- Я, тогда капитан советских ВВС, служил в 5-й воздушной армии, наш полк базировался на аэродроме Мартыновка в Николаевской области. Когда птица попала в двигатель моего Су-7Б, попытался посадить машину, но не рассчитал, что последствия от столкновения так серьезно повредят самолет. Практически потерял управление, посадка была жесткой. Сломал ногу, заработал пару грыж в позвоночнике. С тех пор к птичкам отношусь с уважением: это серьезное «оружие».
Фото: Алексей Иванов ТРК Звезда
Аварии и катастрофы с человеческими жертвами по вине птиц, к счастью, достаточно редки. В среднем приходится один несчастный случай с человеческими жертвами на миллиард летных часов. Но ежегодный ущерб мировой авиации от столкновений с птицами составляет до 1,2 млрд. долларов. Отдает дань и военная авиация. В 1991 году в небе Германии, где еще дислоцировались наши войска, пара новейших истребителей МиГ-29 вступила в неравный бой с двенадцатью гусями. Летчикам не помогли ни маневрирование, ни богатый пилотажный опыт. Итог скоротечного воздушного контакта был печальным: один поврежденный «МиГ» еле дотянул до аэродрома, пилот другого был вынужден катапультироваться. Слава богу, остался жив, а самолет стоимостью в несколько десятков миллионов долларов разбился вдребезги. - Одно из надежных средств защиты от птичьей угрозы - обыкновенное пугало, - считает Магомед Толбоев.
- Страшила в старом солдатском хэбэ отпугивает порхающую мелочь почище электроники. Помню, молодые летчики, проходя у взлетки мимо пугала, шутливо отдавали ему честь. А оно этого и всерьез заслуживало…
«Симфония застенков»
Фото: Алексей Иванов ТРК Звезда
Пугало, конечно, средство, проверенное десятилетиями, но сегодня на военных аэродромах отдают предпочтение акустическим и ультразвуковым отпугивателям птиц. Для орнитологического обеспечения безопасности полетов (существует такой термин), например, широко используются акустические установки с динамиками, из которых раздаются крики бедствия различных птиц.
Трансляция воплей попавшего в крепкие солдатские руки пернатого собрата моментально очищает окрестности взлетно-посадочной полосы (ВПП) от многих видов мелких птиц. Не действует «симфония застенков» только на ворон. Те, наоборот, бросив все свои вороньи дела, изо всех крыл спешат на помощь попавшему в беду сородичу. Поэтому ворон проще распугать, прогнав по ВПП пожарную машину с включенной на полную мощность сиреной и мигающим маяком.
Но вообще-то к воронам летчики относятся с уважением. Беду может принести только испуганная ворона, а пуганая, увидев взлетающий самолет, немедленно уступает ему дорогу. Видимо, из вежливости. Куда хуже встретиться в небе с близорукой совой. Столкновение с этой птицей в воздухе представляет наибольшую опасность именно для военных самолетов, которые зачастую выполняют полеты, вооруженные ракетами и бомбами, в ночное время. У чаек наглость - второе счастье, а умом они не блещут. Летом блестящее на солнце аэродромное покрытие они часто принимают за поверхность воды и летят к нему дружными коллективами. А суетливые воробьи, случается, залетают в двигатели турбовинтовых самолетов целыми стайками.
Для устрашения птиц хорошо зарекомендовали себя установленные на военных аэродромах механические средства отпугивания. Это своеобразные карусели с наклеенными зеркалами. Они вращаются под ветром во все стороны, и вспышки солнечных зайчиков ослепляют птиц. Аэродромы защищаются и пиротехническими средствами, включая устройства, имитирующие звуки выстрелов. Но больше всего пользы приносит мирная косьба. Не будет вокруг ВПП семян дикорастущих растений, которые любят клевать птицы, нечего им будет у аэродромов делать. Поэтому на всех российских военных авиабазах постоянно выкашивают траву, чтобы ни одна метелка пырея не вызывала соблазна у прожорливых скворцов.
В небе мелочей нет
Фото: Марина Лысцева
В России большинство птиц - перелетные. Весна и осень для летчиков - самое пернатоопасное время. В 1961 году над одним из южных озер, вблизи которого находится военный аэродром, был зафиксирован до сих пор не превзойденный рекорд. На протяжении 80 километров единой шуршащей крыльями массой летели 2,5 млн. птиц разных видов.
- Небо над озерами, на которых при перелете отдыхают птицы, самое опасное, - говорит Герой России, заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур. - В нашем полку в Группе советских войск в Германии в 1976 году погиб пилот Су-17.
Самолет при входе в пикирование для атаки наземной цели столкнулся с гусем. Удар летящего со скоростью «жигуленка» 10-килограммового гуся подобен тарану, ловля в воздухе воробья обычно обнаруживается техниками только на земле. Но даже хрупкая воробьиная тушка способна деформировать стальные лопатки турбины двигателя. Поэтому наших соколов учат внимательно относиться к птичкам еще на курсантской скамье. В военных авиационных училищах читается специальный курс лекций по орнитологии. А во взрослой пилотской жизни каждый военный летчик обложен инструкциями, регламентирующими все аспекты организации летной работы и безопасности полетов. В том числе и защиты от пернатой угрозы - в небе мелочей нет.
Сильнее снаряда:
По подсчетам ученых, птица наносит удар по самолету, летящему со скоростью 700 км/ч, втрое сильнее, чем снаряд 50-миллиметровой пушки. Чем выше скорость, тем катастрофичнее последствия. У гражданских самолетов наиболее уязвимы двигатели - на них приходится 40% столкновений, крылья - 33%, лобовое стекло кабины -16%, фюзеляж - 7%. У военных самолетов: двигатели - 55%, фюзеляж - 11%, лобовое стекло - 10%; крылья и рули - 14%.
Чайки - дуры!
Из птиц по частоте столкновений с самолетами лидирующее положение занимают представители семейства чайковых - 35%. На втором месте - воробьиные и стрижи - 17%. Голуби принимают участие в 16% столкновений с воздушными судами, на доли дневных хищных птиц и водоплавающих приходится по 10%, а на долю врановых - 7%, остальное - совы и другие ночные птицы.
Автор: Александр Хохлов
Фото: Минобороны России
Читайте нас: