Лента новостей

20:09
Японцы отказывают в доверии «партии денежного мешка»
18:58
Крупнейшие армии мира увеличили расходы на оборону
17:56
Сырский признал обострение ситуации на фронте и потерю ряда населённых пунктов
17:55
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 28 апреля
17:47
На границе Эстонии образовалась огромная очередь
17:19
Власти Украины собираются сбалансировать энергосистему и провести её ремонт за счет населения
17:13
Былые заслуги не в счёт: Ватикан снова нервирует Зеленского
16:36
Киев попросил Варшаву прекратить соцвыплаты украинским мужчинам
16:08
ВСУ атаковали Тарханкут ATACMS
16:06
Комментарии американских читателей к статье «Блинкен угрожает Китаю за связи с Россией»
15:32
Жители Южного Одесской области воспротивились переименованию города в Порт-Аненталь
15:26
Латвия: подорвёт ли Байба Браже заложенную Кришьянисом Кариньшем мину?
15:23
Украинцы стали искать жен во избежание мобилизации
14:14
Посол Литвы в Швеции Линкявичюс намекнул на готовящийся удар по Крымскому мосту
13:46
В убийстве двух украинцев в ТЦ Германии обвиняют россиянина
13:45
Из Тисы выловили тела ещё двух украинских мужчин
13:03
WSJ: Германия мешает США присвоить российские замороженные активы
12:28
TV3: в Латвии не нашли замены российским лекарствам
12:26
Стало известно о времени трансляции инаугурации Путина 7 мая
11:59
Евродепутат допустила снижение поддержки Украины после выборов в Европарламент
11:58
Студента МГУ из Одессы арестовали в Москве за сбор денег для ВСУ
11:23
За ночь над четырьмя регионами РФ были сбиты 17 украинских БПЛА
11:14
Володин: Финляндия наказала своих граждан закрытием КПП на границе с Россией
10:47
Следком РФ в ДНР расследует военные преступления представителей киевского режима и уголовные дела, возбужденные в отношении местных жителей
10:30
Пока Запад не вышел из трансгендерной комы…
09:31
Путин привез немецкую технику в Москву
09:29
Верховный суд Украины открыл производство против Рады о неназначении выборов президента
05:29
Эрик Ревель: военная экономика выгодна России
04:54
Мангалы на русских танках. Неожиданное защитное приспособление работает
04:33
Первая из первых: винтовка человека по имени Пекарь
04:25
Тайна гибели самого молодого комфронта генерала Черняховского
02:02
Санкциями против российских ресурсов Запад загоняет себя в тупик
01:30
Украинский винегрет с «тухесом»
00:58
Обзор Ryzen 7 8700G: на что способна интегрированная графика для игр в 1080p
00:38
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 27 апреля, вечер
00:17
Об очередном военном бюджете США
22:08
Надувной Зеленский надул свой народ
20:14
Опасность евродеградации
20:08
Российская армия освободила Бердычи
19:43
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 27 апреля
19:32
Российские войска освободили Керамик на Авдеевском участке фронта СВО
19:14
Welt представила изложение Стамбульского проекта мирного договора
19:06
Зеленского обвинили во вранье и воровстве миллиардов из помощи США
17:57
Главком ВСУ доложил западным кураторам о возможной эскалации на фронте
17:56
Interia: американские планирующие бомбы GLSDB оказались бесполезными
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Великий поход «Севастополя»

Великий поход «Севастополя»


Великий поход «Севастополя»

Споры по единственной достроенной серии русских линкоров не утихают со времен еще царских. И не утихнут, пока в России, в принципе, есть флот и его историки. Это и понятно: семь линкоров типа «Севастополь» (а «императрицы Марии» – это пусть и улучшенные, и слегка измененные, но именно «Севастополи») – это единственные линкоры, построенные в России. «Николай I», тоже корабль данного типа, но доведенный до ума – так и не достроили, «Измаилы» – тоже, а в советские времена...


В советские времена строили и линкоры, и линейные крейсера, целых три серии, но все три в строй не вошли. Причины разные, но факт есть факт: именно «Севастополи» – это единственные наши удостоверения, что мы состояли в клубе великих морских держав. Причем состояли вдвойне – и по факту наличия, и по факту постройки этих гигантов. Это престижно, это достижение, без иронии, строить линкоры самостоятельно смогло не так уж и много государств, всего семь, причем мы в этом списке не последние, но...

Именно практика – критерий истины, а мореходность все-таки главное качество линейного корабля. Сами по себе пушки и табличные данные по скорости/дальности – это буковки и циферки, которым в реальной жизни места нет. А с дальними переходами у наших гигантов не сложилось. Из трех черноморских линкоров Черное море покинул один – «Генерал Алексеев», он же «Воля», он же «Император Александр 3». И то: с Черного моря он вышел только в Средиземное, дошел до Бизерты, где и тихо сгнил. Сгнил не потому как плохой, а потому как французы не отдавали его нам, надеясь на выплату займов, а мы не имели возможности давить по этому вопросу.

Знаменитый кораблестроитель, увидя вновь свои корабли (дредноут и эсминцы), проектирование которых осуществлялось при его активном участии, не отказал себе в удовольствии прочесть сопровождающим его французским морякам небольшую лекцию об их превосходных боевых качествах. Тогда французов особенно заинтересовал дредноут… Лекция удалась и вероятно сыграла свою роль… Советская миссия не удалась по «политическим» причинам.

Легенда же о том, что французы испугались, достойна «Википедии», на 1924 год этот морально устаревший линкор, да к тому же требующий серьезного ремонта, напугать мог разве румын или болгар, у турок же было что-то подобное – «Гебен», так что им бояться было особо нечего. В лучшем случае привели бы его в порядок и модернизировали только к началу 30-х годов, что правительство и Крылов четко понимали. Да и сумма царских займов была такова, что построить на эти деньги (22,5 миллиарда золотых франков) можно было несколько флотов дредноутов с нуля, включая сюда стоимость постройки производственных цепочек.

Как бы там ни было – океанским походом это назвать нельзя, переход в тепличных условиях, не более, который реальную мореходность корабля не продемонстрировал.

В океан «Севастополь» вышел только раз, речь о переходе «Парижской коммуны» на Черное море, где флота у нас не было, в смысле – совсем. Дореволюционный Черноморский флот частью погиб, а частью был угнан в Бизерту, новый флот строился со скрипом, точнее – почти не строился, пришлось даже поднимать со дна утопленников 1918 года и вводить в строй, по возможности, вот и...

Вот и решено было провести великий поход – перевод на Черное море с Балтики линкора «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн». Задача для дореволюционного флота, в общем-то, рутинная, ежегодно русские корабли ходили на Средиземноморье, одно время там базировалась целая эскадра, да и перед Первой мировой походы кораблей с гардемаринами были делом совершенно обыденным. После Первой мировой и Гражданской русский флот, конечно, потерял многих и многое, но, скажем, Фрунзе водил эскадру в Кильскую бухту. И ничего, рутинная операция.

А вот этот переход рутинным не получился, скорее – наоборот, и личности моряков здесь ни при чем. Моряк командовал линкором на переходе как раз хороший:


Константин Иванович Самойлов окончил гардемаринские классы еще до революции, повоевал в Гражданскую, позже – научный работник. Не репрессирован, не осужден и не получил ни единого упрека за переход, который даже очень мягко можно назвать провальным. Да и самим практическим отрядом Морских сил Балтийского моря тоже руководил не комиссар в пыльном шлеме, а вполне себе профессиональный моряк – Лев Галлер. Более того – переход тщательно готовили с учетом его, прямо скажем, невысоких ходовых качеств:

«спроектированные под сильным влиянием артиллерийских специалистов Морского генерального штаба наши линкоры отличались сравнительно низким надводным бортом (высота менее 3 % длины корабля), практически не имели седловатости и развала шпангоутов в носовой части и, кроме того, обладали построечным дифферентом на нос. Поэтому на большом ходу, особенно в свежую погоду, на бак попадали значительные массы воды, причем брызги долетали даже до рубок».

Для придания кораблю относительно нормальной мореходности было решено:

«осуществить развал верхней части борта (с помощью наделок) и, может быть, продолжить борт в носу до высоты леерных стоек».

Поход сопровождала дурная секретность – официально корабли шли в Средиземное море, дабы продолжить период обучения, а с Неаполя перейти... в Мурманск. Что позже публиковалось во многих трудах. Причина была – турки заканчивали модернизацию «Гебена» и могли создать преграды прохождению нашего отряда. Впрочем, проблемой стала не политика и не турки, а океан, ходить по которому «Севастополи» были не предназначены, от слова «совсем». Ну и выучка команд, которая после пережитого страной была, мягко говоря, невысокой. Сначала механики допустили вскипание воды в котлах, потом напортачили штурманы:

«Предположив, что нас сносит приливное течение, взяли курс 193° с расчетом к полудню выйти на плавучий маяк Сандетти. Но нашел сплошной туман, и в 11 ч. 20 мин. командир отряда предложил стать на якорь. Помню, я даже рассердился, считая, что можно спокойно идти еще минут сорок. Но предложение перешло в приказ».

И, если бы не приказ Галлера, линкор бы вылетел на мель, а потом начались Бискаи. Крен огромного линкора во вполне себе обычный для тех мест шторм достигал 29 градусов, фальшборт океанскую волну не держал, и корабль принимал до ста тонн воды в час. Пришлось заходить в Брест, тем более у «Профинтерна» разошлась обшивка в районе котельного отделения. Кстати, не считая этой аварии, крейсер вел себя в океане гораздо лучше линкора, его-то строили как раз для открытого моря. Выходить на немореходном линкоре в Бискаи в начале декабря было глупо, но Москва гнала вперед – на кону была честь государства и флота, провал был бы воспринят как полная профнепригодность моряков и небоеспособность флота. 10 декабря шторм разрушил надстроенный фальшборт, и корабль оказался на краю гибели.

«Я стоял на левом крыле ходового мостика, командир отряда на правом. Вдруг он, обняв пеллорус гирокомпаса, повис буквально надо мной: корабль лег совсем на борт и не встает. Это длилось какие-то секунды, но мне они показались вечностью!»

Даже изменить курс удалось с трудом – линкор не только зарывался в воду, при сильном шторме он терял управляемость. К счастью, удалось уйти в Брест и стать на ремонт. И лишь после ремонта, воспользовавшись тихой погодой, дойти до Гибралтара. В Средиземном море было проще. И наконец 18 января отряд увидел берега Крыма. Был приказ Муклевича:

«…сегодня я имел возможность с большим удовлетворением доложить Реввоенсовету СССР о том, что личный состав линейного корабля «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн», проявив в условиях длительного и тяжелого плавания высокие политико-моральные и физические качества и преодолев все трудности, стоявшие на пути, в полной мере оправдал возлагавшиеся на него надежды и успешно выполнил поставленную ему задачу».


Но был и факт: второй раз «Севастополь» выпустили из Балтики только спустя восемь лет – линкор «Марат» посетил Англию. А в целом...

Несмотря на героические описания в советских источниках, всем стало ясно – линкоров у нас нет. Есть три броненосца береговой обороны, годные только на закрытых театрах и только в хорошую погоду. Не зря к побережью Испании во время тамошней гражданской войны наши линкоры не послали, нечего было посылать.

Ну и опыт для экипажей вышел довольно сомнительный, хотя и небесполезный.

«Севастополи» после этого модернизировали, но в целом...

В целом практика показала, что первый блин получился комом, а ослабление мореходности в пользу артиллерийской мощи превратило заурядные линкоры едва ли не в плавбатареи.

А второй блин мы испечь так и не сумели. Не считать же линейными кораблями крейсера проекта 1144? Это уже совсем другая эпоха и совсем другие корабли.

Роман Иванов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх