Когда использование в бою наземной военной техники и самолетов неэффективно или невозможно – на помощь приходят вертолеты. Они способны взлетать и садиться практически в любом месте, а боевая мощь позволяет прицельно уничтожить активы противника. Вертолеты советского и российского производства были признаны одними из лучших еще в XX столетии. К достоинствам отечественных машин можно отнести удачное сочетание цены и качества, а также уникальные тактико-технические данные. В контексте вышесказанного интересно оценить составленный популярной
Место на вершине ТОП-5, по версии иранского издания, занял транспортно-боевой вертолет Ми-24 «Крокодил» и его модификации. Эти машины принимали участие в 40 военных конфликтах, в том числе в Афганистане, что сделало Ми-24 наиболее узнаваемым отечественным боевым вертолетом. Советские инженеры спроектировали его таким образом, чтобы он представлял собой нечто среднее между собственно летательным аппаратом и боевой машиной пехоты.
«Помимо оснащения разным оружием и укрепления броней, вертолет мог доставить к месту ведения боевых действий до десятка солдат-пехотинцев, а также обеспечивать огневую поддержку для пехоты», – комментирует автор «Hamshahri». По классификации НАТО вертолет получил поэтичное имя Hind – «Лань», однако советские пилоты за бронирование, высокую скорость и мощное вооружение прозвали Ми-24 грозным и опасным хищником – «Крокодилом». Для сравнения: вертолет может нести внушительное вооружение общей массой 2 400 килограммов, в то время как боекомплект танка Т-72 весит меньше тонны.
Почётное «серебро» досталась ударному вертолету Ми-28Н «Ночной охотник», оснащенному автоматической пушкой (от 200 до 800 выстрелов в минуту). Машина предназначена исключительно для уничтожения целей – в ней отсутствует грузовая кабина и перебрасывать пехоту она не может. Тем не менее, иранские военные эксперты отмечают, что способность Ми-28Н выполнять боевые задачи в любое время суток и в любых погодных условиях делает его незаменимым для борьбы с танками и другой бронетехникой, а также уничтожения живой силы противника.
На третьей строчке оказался российский двухместный вертолёт Ка-52 «Аллигатор», пришедший на смену Ка-50 «Черная акула». На нём установлен многофункциональный навигационный комплекс «Аргумент-2000», который делает боевой вертолет всепогодным и способным перемещаться по воздуху в любое время суток. Всего вертолет может принимать на борт 2000 килограмм различных ракет и бомб. Помимо этого, Ка-52 впечатляет своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, он может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычного винтокрыла.
На вооружении Ка-52 стоит 30 мм подвижная пушка и целый набор управляемых и неуправляемых ракет, в том числе противотанковые ракеты «Вихрь». Интересно, что в марте 2016 года Минобороны РФ перебросило эти машины в Сирию – Россия задействовала в арабской республике четыре таких вертолёта. Сирийская операция подтвердила подавляющее большинство заявленных характеристик Ка-52. В июне этого года ударный вертолёт получил новый комплекс вооружения. Кроме того, Минобороны РФ намерено профинансировать проекты по дальнейшей модернизации «Аллигаторов» и созданию винтокрылой машины следующего поколения, способной развивать скорость до 400 км/ч.
Четвертое место в иранском импровизированном рейтинге занял Ми-8. Несмотря на то, что это транспортный вертолет, он тоже способен выполнять боевые задачи, в том числе осуществлять огневую поддержку. Ми-8 также может использоваться как передвижной воздушно-десантный командный пункт и вести воздушную разведку. «Массовое производство вертолетов Ми-8 началось давно, ещё в 1967 году, но он остается в производстве до сих пор. Это уникальный случай в истории авиастроения, когда летательный аппарат продолжает производиться в течение столь длительного периода», – пишет «Hamshahri».
На пятую ступень рейтинга иранцы поместили Ми-26. Он попал в список, так как является самым грузоподъемным вертолетом в мире и может переносить на внешней подвеске до 20 тонн груза. Самый известный случай применения этого вертолета пришелся на год катастрофы на Чернобыльской АЭС, когда он показал свои колоссальные возможности по транспортировке и использовался для предотвращения радиоактивных осадков путем выброса на земную поверхность особой клейкой жидкости, связывающей радиоактивную пыль, и для обработки поврежденного реактора атомной электростанции песком и свинцом.
Читайте нас: