Лента новостей

10:13
В Бельгии рассматривается иск против Урсулы фон дер Ляйен за внедрение вакцины от коронавируса Pfizer
10:11
Зачем Россия проводит учения с ядерным оружием и чего ожидать?
10:03
Путин: альянс России и Китая в сфере энергетики будет только укрепляться
10:02
Путин возложил цветы к памятнику павшим советским воинам в Харбине
09:36
Новороссийск подвергся самой массированной атаке БПЛА за время СВО. Беспилотники прорывались к нефтяному терминалу
09:35
Украина не готова к обороне Харькова? Репортёр CNN не нашел укреплений ВСУ
09:34
Первый канал оштрафовали за ЛГБТ-пропаганду на 1 млн рублей
09:23
ТОС-2 работают по ВСУ в составе ГрВ «Север»
09:22
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 17.05.2024
09:14
Три БДК Тихоокеанского флота отработали погрузку и выгрузку бронетехники
08:57
Украинские эмигранты резко сократили свои денежные переводы на Украину
08:56
Украина запустила по регионам России более сотни боевых дронов. В Белгородской области погибла женщина с маленьким сыном
08:38
Глава Ростеха раскрыл показатели рентабельности при работе по гособоронзаказу
08:37
Депутатам рекомендовали отклонить отсрочку от мобилизации для отцов троих детей
08:19
Российская экономика превратилась в неукротимого зверя
08:09
Пуск КРНБ 9М728 ОТРК «Искандер-М» по объекту ВСУ
07:35
Грузия — новое поле битвы между Россией и Западом
04:30
Heckler & Koch разработает оружие под советские патроны
04:22
Европейская проституция в эпоху Возрождения
01:33
Украинская мечта о гареме
00:56
Вторая мировая война: третий рейх планировал захватить США
00:25
Куда нам стоит вернуться?
23:53
Киев готовит Харьков и Сумы к осаде
23:19
Правительство Эстонии не разрешило школам и детсадам в Нарве преподавание на русском языке
22:45
«Мы существуем». Активисты блока «Победа» на заявление Чолаку о том, что нет Молдовы, молдавского языка и молдаван
22:11
Кадыров призвал остудить «горячие» эстонские головы «Кинжалами»
22:10
ВСУшников выслали из Германии за правоэкстремистскую символику
21:40
Покушение на Фицо – террористически-психологическая операция
21:33
Киевские БЭКи уничтожит долгожданный «русский миниган»
21:32
Министр здравоохранения Крыма подал в отставку: «Лекарств для онкобольных и диабетиков нет»
21:31
«Прощальный визит» Зеленского в Харьков. Киев ожидает большое наступление ВС РФ в ближайшее время
21:30
Бешеные атаки на Крым. Жилые кварталы засыпало суббоеприпасами
20:56
Украинские беженцы не планируют возвращаться на родину
20:55
Дания объявила о новой военной помощи Украине на 750 млн евро
20:54
Совет Европы отказал Косово в членстве
20:37
Блинкен в Киеве: на гитаре, из Варшавы проездом к дедушке
20:18
Кассовый аппарат с фискальным накопителем: обеспечение надежности и прозрачности торговли
19:56
Родине нужны «герои»
19:44
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 16 мая
19:17
США завершили установку пирса у побережья сектора Газа
19:09
Зеленский обвинил западных партнёров в возможной потере Харькова
19:08
Операция «Утилизация»: украинцев намерены истреблять по возрастным категориям
19:07
Нацистка-уголовница Заверуха сражается в Харькове с автомобилями горожан с наклейками против мобилизации
18:28
Индустрия чипов не вернется в Америку
17:52
Ученые воссоздали лицо фараона Аменхотепа III
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Громкие заявления о строительстве канала «Стамбул» маскируют низкий рейтинг Эрдогана

Громкие заявления о строительстве канала «Стамбул» маскируют низкий рейтинг Эрдогана


Главная цель канала «Стамбул» - подготовить президента Турции Реджепа Эрдогана к выборам в 2023 году, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник Центра азиатских исследований РАН Алексей Образцов. 

В политической жизни Турции сгущаются краски перед выборами 2023 года

26 июня глава Турции лично принимает участие в церемонии запуска работ по возведению канала «Стамбул», которому прочат судьбу крупнейшего инфраструктурного проекта.

Строительство «султанского» размаха

Ожидается, что 45-километровый канал «Стамбул» свяжет Мраморное и Черное моря, пройдя параллельно Босфору, судоходство на котором удастся основательно разгрузить с завершением строительства. Масштабный проект вызывает различное отношение в самой Турции.

Канал шириной 150 метров и глубиной 25 метров продублирует Босфор

«Недавно выступил турецкий профессор геологии Наджи Герюра с заявлением о том, что будущий канал может превратить Стамбул в остров из-за оползней в случае землетрясения, - комментирует Алексей Образцов. - Это было бы очень нежелательно для экологии и жителей города. С критикой проекта неоднократно выступал и действующий мэр Стамбула Экрем Имамоглу».

Образцов видит главный смысл проекта не в торговых удобствах и комфортном сообщении, а в желании обойти конвенцию Монтре, которая регулирует судоходство через Босфор и Дарданеллы.

«Документ никому не нравится, но всякий раз, когда возникает попытка изменить его условия, обсуждение переходит в скандал, и в результате конвенция остается без изменений», - подчеркивает эксперт.

В теории, по каналу можно будет напрямую пускать военные корабли, поскольку действие конвенции не распространяется на искусственное сооружение, полностью расположенное на территории Турции. Однако в этом случае вопрос может войти в повестку безопасности международных отношений.

Кроме того, по каналу можно направлять торговые суда, но, как считает эксперт, в этом отношении «Стамбул» уже проигрывает.

«Канал «Стамбул» не сможет полностью заменить Босфор и Дарданеллы, - объясняет Образцов. - Согласно официальной концепции, транзит по каналу станет одним из способов возврата инвестиций в строительство. В то же время проход через Босфор, согласно конвенции Монтре, является бесплатным, хотя суда обязаны оплачивать лоцманские услуги. Очевидно, какой именно пролив выберет любая черноморская держава: Грузия, Болгария или Румыния для транспортировки своих товаров - бесплатный или за деньги».

Скорее всего, пользоваться новой судоходной дорогой станут в основном турецкие региональные перевозчики.

Изменение сроков строительства канала шириной около 150 метров и глубиной 25 метров также вызывает недоумение: ожидалось, что навигацию можно будет открывать не ранее 2028 года.

«Сейчас декларируются очень сжатые сроки строительства: чуть ли не к 2023-2025 году открыть судоходство по каналу Стамбул. В это верится с трудом: на территории будущего строительства сложные грунты, что усложнит прокладку русла. Пока не решен вопрос, как предотвратить заиливание, запесочивание этого канала, уровень глубин тоже под вопросом», - рассуждает эксперт.

В текущий момент главные риски проекта лежат в области экологии и могут иметь необратимые последствия из-за недостаточной проработки вопроса.

«До сих пор неочевидно влияние строительства на Черное море, в котором и без того не слишком хорошая экологическая обстановка. Второй проток может привести к резкому обмелению, которое может стать катастрофическим.

Известно, что в донных отложениях Черного моря содержатся высокие запасы серы и, если сместятся пласты, это может привести к колоссальным выбросам сероводорода, в результате которых погибнет морская флора и фауна», - отметил Образцов.

В Турции ужесточается предвыборная гонка

Тем не менее громкое объявление о запуске строительных работ на канале «Стамбул» еще не подтверждает тот факт, что они действительно начинаются. Скорее, это говорит о близости важных для Турции событий. Реджеп Эрдоган - не самый популярный политик в Турции

«Как политический жест канал «Стамбул» выглядит красиво, все реагируют на проект и обсуждают его. Видимо, это и есть главная цель Эрдогана. Президент Турции готовится к выборам в 2023 году, последние из которых были для него неудачными. Партия Эрдогана проиграла практически во всех городах-миллионниках в Турции, поэтому сейчас перспектива для него не очень ясная», - рассказывает эксперт.

В данный момент Реджеп Эрдоган находится на третьем месте по популярности у турецких граждан. Евразийский центр изучения общественного мнения опубликовал данные о том, что за мэра Стамбула Экрем Имамоглу готовы были бы проголосовать 49,6% избирателей, за мэра Анкары Мансура Яваша - 48,2%, за действующего президента - 32%.

Образцов отмечает, что в Турции активно создаются новые партии и возникают оппозиционные коалиции. Судя по сообщениям в турецкой прессе, идут бесконечные коррупционные скандалы, информационное влияние которых Эрдогану нужно погасить.

Учитывая политическую и экономическую ситуацию в стране, перед выборами критика Эрдогана на посту президента будет нарастать. Поэтому желание правящей партии придавить несогласие понятно и укладывается в логику политической борьбы.

Именно в этой связи не стоит торопиться однозначно оценивать проект канала «Стамбул», который может начать рыть действующий президент, а последующий прекратит строительство из-за его неочевидной рентабельности и серьезных экологических рисков, заключил эксперт.


Дарья Белова


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх