского. Потери составили 2 И-16 тип 17 191-го ИАП разбитых на посадках, один пилот получил тяжелое ранение. На обратном пути в районе Чудово группу попытались атаковать четыре истребителя противника, их попытались связать боем пара ЛаГГов 44-го ИАП. В результате, в воздушном бою был сбит ЛаГГ-3 лейтенанта Д.И.Уточкина, летчик покинул самолет на парашюте и 30 августа вернулся в полк, известно, что в 9:50 по Московскому времени победу над И-17 заявил пилот 4/JG 52 фельдфебель Хайнц Шмидт (Fw.Heinz Schmidt).
В целом результаты налета можно оценить, как вполне удачные, удалось достичь тактической внезапности, нанести противнику урон, из минусов отметим что избежать досадных потерь не удалось, но в первую очередь это заслуга немецких зенитчиков, а истребители налет явно проспали. Главное, что подтвердилась высокая концентрация авиации противника на аэродроме, был доразведано расположение самолетов и зенитных орудий, в целом все складывалось, для нанесения решительного удара.
Удар начали готовить, учитывая указанное разведкой количество 40-50 боевых машин противника, находящихся на аэродроме, было решено задействовать серьёзные силы, четыре десятка истребителей 7-го ИАК и 8-й ИАД. Для нанесения удара задействовали две группы по шесть «Чаек» 192-го и 194-го ИАП с бомбами, далее успех должны были развивать летчики восьмерки МиГ-3 15-го ИАП с бомбами, которых поддерживали смешанные группы в составе чёртовой дюжины ЛаГГ-3 и МиГ-3 44-го, 46-го и 19-го ИАП, а завершить еще одна восьмерка МиГ-3 15-го ИАП. Вообще отсутствие ярко выраженной и большой группы прикрытия явно настораживает, даже если не брать короткий бой на отходе от цели, то в штабе 7-го ИАК и в штабе 8-й ИАД, которая находились в одном месте, должны были уже иметь информацию, про утренние воздушные бои в районе Чудово – Любань, которые сложились крайне неблагоприятно для пилотов советских летчиков.
Даже наличие в группе в 6-8 истребителей прикрытия вовсе не гарантировало её от разгрома, так около 13:00 патрулирующая в районе Чудово семерка И-16 тип5 26-го ИАП пыталась перехватить 4 Ме-110, но внезапно сама была атакована большой группой «мессершмиттов», в коротком бою немецкие истребители сбили 4 «ишачка», а еще один стал жертвой Ме-110, четыре пилота лейтенанты М.И.Крикунов, С.В. Аверин, Н.А. Добрецов и В.В. Емельченко погибли, а К.В. Лактионов получил тяжелое ранение.
С немецкой стороны результативный бой провели пилоты штабных штаффелей II./JG 53 и II./JG 52, а также 4./JG 52, победы в 13:04–13:12 по московскому времени, заявили лейтенант Ханс-Юрген Фродин (Lt. Hans-Jürgen Frodien) из Stab.II/JG 53, командир 4/JG 52 оберлейтенант Йоханес Штайнхофф (Oblt.Johannes Steinhoff), летчик этой эскадрильи лейтенант Вольдемар Семелка (Lt.Waldemar Semelka) и оберлейтенант Карл Хартманн (Oblt.Carl Hartmann) из штаба II/JG 52.
Согласно замысла следует что все группы должны были атаковать самолеты противника на аэродроме, правда судя по схеме боевого вылета из отчёта 8-й ИАД, последняя группа МиГ-3 – подписана как группа прикрытия, но это очевидно послезнания так как в том же отчете написано, что МиГи несли бомбы.
Из планируемых к вылету 41 машины, реально в налете участвовали 37 самолетов, так как 1 И-153, 3 ЛаГГ-3 и 1 МиГ-3 не смогли стартовать или вернулись из-за неисправностей.
Попробуем исследовать все источники и сделать реконструкцию событий. Наиболее подробно налет описан в боевом донесении штаба 8-й ИАД к 20:00 25.8.41 г.:
«Период 17.15 до 18.00 сводная группа истребителей 7 ИАК и 8 ИАД составе 41 самолета произвели налет на аэродром СПАССКАЯ ПОЛЙСТЬ, занятый пр-ком.
По данным утренних налетов на аэродроме было сосредоточено до 70 — 80 самолетов типа МЕ-109, Ю-87, МЕ-110 и транспортные самолеты Ю-52.
Боевой порядок истребителей был построен из 4 групп, выпускаемых с интервалом в 2-5 минут, с обязательным прохождением заранее установленного КПП /аэродром ЛЕЗЬЕ/.
Атаку аэродрома начала группа самолетов МИГ-3 15 ИАП под командой ст.лейтенанта КУЗНЕЦОВА. С первого захода группа сбросила бомбы по самолетам, находящимся на восточной окраине аэродрома и затем встав в круг начала обстрел пулеметным огнем. Прибывшая через 2-3 минуты группа И-153 194 и 192 ИАП включилась в начатую атаку, через 2-3 минуты после И-153 пришла группа самолетов МИГ и ЛАГГ-3 46, 19 и 44 ИАП и приступила к продолжению штурмовой атаки.
4-я группа самолетов МИГ-З 15 ИАП при подходе к аэродрому увидела, что прикрывающие аэродром МЕ-109 в количестве 12-15 самолетов производят атаку наших самолетов, сбросила свои бомбы на войска пр-ка, двигающиеся от СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ на ЧУДОВО и вступила с ними в воздушный бой.
По предварительным данным в результате налета и воздушных боёв из донесений экипажей уничтожено:
а) Самолетов МЕ-109, Ю-88, Ю-87 и транспортных Ю-52 35-40 единиц, на земле.
б) Самолетов на взлете МЕ-109 = 6, Ю-88= 2, Ю-87=6.
в) Самолетов в воздушном бою МЕ-109=4, МЕ-110=1, Ю-87=1 Всего до 60 самолетов.
г) 4 цистерны с бензином.
На аэродроме создано до 13 очагов пожаров и летный состав производя по 3-4 атаки израсходовав боекомплекты полностью.
Наши потери: 8 экипажей — 4 из полков 7 ИАК и 4 15 ИАП 8 АД. Не вернулись — Пом. к-ра 15 ИАП ст. лейтенант ШЕМЯКОВ, К-р эскадрильи 15 ИАП капитан ЧУРИНОВ, к-р звена 15 ИАП капитан ЕВТЮХОВ, летчик 15 ИАП лейтенант КОСТЮРИН, 19 ИАП капитан НАУМОВ и лейтенант ПОДДУБНЫЙ, из полка капитана КУЗЬМИНА летчики — ПЛОТНИКОВ и ПРОКОПОВ.
Наиболее отличившиеся при штурмовом налете:
1. Врид. к-ра эскадр. 15 ИАП ст. лейт. ДМИТРИЕВ сбивший 2 с-та,
2. Лейтенант 15 ИАП НИКАНОРОВ,
3. Лейтенант 46 ИАП ЯКОВЕНКО,
4. Лейтенант 46 ИАП ЦИБУЛЬКО,
5.Летчики: полка Капитана КУЗЬМИНА — ГОРБУНОВ, СКРИПЧЕНКО, ОСКАЛЕНКО,
6. Летчики 44 ИАП ст.лейтенант КОТИЛЕВСКИЙ, и ст. лейтенант ЯШИН,
7. Летчики 19 ИАП мл.лейтенант КУРАСОВ, капитан НАУМОВ и лейтенант ПОДДУБНЫЙ.
Вывод: 1.Организация внезапного и массового налета на аэродром пр-ка дала эффективный результат.
2. Необходимо выделять группу прикрытия в составе не менее 1/3 участвующих в налете самолетов.
3. Интервалы между группами давать в пределах 5-10 минут.
4. В качестве оружия в ударную группу включать истребители с РС, пушечные и самолеты с бомбовой зарядкой и фосфором. Группа прикрытия — только с пушечно-пулеметным огнем.»
Из оперативной сводки №0128 7-го иак:
«17.35 2 ЛАГГ-3 и 2 МИГ-3.19 ИАП с группой самолетов 8 ИАД с Н-300 штурмовали аэродром СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ, с первой атаки зажгли на земле один самолет, в это время над аэродромом появилось 20 самолетов МЕ-109 и МЕ-110, с которыми вступили в бой, младший лейтенант КУРАСОВ сбил одного МЕ-110 и наша группа истребителей выйдя из боя ушли на свой аэродром. С задания не вернулись капитан НАУМОВ на самолете МИГ-З и лейтенант ПОДДУБНЫЙ на самолете ЛАГГ-3.
17.32 5 И-158 192 ИАП с Н-300-400 мтр. атаковали аэродром СПАСКАЯ ПОЛИСТЬ. Одного Ю-88 зажгли, во время атаки в парке наблюдали скопление пехоты и автотранспорта. В этот момент сами были атакованы 7 МЕ-109 и 9 Ю-88, наши самолеты оставив бой с самолетами противника перешли на штурмовку войск, имелись прямые попадания по пехоте и автомашинам. При в возвращении р-не ЛЮБАНЬ атаковали 2 МЕ-110 и 2 4-х моторных бомбардировщика, у одного из бомбардировщиков загорелись оба правые мотора. В момент выхода из штурмовки наблюдали много очагов пожара от стоявших на аэродроме самолетов.
17.30 2 МИГ-3 и 2 ЛАГГ-3 44 ИАП при штурмовке аэродрома СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ видели на стоянке до 100 самолетов различных типов, на взлете сбито 2 Ю-88 лейтенантом КОТЕЛЕВСКИМ и ст. лейтенантом ЯШИНЫМ, в воздушном бою над аэродромом лейтенант КОТЕЛЕВСКИЙ и лейтенант СМИРНОВ сбили 2 Ю-88, после атаки на аэродроме наблюдали до 13 очагов пожара. Потерь нет.
17.35 6 И-153 194 ИАП бомбардировали аэродром СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ, одновременно наблюдали до 30 горячих самолетов и 4 цистерны которые заправляли самолеты. На взлете зажжено 2 Ю-87 и 1 МЕ-109. С данного полета не вернулись младший лейтенант ПЛОТНИКОВ и младший лейтенант ПРОКОФЬЕВ. При возвращении наблюдали от НОВГОРОДА на ЧУДОВО движение большой колонны -грузовых автомашин, голова СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ, хвост МЯСНОЙ БОР.
Сбито и уничтожено на земле самолетов противника: МЕ-109 — 4 самолета, Ю-87 — 2 с-та, Ю-88 — 6 с –тов. Не известных типов до 30 самолетов, уничтоженных совместно с 8 ИАД.
Количество уничтоженных самолетов на аэродроме СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ необходимо уточнить фотографированием 26.6.41 г.»
Еще одним интересным документом является описание вылета сборной восьмерки МиГ-3 1-й и 2-й эскадрилий 15-го ИАП, из отчета о боевой работе 8-й ИАД, старшим лейтенантом Кузнецовым (вероятно, командиром 1-й эскадрильи капитаном М.В.Кузнецовым):
«На выполнение боевого задания полетели 8 самолетов МИГ-З. Прилетев в МАНУШКИНО встретились с ЛАГГами и ЧАЙКАМИ в 17.07. В ЛЕЗЬЕ к нам пристроилась группа МИГов ЧУРИНОВА и ШЕМЯКОВА в количестве 7 шт. Прилетев к заданной цели, увидел на аэродроме пр-ка около 60-70 самолетов разных типов. Аэродром прикрывали до 10 самолетов МЕ-109 и МЕ-110. Начали сбрасывать бомбы А0-25, видел, как бомбы точно ложились в цель, после чего наблюдал шесть больших пожаров. 3атем стали атаковывать самолеты пр-ка с Н-800 м. Пикировали на Северо-Западную окраину аэродрома, затем атаковал Юго-Западную окраину, наблюдалась паника в результате неожиданного налета, люди разбегались в разные стороны. Выйдя из атаки с правым разворотом на низкой высоте был атакован МЕ-109. В это время сверху подошел МИГ-3 и отогнал его. Тогда я развернулся и на высоте 400 мт. атаковал МЕ-109 в лоб, в результате чего МЕ-109 загорелся и рухнул вниз. Подтверждают летчики ТАРАСОВ, ПОДГОРНЫЙ, ВОРОНОВ. На обратном пути встретили двух МЕ-110, атаковал и их, но не приняв боя скрылись в облаках. Из-за отсутствия бензина приземлились на аэродроме ЛЕЗЬЕ в 18.05.»
Используя эти документы, а также журналы боевых действий 7-го ИАК, и полков попробуем восстановить картину налёта и воздушного боя.
Как уже говорилось выше из готовившихся 41 истребителя, реально вылетели 37, причем, стройный замысел удара, согласно которому первыми бомбить должны были И-153, сразу сломался. Первыми около 17:30 Спасскую Полись атаковали 8 МиГ-3 15-го ИАП капитана М.В. Кузнецова и сводная семерка: 2 ЛаГГ-3 и 2 МиГ-3 44-го ИАП и 3 ЛаГГ-3 46-го ИАП которую вел старший лейтенант И.С.Яшин, которые должны были атаковать аэродром во второй и третьей волне.
МиГ-3 сбросили бомбы по восточной окраине аэродрома, далее встав в круг сделали как минимум две атаки обстреливая цели пулеметным огнем. Согласно докладу, на земле удалось расстрелять 6 самолетов, идентифицированных как Ме-109 и Ме-110. Летчики 44-го ИАП сбили на взлете два немецких самолёта, в оперсводке это Ю-88, а согласно ЖУС полка, старший лейтенант Яшин и лейтенант Котелевский сбили 2 Ю-87. Ещё один Ю-88 пошёл на счет летчиков 46-го ИАП. Подошедшие через две минуты в 17.32 пилоты пятерки И-158 из 192-го ИАП, атаковали аэродром и зажгли один Ю-88, однако их сразу атаковала большая группа самолётов противника, опознанные как 7 МЕ-109 и 9 Ю-88, и они предпочли атаковать скопление немецких войск, расположенных неподалеку.
Из доклада Кузнецова следует, что ещё на подходе он видел, что до 10 самолетов МЕ-109 и МЕ-110 прикрывали аэродром. Это не вяжется с другими источниками, из которых очевидно, что первым группам никто не мешал, поэтому, с большей долей вероятности, либо немецкие самолеты готовились к посадке, либо лейтенант слукавил и истребители противника появились в небе через три – четыре минуты, после того как советские экипажи сбросили бомбы и выполнили несколько заходов на штурмовку.
Тем не менее, около 17.34–17.35 бой начался, и подошедшие в этот момент 2 МиГ-3 и 2 ЛаГГ-3 19-го ИАП, смогли расстрелять на земле только один самолет противника, после чего были связаны боем. Проснулась и зенитная артиллерия, шестерку «Чаек» 194-го ИАП встретил сильный огонь с земли. Тем не менее по возвращению группа отчиталась о сбитых на взлете 2 Ю-87 и 1 МЕ-109, еще 30 самолетов якобы были уничтожены на земле, плюсом пошли четыре зажжённые цистерны с бензином. Суда по наградным документам, «мессершмитт» стал трофеем младшего лейтенанта А.С. Прокофьева, а «юнкерс» пополнил счет будущего Герой Советского Союза Д.Е.Оскаленко. Группа потеряла 2 И-153, вероятностью 99% от огня ЗА, пилоты младшие лейтенанты П.П.Плотников и А.С.Прокофьев погибли.
«Чайки», видимо, практически не подверглись атакам немецких истребителей, что в целом понятно, учитывая то, что над аэродромом находились 12 МиГ-3 и 7 ЛаГГ-3, а немецкие истребители, которые принимали участие в бою, не имели численного превосходства, по данным советской стороны их количество колебалось от 7 до 20. К сожалению оперативные документы JG 27 и входивших в её состав групп, не сохранились, однако используя имеющиеся заявки на победы немецких летчиков, можно предположить, что в бою участвовали следующие части, вступавшие в схватку последовательно, либо по мере взлета, или возвратившись с выполнения задания. Вероятно, первыми противниками советских бойцов стали Bf109F-2 из 6 отряда II/JG 52, в 17:35 по одной победе над И-18 заявили пилоты этого отряда лейтенант Густав Денк (Lt.Gustav Denk) и унтер-офицер Хельмут Рампфель (Uffz.Helmut Rampfel), далее подключился 4 –й штаффель JG 53, в 17:36 две победы над И-18 заявил оберфельдфебель Стефан Лутьенс (Obfw. Stefan Litjens), а последним в бой вступил штаб II/JG 52 в 17:37 И-18 заявил командир группы гауптман Эрих Войтке (Hptm. Erich Woitke).
Пилоты 15-го, 44-го и 19-го ИАП в свою очередь доложились о следующих успехах в воздушном бою. По одному Ме-109 заявили пилоты 15-го ИАП, будущий Дважды Герой Советского Союза капитан М.В.Кузнецов, будущий Герой Советского Союза П.Т.Тарасов, а старший политрук И.В.Подгорный один полутороплан, как бы намекая на наличие в воздухе штурмовиков Hs123 из 10./LG 2. Лейтенанты Котелевский и А.Ф.Смирнов из 44-го ИАП претендовали на Ме-109 и Ю-87 соответственно. Младший лейтенант Г.П.Курасов из 19-го ИАП доложил, что сбил Ме-110 (по другим данным Ме-109).
Необходимо отметить, что согласно немецким документам, ни сбитых «мессершмиттов» ни «юнкерсов» не зафиксировано, что к сожалению, нельзя сказать про советские группы. 19-й ИАП потерял по одиному ЛаГГ-3 и МиГ-3 пилотам лейтенанту Н.П.Поддубному и капитан П.И.Наумову (свежеиспеченному командиру 427-го ИАП и в будущему генерал-майору) удалось выйти к своим. 46-й ИАП лишился пары ЛаГГ-3 №3121629 и 3121598, пилоты младшие лейтенанты Смирнов и Чуричев вернулись в часть. Еще несколько машин были подбиты, от огня ЗА и самолетов противника, в частности получили повреждения все четыре истребителя 44-го ИАП, а у МиГ-3 №4133 1-й эскадрильи 15-го ИАП был прострелян маслобак, лейтенанту Г.А.Никанорову чудом удалось довести самолет до аэродрома Лезье.
Но это был только пролог — следующие несколько минут стали самыми драматичными, семерка МиГ3 третьей эскадрильи 15-го ИАП, которую вели заместитель командира полка А.А.Шемяков и комэска капитан В.А.Чуринов, увидев воздушный бой, сбросила бомбы, не доходя аэродрома и вступила в воздушный бой, таким образом прикрывая отход остальных самолетов. Какие-либо подробности этой фазы боя отсутствуют, успехи не зафиксированы, и можно лишь констатировать, что эскадрилью немцы разгромили, на аэродром не вернулись четыре МиГ-3 (заводские № 3959, 3969, 3995, 3997), погибли Шемяков, Чуринов и адъютант эскадрильи Н.Ф.Костюрин, а командир звена капитан В.Я.Евтюхин попал в плен.
Со стороны противника в 17:39 один И-16 и один И-18 заявили пилот штабного звена II/JG 52 унтер-офицер Бернхард Вильски (Uffz. Bernhard Wilsky) и оберфельдфебель Стефан Лутьенс, а в 17:40 и 17:41 еще по одному И-18 заявили пилоты 4/JG 52 унтер-офицер Херберт Роллваге (Uffz.Herbert Rollwage) и лейтенант Герхард Штенгель (Lt.Gerhard Stengel). Вот на такой не весёлой ноте закончился этот налет, для советских летчиков.
Ну а что же реально удалось добиться советским летчикам? Согласно данным противника размен был мягко говоря не равный. За оба налёта на 100% удалось уничтожить два Bf-109E заводские №3455 и 0926 из 5. и 6.(Schl.)/LG 2, и ещё один «мессершмитт» из 5 штаффеля получил в воздушном бою повреждения 35%, плюс повреждения неизвестной тяжести получили по одному самолету из 10/LG 2 и 5/JG 53.
В этот день командир II.(Schl.)/LG 2 майор Отто Вайс (Maj.Otto Weiß) выполнил свой 300 боевой вылет, и наверняка из-за потерь настроение у него было подпорчено, однако если говорить серьёзно, то потери вообще никак не повлияли на боеспособность группы, согласно донесениям 1-го воздушного флота, если 25 августа самолёты группы выполнили 69 боевых вылетов, то за следующий день уже 102. Кому из советских пилотов удалось уничтожить немецкие штурмовики, к сожалению, установить не удалось, по причине отсутствия оперативных документов группы.
Однако с большей долей вероятности, оба «мессера» расстреляли РС И-16 157-го ИАП утром, именно пилоты этой группы указали на уничтожение на земле Ме-109, в докладах о вечернем вылете в основном фигурируют Ме-110, Ю-88 и Ю-87, говорить всерьёз про «до 30 горящих самолётов неизвестных типов» якобы уничтоженных шестеркой «Чаек» 194-го ИАП, наверное, не стоит. К сожалению, такой сомнительный почин, вскоре подхватили летчики и других частей ВВС, и с августа 1941 года, разгромленные немецкие аэродромы с 40–50 «уничтоженными» самолётами противника, становятся обыденностью в советских оперативных документах.
Как говорилось выше безвозвратных потерь в воздушных боях немцы не понесли, поэтому обсуждать заявки на победы советских летчиков, особенно в плане якобы сбитых Ю-87 и Ю-88, вообще бессмысленно, остаётся только сожалеть про такой невероятный оверклейм. Интересно, что в доклад 8-й ИАД записали победу в воздушном бою над Ме-110 старшего лейтенанта А.А.Дмитриева из 1-й эскадрильи 15-го ИАП, хотя она была заявлена, в ходе вечернего вылета пятерки МиГ-3 по тревоге в районе Любани, группа стартовала в 18:10, то есть в тот момент, когда самолёты, атаковавшие аэродром, приземлились в Лезье. Противник напротив, практически не завысил свои успехи, во время второго налета, на 9 заявок имеется 8 сбитых самолётов, а утром на одну заявку — один сбитый. Героем дня несомненно стал Стефан Лутьенс, заявивший три победы, как минимум две из которых подтверждаются, а всего за день на его счет пошли пять советских истребителей, и с 19 победами он готовился возглавить рейтинг лучших асов группы.
С советской стороны, в таком амплуа выступал командир 1-й эскадрильи 15-го ИАП капитан Михаил Кузнецов, заявивший в тот день три победы над Ме-109, причем кроме известной нам, еще две были заявлены Михаилом Васильевичем в ходе штурмовки аэродрома I/JG 54 Лисино, где кроме того на эскадрилью были записаны уничтоженные на земле 2 Ме-109 и на аэродроме Клопицы еще один. К сожалению, в отличии от Лютьенса, ни одна из его заявок на победы не подтверждается противником, однако ему в плюс следует поставить то, что он трижды за день водил группу на штурмовку аэродромов и эскадрилья не имела потерь.
Разница в результатах, очевидно лежит в плоскости уже не раз обсуждаемых проблем в уровне учебно-боевой подготовки и технической отсталости матчасти ВВС КА, против Bf109F-2, тем более F-4, которыми управляли отлично подготовленные пилоты, многие из которых были асами, даже опытные советские летчики ни на ЛаГГ-3, ни МиГ-3, особенно в бою на малой высоте, конечно поспорить не могли. Еще два кандидата, это комэска 44-го ИАП старший лейтенант И.С.Яшин, дважды водивший группы на аэродром Спаская Полисть и комэска 157-го ИАП старший лейтенант В.И.Шолупов, который кроме удачного утреннего удара по Спасской Полисти, вечером смешанной десяткой И-16 157-го и 191-го ИАП штурмовал аэродром Сиверская, немецких самолетов там, правда, не обнаружили, а ответным огнем ЗА, был сбит И-16 191-го ИАП, пилот лейтенант Г.Т. Глинянный погиб.
Ну а ответ на вопрос: почему не удался вечерний удар по Спасской Полисти – очевидно лежит в тактической и организационной плоскостях.
Во-первых, удар ждали, и внезапности достигнуть не удалось, и вероятно советские командиры даже не попытались воспользоваться, какой-то военной хитростью, хотя в докладе штаба 8-й ИАД, считали по-другому: «Организация внезапного и массового налета на аэродром пр-ка дала эффективный результат».
Во-вторых, по непонятным причинам, самолёты не разделили на группы подавления зенитного огня, ударную группу и сильную группу прикрытия, почему это сделали утром, но не сделали вечером остаётся загадкой, возможно просто не хватило времени. Хотя другие выводы в докладе 8-й ИАД очень логичные и правильные:
«В качестве оружия в ударную группу включать истребители с РС, пушечные и самолеты с бомбовой зарядкой и фосфором. Группа прикрытия — только с пушечно-пулеметным огнем…Необходимо выделять группу прикрытия в составе не менее 1/3 участвующих в налете самолетов».
А фактически вылетело 6 групп, по две: «чаек», МиГов и смешанных ЛаГГов и МиГов, но никакой тактической задачи каждая из них очевидно не имела. Формально группы формировались «от аэродрома» подходили к цели порознь имея одинаковую задачу, что давало возможность немцам бить их по частям и очевидно, что в штабе 8-й ИАД так и не поняли, так как в выводах прямо пишут: «Интервалы между группами давать в пределах 5-10 минут.»
В-третьих, очень важный вопрос с командованием — по странной логике, командира всей формации в воздухе не было предусмотрено, а вопрос единоначалия был однозначно один из основных. Ведь чехарда с нанесением ударов не в той последовательно, это как раз вопрос отсутствия общего командира. По идее группу должен был возглавить командир в ранге заместителя командира дивизии, комдив или даже заместитель командира корпуса. Странно, что это было не сделано, ведь и заместитель командира 8-й ИАД кавалер ордена Ленина подполковник И.В.Якубович и комдив Герой Советского Союза полковник Н.С.Торопчин и командир 7-го ИАП Герой Советского Союза полковник С.П.Данилов, были опытные и отважные летчики-истребители, и были вполне подготовлены для выполнения подобных задач.
Отметим и отметим положительное — командование корпуса вполне осознавало, что требуется продолжит атаки аэродрома Спасская Полисть, и уже ранним утром 13 самолётов 15-го, 44-го и 46-го ИАП пошли на старт. Однако все сразу пошло не так, на взлете из-за сорвавшейся бомбы взорвался МиГ-3 №3968 1-й эскадрильи 15-го ИАП лейтенанта В.Ф.Кузнецова, пилот погиб. У ЛаГГ-3 старшего лейтенанта Яшина на убрались шасси, и при посадке одна из стоек подломилась, самолет был поврежден и требовал ремонта. Ещё один герой предыдущего налёта лейтенант Котелевский, вернулся и при попытке посадить самолёт упал в лес, ЛаГГ-3 сгорел, пилот погиб.
В итоге на выполнение задания вылетели две группы 4 МиГ-3 15-го ИАП и 1 ЛаГГ-3 44-го ИАП и пятерка ЛаГГ-3 46-го ИАП. В ходе атаки ведущий группы ЛаГГ-3 комэска 46-го ИАП капитан Н.М. Зверев и младший лейтенант В.И. Щенников на взлете заявили победу над Ме-109. Согласно докладу 8-й ИАД, на земле удалось уничтожить еще 4 Ме-109. Реально противник потерь не имел, в отличии от советской группы, из вылета не вернулись МиГ-3 №3987 и ЛаГГ-3 №3121633, пилоты старший лейтенант Е.Ф. Ермаков 15-й ИАП и лейтенант П.Ф.Богданов 46-й ИАП погибли. С немецкой стороны по одной победе над И-16 и И-18 с 6:16–6:17 заявили пилоты 5/JG 53 унтер-офицеры Курт Николаус (Kurt Nickolaus) и Курт Брааш (Kurt Braasch), а в 6:30 И-18 заявил Стефан Лутьенс, для которого это была двадцатая победа и он возглавил список асов группы.
В 6:30 старший лейтенант Шолупов, привел два звена И-16, своего и старшего лейтенанта Банщикова из 191-го ИАП на штурмовку аэродрома Лисино, удачливому ведущему вновь сопутствовал успех, сбросив на аэродром 4 бомбы и 16 РС, на счет группы пошли 5 Ме-109 уничтоженные на земле и один сбитый на взлете. Далее звено 157-го ИАП смогло проскочить огонь ЗА и уйти от преследования звена Ме-109, лишь один самолет получил повреждения, а вот коллеги из 191-го ИАП, вновь пострадали, на обратном пути «ишачки» были атакованы «мессершмиттами» и на свой аэродром не вернулись оба ведомых лейтенаты И.П.Белов и П.Д.Коновалов погибли. Оба И-16 в 6:45 и 6:48 сбил опытный ас из 5/JG 54 оберлейтенант Вольфган Шпате (Oblt. Wolfgang Späte), для него это были 26 и 27 победы. В этот же день аэродром Лисино проштурмовали 5 И-16 26-го ИАП под прикрытием 3 Як-1 121-го ИАП, экипажи отметили пять пожаров на аэродроме. Однако ни каких потерь базировавшаяся в Лисино I/JG 54 не имела.
А последний раз аэродром Спасская Полисть навестила 28 августа семерка И-16 157-го ИАП ведущим вновь был неутомимый старший лейтенанта Шолупова. В18:20 пилоты группы сбросили бомбы и РС и обстреляли стоящие на аэродроме до 50 самолетов противника пулеметным огнем. Экипажам засчитали 7 уничтоженных на земле Ме-110, но в документах противника, по традиции, ни о потерях, ни о повреждениях информации нет, к счастью и все И-16 вернулись на аэродром.
Отметим, что в целом несмотря на перечисленные недостатки, организация боевой работы ВВС СФ в августе 1941 года, вполне соответствовало уровню других фронтов. Неплохо была организована воздушная разведка, которая своевременно вскрывала и перебазирование немецкой авиации на передовые аэродромы, и выдвижение моточастей. В основном, разрабатывались адекватные планы действий ударной и истребительной авиации, в большинстве операций между последними было налажено взаимодействие. Как видно из схем действий противников по аэродромам, советское командование старалось гибко реагировали на изменения ситуации и отвечать на угрозы.
Советские летчики героически атаковали аэродромы противника, напичканные МЗА. Но при этом уровень потерь ВВС СФ как от ударов люфтваффе по советским аэродромам, так и при атаках немецких авиабаз был на порядок выше, чем у противника. Обладая более совершенным вооружением и опытом, немцы раз за разом наносили противостоящим им частям ВВС КА огромный урон, неся весьма умеренные потери. К середине августа силы ВВС СФ и СЗФ практически иссякли, в августе с фронта из-за потери большинства самолетов вывели 41-ю бад, а в сентябре — 2-ю сад и 39-ю иад. В этой ситуации выходом было только накачивание фронтов новыми частями, что и было сделано, в том числе за счет 6-го иак ПВО Москвы. Однако в ходе последующих боёв ситуация повторилась, и к концу сентября вновь прибывшие части были обескровлены, а противник без паузы перебросил VIII авиакорпус на московское направление и создал перевес в силах на направлении главного удара. Советскому командованию надо было искать адекватный противовес таким машинам войны, как авиакорпуса люфтваффе, однако решения этой проблемы нашлись далеко не скоро.
Михаил Тимин
Читайте нас: