Багдад, 19 мая. Ирак близок к достижению соглашения с Ираном о строительстве железнодорожного отрезка, соединяющего южный портовый город Басра с пограничным городом Шаламджа в провинции Хузестан.
«Переговоры с Ираном о строительстве железнодорожной системы достигли завершающей стадии. Кроме того, мы подписали 15 соглашений и меморандумов о взаимопонимании с Иорданией и Египтом в отношении энергетических и транспортных линий», — заявили в пресс-службе главы иракского МИД Мустафы аль-Казыми.
رئيس مجلس الوزراء @MAKadhimi : لقد وصلت المفاوضات مع إيران لبناء خطِ سكٍة حديد بين البصـرة والشلامجة مراحلها النهائية، ووقعنا خمس عشـرة اتفاقيةٍ ومذكرةِ تفاهمٍ مع الأردن ومصـرَ حول الطاقةِ وخطوطِ النقل،
— المكتب الإعلامي لرئيس الوزراء ???????? (@IraqiPMO) May 13, 2021
В апреле Кабинет министров Ирака одобрил финансирование проекта, который обойдется примерно в 150 миллионов долларов. Предполагается, что протяженность железной дороги составит порядка 30 километров.
Иранский фонд Mostazafan Foundation (MFJ), полугосударственная благотворительная организация, специализирующаяся на строительстве, будет отвечать за финансирование и реализацию всего проекта в Иране и Ираке. Если план увенчается успехом, то этот 30-километровый участок станет первым железнодорожным каналом между соседними странами.
Президент Ирана Хасан Роухани высоко оценил такое развитие событий и заявил, что регион «станет свидетелем фундаментальных изменений».
«Это вызовет большие перемены. Железнодорожные пути Ирана будут соединены с Ираком и Сирией и фактически со Средиземным морем, что очень важно», — сказал он во время видеоконференции в середине мая.
#Rouhani Says Shalamcheh-Basra Railway to Connect Iran to #Iraq, Syria, and the Mediterranean https://t.co/fJ6EQmXpmc
— Asharq Al-Awsat English (@aawsat_eng) May 14, 2021
Источники сообщили, что организация железнодорожного сообщения из Ирана в Средиземное море также подпадает под недавно подписанный меморандум о взаимопонимании между Ираном и Китаем. Соглашение поощряет китайские инвестиции в зоны свободной торговли и железные дороги, в дополнение к строительству автомобильных дорог.
Проект позволит перевозить грузы из Пакистана или иранского порта Чабахар, а также партии товара, прибывающие из Китая или Центральной Азии в пограничный с Туркменистаном город Серакс, сирийские порты и Средиземное море по иракским железным дорогам.
В марте министр транспорта и городского развития Ирана Мохаммад Эслами провел переговоры со своим иракским коллегой Насром аш-Шибли и заявил, что транспортная связь между странами «жизненно важна для торговли». Эслами также отметил, что Иран готов укреплять отношения с соседним государством в целях улучшения взаимного экономического сотрудничества.
Уже после заявления пресс-службы Аль-Казыми глава республиканской железнодорожной компании при Министерстве транспорта Ирака Талиб Джавад аль-Хусейни выразил оптимизм в отношении реализации железнодорожного проекта, назвав его «жизненно важной стратегической артерией».
«Мы надеемся, что эта инициатива вступит в стадию реализации в ближайшие дни после того, как правительство одобрит его», — сообщил он.
النقل تكشف اخر مستجدات الربط السككي بين العراق وايران https://t.co/2l3N4EMxKw
— NRT عربية (@ArabicNrt) May 16, 2021
Посол Ирана в Ираке Ирадж Масджиди, комментируя строительство железнодорожной артерии, подчеркнул, что новый проект сделает Багдад «региональным транспортным хабом».
«Ирак может стать одной из крупнейших транзитных стран в регионе, которая будет связана с Китаем через иранские железные дороги», - сказал дипломат.
Кроме того, Масджиди отметил, что усиление железнодорожного сообщения будет способствовать расширению мощностей порта Басры. Сейчас в этом порту могут швартоваться только небольшие суда, но развитие и оснащение объекта с помощью дноуглубительных работ на реке Арванд изменит ситуацию к лучшему и поспособствует процветанию порта.
“Iraq can connect to China through the railways of the Islamic Republic of Iran and increase its strategic importance in the region,” said Iraj Masjedi, Iran’s ambassador to Iraq https://t.co/f01wg1c6wD
— Rudaw English (@RudawEnglish) May 16, 2021
Проект образования трансграничной сети между Сирией, Ираном и Ираком обсуждался на протяжении многих лет. Официальные заявления на этот счет поступили в ноябре 2018 года, когда «Железные дороги Исламской Республики Иран» (RAI) объявили, что надеются построить отрезок между Басрой и Шаламджой, которого по-прежнему не хватает для связи железнодорожных систем Ирана и Ирака.
В дальнейшей перспективе планируется соединить иранский порт Бандар-е Имам Хомейни со средиземноморскими городами Тартус и Латакия через территорию Ирака. Проект позволит провозить нефтепродукты и другие товары в порты на побережье Средиземного моря. Инициативы также призваны прорвать санкционную блокаду, которую Запад выстроил вокруг трех стран. Кроме того, железнодорожный путь из Ирана в Сирию станет частью программы по восстановлению страны от войны и будет содействовать религиозному туризму между тремя государствами.
Даниил Смирнов
Подпишись: