Вступление России в игру на сирийской «шахматной доске» повлияло на всех без исключения участников конфликта, и само собой разумеется, привело к существенному изменению тактики правительственных войск.
Учитывая постоянно прибывающее к боевикам различных исламистских группировок пополнение через границы сопредельных государств — в первую очередь, через турецкую — до последнего момента ВС Сирии могли разве что удерживать позиции и отстаивать рубежи.
Наличие у правительственных сил бронетехники не давало стратегического преимущества, так как нивелировалось обильными поставками террористам противотанковых средств, как правило, американского производства. Не являясь современными разработками — наиболее массовый в арсенале мятежников комплекс TOW разработан в конце шестидесятых — это оружие вполне эффективно против имеющихся на вооружении Сирийской арабской армии (САА) танков и других бронемашин.
Стратегическое присутствие России, её воздушно-космических сил и технических средств различного назначения позволило существенно улучшить тактику САА, приспособив её к создавшимся условиям.
Так, появление в распоряжении Сирийской арабской армии новых высокоточных средств разведки и огневого поражения позволяет защитникам Сирии прибегать к новой, более эффективной тактике уничтожения террористов.
Большое значение имеет взаимодействие появившихся у САА беспилотных летательных аппаратов с артиллерией, которая значительно усилила свой огневой потенциал и точность. Танки теперь также стали куда менее «слепыми».
Наступление САА развивается после авиационных и артиллерийских ударов, а также специальных операций по ликвидации «полевых командиров» террористических группировок и проведению диверсий против их инфраструктуры: систем связи, управления и обеспечения человеческими и материально-техническими ресурсами.
Операциям сирийских войск по освобождению оккупированных боевиками территорий предшествуют также проведение информационных и пропагандистских мероприятий. Всё это — появление высокоточного оружия и средств оперативной разведки в сочетании с психологическими действиями, вплоть до информирования населения о предстоящей активности, позволяет гражданским максимально заблаговременно покинуть зону наступления.
При этом считается допустимым, что отдельные боевики могут воспользоваться создавшимися условиями, чтобы выйти из зоны поражения, «растворившись» в толпе гражданских — стратегические «гуманитарные» приоритеты важнее временной тактической эффективности.
В данном случае безопасность мирных граждан считается приоритетной.
Возросшая степень контроля над оперативной обстановкой в зоне активных боевых действий, позволяет использовать широкий спектр тактических приёмов.
Иногда, заняв тот или иной населенный пункт, сирийские войска создают видимость отступления из него, для того, чтобы спровоцировать противника на активные действия и попытку атаки.
Все передвижения террористов отслеживаются. В случае их концентрации в той или иной местности по ним наносится точный удар силами авиации и артиллерии.
Именно так были уничтожены отряды, пытавшиеся снова проникнуть в Ачан и Сукейк в районе севернее Хамы, а также группировка, попытавшаяся повторно занять населенный пункт Джуб аль-Ахмар в горах на севере провинции Латакия.
Что касается крупных населенных пунктов, то их попросту изолируют, захватив господствующие высоты и дорожные развязки.
Однако, подобная тактика лучше подходит для равнинной местности. В горах преимущества сирийской армии в разведывательном и огневом обеспечении по понятным причинам снижаются.
Поэтому правительственные войска в большинстве случаев заинтересованы в выходе террористов на равнину для их последующего уничтожения либо, по крайней мере, оттеснении в Турцию и другие соседние страны.
С этим, однако, возникают проблемы: с недавних пор турки значительно ограничили возможности перемещения террористов и даже начали минировать участки сирийско-турецкой границы, чтобы не впускать обратно боевиков, которые попадали в Сирию транзитом через турецкую территорию.
В целом, тактика действий САА всё больше приближается к варианту грамотного противостояния армии суверенного государства и действующих на его территории террористических группировок, пользующихся поддержкой из-за границы. Традиционным сильным сторонам террористов, таким как скрытность, отсутствие единого центра управления, достаточно обильного обеспечения оружием, ССА противопоставляет возросшие возможности разведки, позволяющей оперативно обнаруживать многочисленные локации, представляющие интерес в качестве мишени.
Общее изменение ситуации на фронтах Сирии с недавнего времени позволяет быстро наносить воздушно-артиллерийские удары по многочисленным, замаскированным или динамичным целям, не подвергая опасности сухопутные войска.
Представляется, что вся эта позитивная динамика уже в самое ближайшее время даст свои плоды в виде освобождения от террористов новых территорий сирийского государства.
Читайте нас: