"Морским судам быть", - постановила Боярская дума 30 октября 1696 года. Постановила без энтузиазма, под давлением энергичного 24-летнего Петра I, которого в свою очередь "стимулировало" обидное фиаско первой попытки взятия Азова и обретения гигантской континентальной страной собственного выхода в незамерзающее море. На действительно крупные личности поражение влияет благотворно. Петр начал действовать быстро, но стратегически точно. Уяснив, что без военного флота России не видать вожделенной виктории, царь занялся решением вопроса, как сейчас говорят, комплексно.
Отметим, конечно, что строительство пушечных галер при Петре было начато еще до первого похода на Азов. И проходило оно в селе Преображенское. Далее галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, где на специально сооруженных для этих целей верфях проводилась окончательная сборка флотских кораблей с последующим их спуском на донскую воду.
Воронежская верфь в 1696 году закипела усердной работой. К процессу были подключены мастера не только из России. Активно приглашались Петром I инженеры из Европы, включая Германию и Голландию.
В решении Боярской думы первоначально речь шла о 52 кораблях, но впоследствии число создаваемых по плану кораблей было доведено до 77.
Так начиналась морская, флотская история нашей страны.
Но все же, зачем России флот? Что он дал и дает России? Может ли наша страна существовать без дорогостоящего военно-морского организма, который в свою очередь требует создания огромной и очень капиталоемкой судостроительной промышленности?
Апостол Андрей Первозванный когда-то водой пришел на Русь и дошел до устья Невы, где Петр Великий заложит святой город и Лавру. Через десять веков после Андрея Первозванного святой князь Владимир отправился к месту своего крещения, Корсуни, водой на ладьях (судах «река-море») и вернулся после крещения той же водой.
Главные русские святыни-твердыни окружены водой или возникли в устьях рек - Соловки, Валаам, Кирилло-Белозерский монастырь и Александро-Невская лавра, Нилова пустынь. Величие России - в верности своему морскому призванию. "Моряк - любимец Родины", - такими плакатами встречал освобожденный Севастополь своих моряков.
Атеисты, воры и тираны не любят моря. История не знает ни одного тирана-моряка, как русский флот не знает ни одного случая дуэли между морскими офицерами. Один из величайших русских подвижников, святой епископ Иннокентий (Борисов), увековеченный на памятнике 1000-летия России, под картечью освящал русские батареи и воодушевлял защитников Севастополя. Народ говорил: "Если бы армией командовал святитель Иннокентий, то Россия выиграла бы войну в Крыму".
Фото: ПО "Севмаш". Многоцелевая АПЛ четвертого поколения "Северодвинск" проекта 885 "Ясень"
Русский флот всегда был вместилищем духовности. Ни одно государство в мире не имеет таких морских соборов-памятников, как Россия.
Знаменательно, что несколько самых грандиозных и прославленных храмов были заложены последним государем-страстотерпцем в присутствии его святой семьи и освящены великим подвижником Иваном Сергеевым, получившим имя "Кронштадтского", по имени колыбели русского флота. Три из них - творения выдающегося православного зодчего Василия Косякова. Это церковь Богоявления Господня (Гутуевская) в Санкт-Петербурге (1891-1899), грандиозный Морской Николаевский собор в Либаве (1900-1903) на три тысячи прихожан, и, наконец, главная высота всей русской Балтики - величавый Николаевский Морской собор в Кронштадте (1903-1913). На постройку этого собора жертвовала вся Россия. Он вмещал до шести тысяч человек. Заложен был в 1901 году при главном командире Кронштадтской крепости, адмирале С. О. Макарове. Храм трехпрестольный. Мозаики украшали три фасада храма. На главном западном фасаде - изображения Спаса Нерукотворного, Николая Чудотворца и Иоанна Рыльского. Северный вход освятила мозаичная икона Казанской Божией Матери, а южный - Митрофания Воронежского, любимого епископа Петра I. Храм был поставлен "на месте особенных трудов" Петра Великого и посвящен всем павшим русским морякам. На черных бронзовых досках были выбиты имена всех моряков, прославивших флот и отдавших свою жизнь за Россию. Это был храм-памятник, где ежедневно поминались все моряки, отдавшие жизни во славу русского флота. Коммунисты уничтожили доски, а из храма сделали клуб. Сейчас главный храм русского флота, слава Богу, восстановлен.
Глубоко и верно заметил по этому поводу адмирал Игорь Касатонов: "Государствообразующую роль, подобную той, что сыграл в России в XVIII - XIX веках наш флот, сыграли в свои эпохи флоты Британии и Португалии, Испании и Франции, Голландии и Германии. Роль их записана в исторических хрониках, документах, романах, отражена в произведениях скульптуры и живописи. Но не было в этих странах, католических и протестантских, создано религиозных духовных храмов-памятников. Видимо, лишь русскому православию, как духовной первооснове жизни и развития русской нации и русской государственности, свойственно особое духовно-возвышенное отношение к своей истории, к деяниям, жертвам и подвигам своих предков - поминание павших, прославление победивших, почитание делателей".
Тайна этого явления - в том, что Божий Промысел создал Святую Русь как Морскую Русь. Как сказал царь-моряк Петр I после победы у Гангута, "Бог создал Россию только одну, она соперниц не имеет".
Залповый пуск крылатых ракет группой кораблей Каспийской флотилии, 7 октября 2015 г.
Когда после Северной войны Петр I создание новой России связал с "ничем иным, токмо флотом", ко времени этого государева высказывания на просторах Святой Руси было заложено и построено 30 верфей! Помимо них, без единого рубля инвестиций и займов из-за рубежа, были построены доки, металлургические, оружейные и пороховые заводы, мануфактуры, школы, дворцы, храмы, госпитали. Самый лучший и большой в мире дом построен по чертежам царя в Кронштадте. Самая большая в мире верфь на десять тысяч рабочих создана по чертежам царя в граде Святого Петра в устье Невы. Но главное - были созданы новые кадры. Четверть офицеров к концу царствования Петра I были выходцами из податного сословия. Все солдаты освобождались от крепостной зависимости. То была подлинно свободная, православная армия. Петр не был бы Петром, если бы в свой "Табель о рангах" не внес особый 15-й параграф, который гласил, что выходцы из народа уже с младшего (обер-офицерского) чина получают потомственное дворянство. Но это касалось только офицеров флота и армии, ибо: "Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяне".
Ничто не приводило в большую ярость царя Петра, чем воровство, которое жулики нынче стыдливо называют "коррупцией". Ничего так не потрясло на Западе, полном технических чудес, молодого тогда российского государя, как старый капрал-пруссак - сборщик податей, сидящий на сундуке с деньгами и запивающий водой корку хлеба.
Кто же главный враг на пути осуществления Россией ее миссии в мире? Этот враг - внутренний, и лучше всего о нем сказал епископ Кавказский и Черноморский, святой Игнатий Брянчанинов, дворянин из военных инженеров, в письме другому дворянину, наместнику Кавказа, генералу Николаю Муравьеву-Карскому. Письмо это доселе никогда не публиковалось. Вот что пишет епископ: "России невыносимо тяжки ее внутренние враги - взяточники, воры, слуги без чести и без совести, водимые глупейшим эгоизмом. Если не обуздать их благовременно, то они погубят Отечество. Вы призваны к борьбе против них! Не отступайте и не уступайте. Ваш подвиг не блестящ, но существенно нужен и полезен. В Вас пускают стрелы и кинжалы, Вам наносят сердечные раны; эти невещественные оружия и язвы видны Богу и оценены Им: ибо не только, по словам одного видного святого, подвиг и смерть за Христа есть мученичество, но и подвиг, и страдания за правду причисляются к мученичеству".
Император Петр Великий оставил нам в наследство свой любимый клич: "Для Бога поспешай!". Его слышали на абордажных мостиках, на верфях, у осадных лестниц, на посадках садов и при закладке храмов. Святое подвижничество Отца Отечества не могло не породить благородного флотского братства.
Дело его увенчал царь-мученик Николай II. Помогал отважному государю великий страж веры и молитвенник земли русской, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, скромный протоиерей Андреевского собора и самый храбрый на Руси человек.
"Священник всемерно должен стараться поддерживать в себе смелость, мужество, дерзновение, вопреки бесплотному врагу, непрестанно всевающему в него свою мечтательную боязнь, свой нелепый страх, иначе он не может быть ни обличителем пороков людских, ни истинным служителем таинств. Дерзновение - великий дар Божий и великое сокровище души! В земной брани или на войне смелость или храбрость много значит, ибо она творит просто чудеса; а в духовной брани - и тем паче", - так учил сын бедного сельского причетника Иван Кронштадтский, чьи предки три с половиной века священствовали на русском Севере - в Пинежском уезде Архангельской губернии, вблизи Белого моря. С особой силой Иоанн Кронштадтский призывал сограждан служить государю в горькие дни Порт-Артура, Цусимы и крамолы 1905 года. В Царское Село им была послана телеграмма его императорскому величеству государю императору: "Сегодня в Кронштадтском Андреевском соборе служением двух архиереев, множества духовенства, при великом стечении верующих, вознесены наши молитвы о державе, победе, пребывании в мире, здравии и спасении Твоем, возлюбленный наш Самодержец и венчанный Вождь России".
"Иоанн Кронштадтский" - так должен быть назван новый российский авианосец. Бог - всегда с самым храбрым экипажем.
***
Набило оскомину цитирование во время морских юбилеев слов Петра I о том, что всякий государь, "который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет - обе руки имеет". Задался ли хоть один человек за 300 лет при этом вопросом: "А какая рука у государства флот - правая или левая?". Ни один! Потому что твердим, не задумываясь, однажды проштампованное. Между тем, все без исключения поражения, невзгоды и кризисы нашей Родины проистекают уже 300 лет, как в мирное время, так и при войнах, от того, что флот не был не то что правой рукой государства, а часто даже и полузасохшей левой. И это у единственного в мире государства, омываемого тремя океанами! У державы, имеющей сто тысяч километров только речных федеральных путей - полтора экватора! У государства, чья береговая линия - самая протяженная на земле и составляет две трети всех ее границ. У народа, чьи города (практически все) стоят на берегах рек, озер и морей, чей любимый святой - Николай Угодник, покровитель плавающих.
Когда Петр I говорил, что Россию поднял только флот, он имел в виду, что "ничем иным, токмо флотом" будет укрепляться и процветать Россия и впредь.
Помним ли мы об этом? Верны ли заветам Отца Отечества? Мы не помним и не верны бываем часто, оттого что даже не знаем об истинных заветах Великого Петра.
Флот всегда был главным показателем здоровья общества и разумности его политической системы. С античных времен известно, что периоды расцвета государств всегда сопровождались усилением морских мотивов в их искусстве. Общество, где не мечтали о море, парусах, где не в моде детские матроски, уже вошло в хрюкающе-потребительскую деградацию.
История показывает: когда слабел Флот, Россия неминуемо приходила в упадок. И напротив, как заметил адмирал Горшков: как только Флот приобретал активные черты, наступал в государстве подъем. Мы здесь пишем "Флот" с заглавной буквы, когда имеем в виду все компоненты морской мощи государства - промысловый флот, торгово-транспортый, речной, морскую пограничную охрану, судостроение, науку и морские вузы, судоремонт и, наконец, Военно-морской флот, который насильно сделали одним из видов Вооруженных сил. Между тем, он сам включает в себя все виды и рода вооруженных сил и всегда развивался как самостоятельное министерство.
В 70-х годах XX века Военно-морской флот воплотил мечту Петра Великого и стал океаническим. В 1970 году мы провели маневр четырьмя флотами в Мировом океане, чего не позволила себе до сих пор ни одна другая страна в мире. Мы добились наивысшей морской мощи за последние триста лет, сделав вчерашнюю "владычицу морей" Англию третьестепенным морским государством, наряду с Францией, Германией и Японией. У нас остался только один достойный соперник в Мировом океане - Соединенные Штаты. Даже еще в 1990 году мы ежегодно вводили в строй пять-шесть атомных подводных ракетоносцев, до пяти крупных надводных кораблей океанской зоны, двадцать средних и малых кораблей, обеспечивая это мощной многоцелевой морской авиацией.
Но потом появились грязные люди, которые стали внушать всем, что "политика - грязное дело". Между тем, военное дело есть "продолжение политики иными средствами", и ни один воин (от солдата и матроса до генерала и адмирала), не только в России, но и в любой другой стране, не соглашается ни за какие деньги посвящать свою жизнь тому, что является продолжением "грязного дела".
Вспомним, при советской власти море было одним из трех надежных источников валюты, наряду с нефтью и газом. Рыбный промысел был "золотым цехом" страны. Несколько миллиардов ежегодно давал торговый флот. Питеру с его заводами-гигантами мировой известности (Путиловским, Ижорским, Металлическим, ЛОМО, Обуховским) половину доходов в бюджет, тем не менее, приносило Северо-Западное пароходство. Завтра, если порт Санкт-Петербург будет модернизирован, а пароходство восстановлено, он может дать все 90% бюджета Великого Города, как в Гамбурге или Амстердаме. Со вступлением в строй портов в Ломоносове, Усть-Луге и Приморске, Финский залив может поднять и всю Россию. Если же Финский залив соединить (как мечтали лучшие умы России до 1917 года) сверхскоростной железнодорожной магистралью с Владивостоком и БАМом, то тогда оправдается предвидение Петра Великого (после морской победы при Гангуте).
Когда-то, создав крупнейший в мире подводный флот, мы как бы дружно нырнули в глубину, оставив поверхность океана супостату. Пришла пора выправить этот перекос и основные силы флота перенести с Европейского Севера на Тихий океан, для чего создать на русском Востоке не один, а три военно-морских океанических флота: один - с базой в лучшей гавани мира, Петропавловске-Камчатском, другой - на Сахалине, а третий - в обширной Императорской Гавани (бывшая Советская гавань).
Но прежде всего флотские офицеры действительной службы и запаса должны полностью овладеть ситуацией в портовых городах и очистить их от воров всех мастей. Это их священный долг перед Россией.
Читайте нас: