Смелый, напористый и проницательный Уильям Фредерик Хэлси прожил яркую жизнь, в которой было место победам, поражениям и ошибкам ценою в сотни жизней. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru вспомнили несколько ярких событий из военной биографии прославленного адмирала.
Будущий адмирал родился 30 октября 1882 года в городке Элизабет, штат Нью-Джерси, в семье морского офицера. В 1900 году юноша поступил в военно-морскую академию в Аннаполисе, а спустя четыре года начал службу во флоте. На борту линкора Kansas он в 1907–1909 годах совершил знаменитое кругосветное путешествие в составе
В 1934 году начальник Бюро аэронавтики ВМС США адмирал Эрнест Кинг предложил Хэлси стать командиром авианосца Saratoga — при условии, что тот пройдёт курс пилота-наблюдателя. Хэлси решил испытать себя в более сложной программе и записался на полный 12-недельный курс обучения военно-морского лётчика:
«Я подумал, что лучше управлять самолётом самому, чем сидеть сложа руки за спиной пилота».
15 мая 1935 года в возрасте 52 лет Хэлси получил свои честно заработанные «крылья» лётчика военно-морской авиации, став старейшим в истории выпускником, а 6 июля принял под командование авианосец Saratoga. Позднее он возглавил Морскую авиационную станцию Пенсакола, где проходили подготовку будущие пилоты палубной авиации. 1 марта 1938 года Хэлси было присвоено звание контр-адмирала. Вскоре он стал командиром дивизии авианосцев. За плечами у него был огромнейший опыт, и Хэлси реально оценивал мощь авианосных соединений, говоря:
«Морской офицер в будущей войне должен хорошо знать морскую авиацию».
Летом 1940 года он получил звание вице-адмирала и возглавил авианосные силы Тихоокеанского флота.
Во время
Перед началом
«Это было самым скорбным разочарованием в моей карьере».
Вернувшись в строй после болезни, Хэлси 18 октября вступил в должность командующего всеми силами на Южно-Тихоокеанском театре военных действий. Назначение адмирала было встречено всеобщим ликованием: на флоте он пользовался неоспоримым авторитетом. В это же время японцы развернули наступление на суше с целью сбросить защитников Гуадалканал в море. Практически одновременно с сухопутными силами к острову приближалось крупное авианосное соединение Императорского флота, которое намеревалось навязать бой. Американцы уступали японцам в численности, поэтому было важно захватить преимущество в инициативе.
На рассвете 26 октября Хэлси отдал своим военно-морским силам приказ: «Наступление! Повторяю — наступление!». Так началось
В ноябре японцы вновь попытались атаковать Гуадалканал. В ходе двух яростных ночных схваток американский флот полностью перехватил инициативу у японцев. Уже в декабре Императорский флот был вынужден начать «Операцию Ке» по эвакуации всех своих войск с острова.
Несмотря на некоторое «затишье» в его секторе, Хэлси постоянно стремился к активным действиям, желая быстрее продвигаться на Соломоновых островах. Чтобы преодолеть барьер, созданный японцами на архипелаге Бисмарка, американцы в июне перешли в наступление. Одна за одной следовали высадки десанта, сопровождавшиеся постоянными столкновениями с лёгкими силами Императорского флота, и в большинстве случаев они заканчивались не в пользу японцев. 26 ноября 1943 года у мыса Сент-Джордж американский флот в очередной раз разгромил японское соединение и тем самым подвёл финальную черту в морском противостоянии в ходе кампании на Соломоновых островах.
К лету 1944 года 3-й флот под командованием Хэлси являлся грозной силой. В сентябре началась Филиппинская операция. Соединение адмирала занималось нейтрализацией японской авиации и поддержкой наземных сил. Чтобы отразить американское вторжение, японское командование разработало план «Сё-1»: японцы собирались отвлечь американское ударное соединение своими авианосцами, а в это время две другие группы должны были атаковать транспорты с десантом.
24 октября в заливе Лейте началось самое масштабное
Японский план сработал. Хэлси впервые совершил ошибку. Эскадра Куриты проскользнула через оставшийся без контроля пролив Сан-Бернардино и вскоре у
На этом злоключения адмирала не закончились. 17 декабря 1944 года 3-й флот попал в тайфун «Кобра». Данные метеорологов были неточными, Хэлси решил не уклоняться и из-за этого угодил в самое сердце тайфуна. То, чего не смогли добиться японцы, сделала стихия. В течение двух часов флот потерял три эсминца, 146 самолётов и около 800 человек личного состава. Хэлси предстал перед судом, на котором председательствовал сам Нимиц. Несмотря на явную ошибку, адмирал не был признан виновным.
И ещё один факт. 2 сентября 1945 года на борту
Редакция Warspot
Читайте нас: