Под неонацизмом понимается общественно-политическое течение в различных государствах, проявляющееся в оправдании и возрождении нацизма. А нацизм, соответственно, представляет собой теорию, идеологию и политическую практику Национал-социалистической рабочей партии Германии (1926-1945 гг.). Его суть составляют тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация всех наций по степени их полноценности.
Современный радикальный украинский национализм заимствовал многие положения теории, идеологии и политической практики германского национал-социализма (фашизма). Подчеркнем, что из 95 лет существования запрещённой в России Организации украинских националистов, более 60 лет её адепты тяготели к террористическим методам действия (1). В первом полугодии 2014 г. соответствующая политическая практика стремительно трансформировалась в государственный политический терроризм против народа собственной страны, чего якобы «не увидели» руководители европейских государств.
После 2014 г. неонацизм распространился в Европе далеко за пределы государственных границ Украины, по сути дела, став политической позицией, идеологией и политической практикой Европейского союза.
15 декабря 2022 г. Генеральная Ассамблея ООН голосами 120 делегаций
Как известно, в связи с приближающимся 80-летием разгрома германского нацизма Саммит глав государств-участников СНГ в Астане
На совещании с постоянными членами Совета безопасности 22 марта 2024 г. Президент России вновь напомнил о необходимости бороться с распространением идеологии неонацизма.
Следует особо подчеркнуть, что, парадоксальным образом, европейский неонацизм, практически до 2020 г. являвшийся маргинальным общественно-политическим явлением очагового характера, стремительно трансформировался в теорию, идеологию и политическую практику европейских государств и наднациональных образований, таких как Европейский совет, Европейский союз (ЕС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Парламентские ассамблеи ЕС и ОБСЕ и другие. Особо тревожным является тот факт, что неонацистские выступления звучали в 2022-2024 гг. даже на Мюнхенской конференции по безопасности (в частности, в многочисленных выступлениях Ж. Борреля, У. фон дер Ляйен, А. Вербок, А. Фотыги, К. Каллас, Э. Макрона и других).
15 апреля 2024 г. в статье в издании The Hill бывший советник по России Джорджа Буша-младшего Томас Грэм
Развязанная с марта 2014 г. киевскими властями война против граждан собственной страны привела не только к беспрецедентному после Нюрнбергского процесса росту неонацистских настроений (прежде всего в Европе), но и их реализации в политике государств континента.
Для современного европейского неонацизма характерно полное игнорирование норм и принципов международного права, в том числе и европейского права, понимаемого как совокупность конвенций Совета Европы, начиная с конвенции от 4 ноября 1950 г. о защите прав человека и основных свобод (2), и обязательных для соблюдения всеми членами Европейского союза.
Рассмотрим позицию Евросоюза в лице Европейской комиссии относительно политики Украины после
Публичные признания об этом упомянутых персон, а также последующие заявления Шольца и Макрона, свидетельствуют о прямом соучастии Германии и Франции в подготовке Украины к военному нападению на ЛНР, ДНР и Крым в марте 2022 г. (3).
Заметим, европейскими руководителями и чиновниками игнорируются положения следующих статей основополагающей европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что полностью исключает правовые основания приема Украины в Европейский союз и НАТО. Речь идёт о статьях 1 (соблюдать права человека); 2 (право на жизнь); 3 (запрещение пыток); 5 (свобода и личная неприкосновенность); 6 (право на справедливое судебное разбирательство); 9 (свобода мысли, совести и религии); 10-11 (право на свободу выражения мнений, свободу собраний и объединений); 14 (запрещение дискриминации). Ст. 15 допускает отступление от обязательств «в случаях войны или при иных обстоятельствах, угрожающих жизни нации», но за исключением защиты права на жизнь, запрещения пыток (4), применения наказания исключительно на основании закона (ст.7).
Для определения отношения европейских организаций к политике киевских властей в 2014-2022 гг. следует напомнить, что условием присоединения к Европейскому союзу является соответствие претендента «европейским стандартам» и готовность соблюдать европейское законодательство. То есть инкорпорирование в законодательство и реализация в судебно-правовой практике требований и положений конвенций Европейского совета, исполнение которых является для участников Евросоюза предметом международного мониторинга (5).
В действительности же с февраля 2014 г. киевские власти шли по пути развязывания в стране гражданской войны, сопровождавшейся многочисленными актами терроризма, геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, совершавшихся как вооруженными силами, так и многочисленными «добровольческими территориальными батальонами».
В этой связи сопоставим широко известные отечественной и зарубежной общественности факты о законодательных актах, решениях и действиях киевских властей с требованиями («стандартами») только одной Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств (подписанной 1 февраля 1995 г.) (6).
Подчеркнём, что авторы конвенции декларировали, что «защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой является областью международного сотрудничества». Предоставляем читателям самостоятельно о судить соответствии действий властей Украины требованиям «европейских стандартов».
Так, Статья 4 европейской Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств запрещает дискриминацию по национальному признаку.
Статья 5 запрещает проведение принудительной ассимиляции, а следующая статья – предписывает участникам конвенции поощрять «дух терпимости и диалог между культурами, а также …эффективные меры по содействию взаимному уважению, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми лицами, проживающими на их территории, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности, особенно в области образования, культуры и средств информации». Хорошо известно, дискриминация граждан на территории Украины по языковому признаку особенно активно началась с марта 2014 года, в дальнейшем превратившись в акты геноцида по отношению к жителям собственной страны. Именно эта позиция, массовые экзекуции несогласных 20 февраля
Часть 2 статьи 6 европейской Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств предписывает властям «принимать все надлежащие меры для защиты лиц, которые могли бы стать жертвами угроз или актов дискриминации, враждебности или насилия по причине их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности».
Помимо Украины, это положение конвенции с марта 2022 г. широко нарушалось всеми членами Европейского союза.
Статья 7 призывает органы власти европейских государств соблюдать (гарантировать) свободы собраний, ассоциаций, слова и религии.
Статья 8 призывает «признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право исповедовать свою религию или выражать убеждения, а также право создавать религиозные учреждения, организации и ассоциации».
Статья 10 призывает участников конвенции «…признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право свободно и беспрепятственно пользоваться языком своего меньшинства устно и письменно в частной жизни и публично».
Статьи 14-16 гарантируют представителям национальных меньшинств со стороны властей европейских государств изучения национальных языков и обучения на них, отказ от мер по изменению структуры населения. В то же время киевские власти и не скрывают своих намерений изменить национальную структуру населения Украины. А подобные действия международным правом однозначно признаются актами геноцида.
Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (7) от 9 декабря 1948 г. в статье 2 давала понятие и содержание (объективную сторону, образ действий) этих преступлений: согласно документу, под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: a) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Статья 3 конвенции устанавливала следующие виды преступных деяний a) геноцид; b) заговор с целью совершения геноцида; c) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; d) покушение на совершение геноцида; e) соучастие в геноциде.
Лица, совершавшие вышеперечисленные преступления, в соответствии со статьёй 4 конвенции, подлежат уголовному наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.
Обвиняемые в совершении преступлений геноцида лица, должны быть судимы судами того государства, на территории которого были совершены эти деяния, или международным уголовным судом (статья 6).
Статья 357 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за преступления геноцида (8).
Власти как отдельных европейских государств, так и таких надгосударственных структур, как Европейский союз, Европейский совет, ОБСЕ и НАТО, на протяжении более чем девяти лет игнорировали не только многочисленные факты нарушений на Украине прав человека, пресловутых «европейских стандартов», но и военные преступления и преступления против человечности, чинившиеся ВСУ и националистическими вооруженными формированиями против населения юго-востока Украины.
Задачей для Российской Федерации после завершения СВО, наряду с обеспечением мирной жизни населения новых субъектов федерации, по-видимому, станет также организация совместно с некоторыми иностранными государствами и международными организациями, трибунала для расследования военных преступлений и преступлений против человечности, вершившихся по приказам киевских властей, в том числе и наемниками из иностранных государств, воевавших на стороне ВСУ.
Значительный объём работы, как по подготовки материалов для подобного трибунала, так и для розыска и привлечения к ответственности виновных и подозреваемых лиц, уже проделан и совершается подразделениями Следственного комитета непосредственно на территории новых субъектов РФ, а также Белгородской, Курской, Брянской и Орловской областей, а также иными компетентными органами Российской Федерации.
Другой приоритетной задачей объективно станет создание нового многостороннего действенного механизма обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе на основе соблюдения норм международного права и национальных интересов всех государств региона, по сути – создания новой «организации по безопасности и сотрудничеству в Европе».
Ныне «действующая» ОБСЕ может на какое-то время сохраниться, но без участия России её существование очень быстро потеряет смысл.
Насущными задачами российской юриспруденции и дипломатии также станут:
разработка дополнений к ныне существующим и новых межгосударственных договоров и конвенции не только в области гуманитарного и международного права, но и непосредственно практики и механизмов межгосударственных отношений, а также комплексной модернизации всего корпуса европейских конвенций в плане их дальнейшей гуманизации и демократизации;
разработка правовых норм и реальных механизмов противодействия неонацистской пропаганде и неонацистским действиям.
Понятно, что решение указанных выше задач требует как немалого времени, так и подготовленных кадров, обладающих достаточным уровнем подготовки и профессиональной квалификации.
В этой связи группой общественности была выдвинута инициатива по подготовке и проведению Эстафеты мира против нацизма. Речь идёт о комплексе взаимосвязанных и соподчиненных мероприятий, направленных на подготовку учреждения на принципах народной дипломатии Антинацистской коалиции стран и народов (АКСиН). Целью эстафеты
Примечания
(1) Хлобустов О. Терроризм в деятельности украинских националистов (1939-2014). // История органов государственной безопасности России. Исторические чтения «Гороховая, 2» - 2023. Выпуск XXI. СП-г, 2024, СС. 230-238.
(2) Действие данной конвенции в России приостановлено с 16 марта 2022 г.
(3) Подробнее см.: Хлобустов О. Запад против России. // Славяне. М., 2023, № 2 (23), СС. 25-30.
(4) См., например: ООН
(5) Конкретные меры киевских властей, противоречащие нормам и принципам и нормам как международного, так и европейского права,
(6) 10 октября 2023 г. Россия вышла из этой конвенции, заявив, что несоблюдение ее положений и требований, а также ограничения полномочий Российской Федерации в Совете Европы не позволяют ей на международном уровне отслеживать все дискриминационные меры и действия по отношению к русскоязычному населению Эстонии, Латвии, Литвы и Украины.
(7) Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 ноября 1948 г.
(8) Диспозиция данной статьи УК РФ под преступлениями геноцида понимает «Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».
Читайте нас: