Дороги РФ находятся в плачевном состоянии, и это плохо сказывается на кошельках россиян. Такое мнение в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» высказал специалист в области проектирования и диагностики автодорог Александр Тодоров.
8 июля президент Российской Федерации Владимир Путин откроет движение по Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД). Трасса проходит по территории Подмосковья в 50 км от МКАД, пересекает 13 федеральных дорог и разгружает столичные улицы от транзитного транспорта.
Протяженность ЦКАД составляет 336 км, из которых на платной основе будут эксплуатироваться 260 км.
Российские реалии
Меньше половины региональных и муниципальных автодорог соответствуют нормативным требованиям. За последние два года их доля выросла всего на 1,1%. Такой отчет предоставила Счетная палата РФ в конце 2020 года. Специалист по диагностике автомобильных дорог Александр Тодоров считает, что, несмотря на все старания правительства, улучшить ситуацию с трассами в стране пока не получается.
«В России очень много плохих дорог. Росстат ежегодно предоставляет отчет о состоянии российских дорог, и всем нормам соответствуют примерно 42%. Это, конечно, очень мало», — говорит эксперт.
Состояние дорожного полотна тесно связано с благосостоянием россиян, уверен эксперт. Водители чаще тратят деньги на ремонт собственных автомобилей, ведь некачественная дорога сокращает срок службы подвески машины с четырех лет до одного года. Стоимость ремонта в среднем составляет 20 тысяч рублей. Лишней такая сумма бывает редко.
«Состояние дорог напрямую связано с материальным состоянием россиян. Самое банальное — по кошельку серьезно бьет ремонт личного транспорта. Не только подвеска, но и другие детали летят. Это кажется только, что у автовладельцев проблем нет, они в метро не спускаются, не стоят на остановках в ливень и не задыхаются в душном автобусе летом. На самом деле содержание автомобиля обходится очень дорого. А когда водитель ежедневно маневрирует между ямами и выбоинами, это еще и по психологическому состоянию ударяет», — уверен Тодоров.
Улучшить ситуацию возможно
Для повышения качества автодорог в России запущен национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он состоит из четырех федеральных проектов: «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Дорожная сеть», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России». Финансирование нацпроекта со стороны регионов РФ за шесть лет составит 4 трлн 139,1 млрд рублей, тогда как из федерального бюджета поступят 440,9 млрд рублей.
В 2021 году правительство дополнительно направит порядка 30 млрд рублей на ремонт двух тысяч километров дорог почти во всех регионах страны. В этом году на опережающее строительство трасс уже было направлено 100 млрд рублей. Эксперт Александр Тодоров считает, что в России неплохие перспективы для массового улучшения состояния автодорог. Главное, чтобы бюджетные деньги действительно уходили по назначению.
«Властям уследить за всем просто невозможно. Часто бывает, что были выделены огромные средства на ремонт дороги в том или ином регионе, а его так и не произошло. Хотя деньги якобы были освоены. Еще один мой любимый тип ремонта — ямочный. Это, знаете, когда едешь, а посреди практически убитой дороги местами видишь темные латки. Ну и что тут скажешь, ямы заделали, но легче как-то не стало.
Я надеюсь, что в ближайшие пять лет нам удастся выйти на уровень действительно качественных и безопасных дорог. Перспективы хорошие, государство большие средства выделяет. Нам останется только подождать», — говорит Тодоров.
Эксперт отмечает, что из-за плохих дорог страдает и экономика регионов в целом. Транспорт используют для доставки грузов, а его ремонт в итоге оплачивают потребители.
За выделенные в этом году средства должны будут отремонтировать не только региональные, но и муниципальные дороги. Все они должны будут соответствовать современным требованиям, быть безопасными для водителей и пешеходов.
Ольга Кремлева
Подпишись: