Рыцари в латах оставались неуязвимы до тех пор, пока метательное оружие ограничивалось луком и пока рыцари воевали в границах, дозволенных их броней. В сражении при Креси и других подобных битвах, французские рыцари потерпели поражение не столько от стрел английских лучников, сколько вследствие условий местности. Они увязли в болоте, и, став неподвижными, сделались легкой добычей неприятельских воинов. Доказательством того, что не стрелы были причиной гибели рыцарей, является тот факт, что лучники были снабжены палицами или свинцовыми молотками, которыми они могли оглушать увязшего в болоте и неподвижного рыцаря, сделав его безвредным. Лучники добивали жертву до бесчувствия, потом затем расстегивали латы и брали рыцарей в плен для получения выкупа.
Шотландская боевая повозка
Военная самодвижущая повозка Леонардо да Винчи
Эти способы заключаются в употреблении военных колесниц, или подвижных крепостей. Конрад Кайзер в своем военном сочинении, написанном между 1395 и 1405 годами, описывает несколько "военных колесниц". Некоторые из них были снабжены пиками, другие были вооружены пушками. Немного позже, в 1420 году, Фонтана проектировал большую "военную колесницу", а в следующем году Арчингер разработал такую, в которой помещалось не менее 100 человек. Все эти колесницы двигались живой силой, причем люди и животные были впряжены внутри их. Изображение одной из них можно найти в "Военных древностях" Франсиса Грозе. Ее команда состояла из 8 человек. Эти военные колесницы двигались с помощью живой силы, их движение было весьма ограничено, за исключением лишь твердого и ровного грунта, вследствие чего стали делать попытки применения других средств передвижения. В течение последней четверти XV-гo столетия военные колесницы вступают во вторую фазу своего развития. В труде Вальтурио от 1472 года есть чертеж одного из этих монстров техники, колеса которого двигались ветром.
Боевая колесница Вальтурно 1472 года
Через 10 лет после этого мы видим Леонардо да Винчи, занятого составлением чертежа другого типа самодвижущейся машины. В письме к герцогу Людовику Сфорца он говорит: "Я строю безопасную, закрытую колесницу, совершенно неуязвимую; когда она врежется со своими пушками в глубину неприятельского расположения, какова бы ни была численность противника, последнему придется отступить; пехота может следовать за ними в безопасности и не встречая сопротивления"
Сухопутный галеон Стэвина 1599 год
Что двигало эту военную машину неизвестно; но вышеприведенное описание так подходит к современному танку, рисует его так точно, что, очевидно, у Леонардо да Винчи, почти 350 лет тому назад, было более ясное представление о действии танка, чем у многих британских военных перед сражением у Камбре, через 14 месяцев после выхода в поле первого танка.
Боевая повозка Гольшауэра в 1558 году
Несколько похожий на это, самодвижущийся фургон был задуман для Максимилиана I, а в 1558 году Гольцшуер описывает боевую колесницу, во время движения которой ей предшествовала пехота, а с флангов ее прикрывала кавалерия.
В 1599 г. Симон Стевин, якобы, построил для принца Оранского два настоящих сухопутных корабля; они состояли из 2-х небольших, вполне оснащенных боевых судов, поставленных на колеса.
Читайте нас: