Главная цель канала «Стамбул» - подготовить президента Турции Реджепа Эрдогана к выборам в 2023 году, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник Центра азиатских исследований РАН Алексей Образцов.
26 июня глава Турции лично принимает участие в церемонии запуска работ по возведению канала «Стамбул», которому прочат судьбу крупнейшего инфраструктурного проекта.
Строительство «султанского» размаха
Ожидается, что 45-километровый канал «Стамбул» свяжет Мраморное и Черное моря, пройдя параллельно Босфору, судоходство на котором удастся основательно разгрузить с завершением строительства. Масштабный проект вызывает различное отношение в самой Турции.
«Недавно выступил турецкий профессор геологии Наджи Герюра с заявлением о том, что будущий канал может превратить Стамбул в остров из-за оползней в случае землетрясения, - комментирует Алексей Образцов. - Это было бы очень нежелательно для экологии и жителей города. С критикой проекта неоднократно выступал и действующий мэр Стамбула Экрем Имамоглу».
Образцов видит главный смысл проекта не в торговых удобствах и комфортном сообщении, а в желании обойти конвенцию Монтре, которая регулирует судоходство через Босфор и Дарданеллы.
«Документ никому не нравится, но всякий раз, когда возникает попытка изменить его условия, обсуждение переходит в скандал, и в результате конвенция остается без изменений», - подчеркивает эксперт.
В теории, по каналу можно будет напрямую пускать военные корабли, поскольку действие конвенции не распространяется на искусственное сооружение, полностью расположенное на территории Турции. Однако в этом случае вопрос может войти в повестку безопасности международных отношений.
Кроме того, по каналу можно направлять торговые суда, но, как считает эксперт, в этом отношении «Стамбул» уже проигрывает.
«Канал «Стамбул» не сможет полностью заменить Босфор и Дарданеллы, - объясняет Образцов. - Согласно официальной концепции, транзит по каналу станет одним из способов возврата инвестиций в строительство. В то же время проход через Босфор, согласно конвенции Монтре, является бесплатным, хотя суда обязаны оплачивать лоцманские услуги. Очевидно, какой именно пролив выберет любая черноморская держава: Грузия, Болгария или Румыния для транспортировки своих товаров - бесплатный или за деньги».
Скорее всего, пользоваться новой судоходной дорогой станут в основном турецкие региональные перевозчики.
Изменение сроков строительства канала шириной около 150 метров и глубиной 25 метров также вызывает недоумение: ожидалось, что навигацию можно будет открывать не ранее 2028 года.
«Сейчас декларируются очень сжатые сроки строительства: чуть ли не к 2023-2025 году открыть судоходство по каналу Стамбул. В это верится с трудом: на территории будущего строительства сложные грунты, что усложнит прокладку русла. Пока не решен вопрос, как предотвратить заиливание, запесочивание этого канала, уровень глубин тоже под вопросом», - рассуждает эксперт.
В текущий момент главные риски проекта лежат в области экологии и могут иметь необратимые последствия из-за недостаточной проработки вопроса.
«До сих пор неочевидно влияние строительства на Черное море, в котором и без того не слишком хорошая экологическая обстановка. Второй проток может привести к резкому обмелению, которое может стать катастрофическим.
Известно, что в донных отложениях Черного моря содержатся высокие запасы серы и, если сместятся пласты, это может привести к колоссальным выбросам сероводорода, в результате которых погибнет морская флора и фауна», - отметил Образцов.
В Турции ужесточается предвыборная гонка
Тем не менее громкое объявление о запуске строительных работ на канале «Стамбул» еще не подтверждает тот факт, что они действительно начинаются. Скорее, это говорит о близости важных для Турции событий.
«Как политический жест канал «Стамбул» выглядит красиво, все реагируют на проект и обсуждают его. Видимо, это и есть главная цель Эрдогана. Президент Турции готовится к выборам в 2023 году, последние из которых были для него неудачными. Партия Эрдогана проиграла практически во всех городах-миллионниках в Турции, поэтому сейчас перспектива для него не очень ясная», - рассказывает эксперт.
В данный момент Реджеп Эрдоган находится на третьем месте по популярности у турецких граждан. Евразийский центр изучения общественного мнения опубликовал данные о том, что за мэра Стамбула Экрем Имамоглу готовы были бы проголосовать 49,6% избирателей, за мэра Анкары Мансура Яваша - 48,2%, за действующего президента - 32%.
Образцов отмечает, что в Турции активно создаются новые партии и возникают оппозиционные коалиции. Судя по сообщениям в турецкой прессе, идут бесконечные коррупционные скандалы, информационное влияние которых Эрдогану нужно погасить.
Учитывая политическую и экономическую ситуацию в стране, перед выборами критика Эрдогана на посту президента будет нарастать. Поэтому желание правящей партии придавить несогласие понятно и укладывается в логику политической борьбы.
Именно в этой связи не стоит торопиться однозначно оценивать проект канала «Стамбул», который может начать рыть действующий президент, а последующий прекратит строительство из-за его неочевидной рентабельности и серьезных экологических рисков, заключил эксперт.
Дарья Белова
Подпишись: