1943
год начался с попыток блокировки отрезанного на Таманском полуострове
400-тысячной группировки немецких войск. Но блокада получилась
странной, советские военные корабли выходили на коммуникации противника
только ночью, опасаясь вражеской авиации.
Из-за череды
грубых ошибок советского командования, 6 октября 1943 случилась
трагедия. Это был не первый рейд, но как и в прошлые разы, маршрут
движения эсминцев к берегам Крыма был без изменений. Командир
минно-торпедной авиадивизии, в задачу которой вменялась организация
непрерывного дневного истребительного прикрытия, получил пакет с
соответствующими распоряжениями только через три часа после фактического
ухода кораблей в море.
В 20:34 корабельный отряд в составе
лидера эсминцев "Харьков", эскадренных миноносцев "Способный" и
"Беспощадный", под общим руководством капитана 2-го ранга Григория
Негоды, покинув Туапсе, направился к южным берегам Крыма.
В их задачу входило с первыми лучами солнца свершить артиллерийский налет на порты в городах Ялта и Феодосия, а потом уйти.
В
2 часа ночи 6 октября, корабли обнаружил немецкий разведчик, он сбросил
несколько осветительных боеприпасов и совершил неточное бомбометание.
Обеспокоенный командир лидера "Харьков", нарушил радиомолчание,
немедленно сообщил о случившемся в командный пункт флота, но ответа не
получил -командование надеялось, что как и раньше корабли уйдут от
погони.
Советские командование не знало, что в начале
октября на южном берегу Крыма немцами была развернута сеть
радиолокационных станций и они видели курс и скорость кораблей как на
ладони...
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Подпишись: