Мы уже рассказывали о
На утро 2 июля в боевом составе 4-го ШАП на аэродроме в Климовичах оставалось всего семь Ил-2. Однако в этот день в полк перегнали семь Ил-2 из Карачева, которые были там оставлены в день перебазирования 4-го ШАП на фронт. Правда, следует отметить, что перелет прошел не совсем удачно, два самолета вновь были повреждены, причем один Ил-2 №1860704 пилот заместитель командира эскадрильи старший лейтенант В.Т. Кошелев полностью разбил на вынужденной посадке в районе Унечи, а второй самолёт снес шасси уже на посадке в Климовичах — по некоторым данным, его пилотировал заместитель командира полка майор Г.Ф. Кашубин. Поэтому с учетом шести вернувшихся в этот день с вынужденных посадок самолётов боевой и численный состав полка возрос до 18 исправных и 9 неисправных Ил-2 (по другим данным, всего на 2 июля в строю оставалось 28 Ил-2), при этом большая часть неисправных машин ремонтировалась на месте вынужденных посадок.
Возвращение самолетов позволило продолжить боевые действия, однако уровень боевых потерь и в этот день был весьма высокий. К вечеру из строя вышла половина вылетавших на задания самолетов, три не вернулись вовсе, а три выполнили вынужденные посадки. Несмотря на ввод в строй поврежденных самолетов, к вечеру боевой и численный состав полка сократился до дюжины машин:
«02.07.1941 произведено 11 самолето-вылетов с задачей разведки с бомбардированием по колоннам мотомехчастей противника [в районе] Рогачев – Бобруйск. Три экипажа с боевого задания не вернулись: старшие лейтенанты Денисюк и Широкий, младший лейтенант Волков. Сели вынужденно: лейтенант Ткаченко – Рославль, лейтенант Шакиржанов – Криволесье, майор Кашубин – Прохоровка, погнуты лопасти винта».
Из оперативной сводки штаба ВВС ЗФ от 3 июля года следует, что восемь вылетов были проведены до 16:00:
«По дополнительным данным, 4-й ШАП 2 июля в 09:10-16:00 бомбардировал скопление танков противника в районе Стренки, Михайлово, Ковали, Бобруйск. В 15:00 бомбардировал скопление танков в лесу, что в 5 км западнее Рогачева. Произведено 8 самолето-вылетов, сброшено 6 ФАБ-100 и 18 РС».
4-й ШАП потерял в районе населенного пункта Турки (шоссе Бобруйск – Жлобин) два Ил-2 №1860302 и 1863204 заместителя командира 5-й эскадрильи старшего лейтенанта В.Я. Широкого и пилота той же эскадрильи младшего лейтенанта П.А. Волкова, самолеты которых вылетели из Климовичей в 17:00. Еще три самолета получили повреждения и выполнили вынужденные посадки: Ил-2 №1864902 заместителя командира 4-й эскадрильи старшего лейтенанта Ф.И. Денисюка, вылетевшего в 17:00, был подбит огнем зенитной артиллерии, но пилот смог дотянуть до территории, занятой советскими войсками, и совершил вынужденную посадку, самолет был отправлен в заводской ремонт. Еще два Ил-2 из 1-й эскадрильи выполнили вынужденные посадки по не указанным в документе причинам, но были впоследствии отремонтированы.
В это время в районе действий 4-го ШАП на Бобруйском направлении немецкие истребители из I и III групп эскадры JG 51 прикрывали свои войска, доложив о трех победах над одномоторными самолетами. В 17:35 командир 1./JG 51 обер-лейтенант Фридрих Эберле (Friedrich Eberle) и в 17:40 лейтенант Эрвин Фляйг (Erwin Fleig) из того же отряда заявили победы над «Скьюи», а в 17:46 пилот 8./JG 51 унтер-офицер Рихард Бранд (Richard Brand) заявил еще один Ил-2, который он ошибочно идентифицировал как «Валти» V-11.
Вероятно, из-за больших потерь полка у заместителя командира майора Г.Ф. Кашубина начались проблемы психологического характера, и он без видимых причин посадил исправный самолет на «живот», поломав второй Ил-2 за день, вследствие чего попал под подозрение со стороны штаба и политорганов.
К утру 3 июля 4-й ШАП перебазировался на аэродром Ганновка в 20 км западнее Климовичей. Оставались боеготовыми 13 Ил-2, а еще девять числились неисправными, в том числе на местах вынужденных посадок. За день удалось выполнить даже больше вылетов, чем накануне, но и потери были еще более тяжелые. Из оперативной сводки штаба ВВС ЗФ от 3 июля:
«03.07.1941 в 14:14 [полк] вел разведку и уничтожал танки в районе Рогачев. Произведено 10 самолето-вылетов. Не вернулось три самолета Ил-2».
Согласно полковым документам, полк выполнил больше вылетов и понёс больше потерь:
«03.07.1941 произведено 13 самолето-вылетов с задачей бомбардирования мотомехчастей и переправ в районе Рогачева. С боевого задания не вернулись старший лейтенант Кошелев, младший лейтенант Кривич, младший лейтенант Алексейкин, старший политрук Дрюков, старший политрук Василенко и младший лейтенант Рязанов».
- №1861105, старший лейтенант В.Т. Кошелев (2-я эскадрилья);
- №1861302, младший лейтенант В.С. Рязанов (2-я эскадрилья);
- №1861802, младший лейтенант А.Н. Кривич (3-я эскадрилья);
- №1861004, старший политрук В.Н. Василенко (4-я эскадрилья);
- №1864004, младший лейтенант А.А. Алексейкин (4-я эскадрилья);
- №1862104, старший политрук С.Я. Дрюков (5-я эскадрилья).
Действовавшие в районе Рогачёва пилоты «Мессершмиттов» из 1./JG 51 заявили победы над пятью «Валти» V-11. В 14:45–14:46 по одному американскому штурмовику заявили лейтенант Хайнц Бар (Heinz Bar) и фельдфебель Хайнц Шаваллер (Heinz Schawaller), для которых это были 30-я и 3-я победы соответственно. В 18:45–18:47 еще две победы заявили вновь отличившийся командир отряда обер-лейтенант Фридрих Эберле и фельдфебель Генрих Хофемайер (Heinrich Hofemeier) — 6-я и 9-я победы соответственно.
После таких тяжелых потерь количество боеготовых самолетов полка серьезно просело, что не могло не сказаться на интенсивности действий, в последующие три дня она упала до минимума. Так 4.07.41г., экипажам 4-го ШАП удалось выполнить 6 боевых вылетов на разведку, из которых только 4 были успешными, правда и боевых потерь удалось избежать, хотя 4 самолет получили повреждения от огня ЗА, причем судя по всему, как противника, так и собственной, а один самолет получил повреждения из-за не боевых причин:
«4.7.41 г. Произведено 6 самолетовылетов с задачей произвести разведку с бомбардированием по дороге Рогачев – Бобруйск, два самолета задание не выполнили из-за причин: сильного обстрела своей ЗА и бомбометание с больших высот над этим пунктом неизвестно кем. При рулении на старт лейтенант Столетний рулил за границей аэродрома где вскочил в канаву и снес левое шасси.»
4 июля, стало днем подведения первых итогов, кратко в «Сведениях о боевых действиях полка с 22.6 по 5.7.1941 года», записано следующие показатели. Боевые потери составили 36 Ил-2, 7 летчиков было убито, 22 не возвратились из боевых вылетов, а еще 6 были ранены. Еще 12 самолетов и 10 пилотов, составляли не боевые потери, причем часть этих машин ремонтировались на местах вынужденных посадок, а часть пилотов вернулась в полк. Всего было выполнено 147 боевых вылетов, что дает потерю одного Ил-2 на 4 боевых вылетах.
К вечеру 4.07.41г., на аэродроме Ганновка в строю находилось 8 исправных Ил-2, а еще 6 числились не исправными, в категории личный состав, числилось 22 летчика.
На следующий день, интенсивность вылетов даже несколько выросла, за счет того, что 2 отремонтированных штурмовика были перегнаны с мест вынужденных посадок, и в какой-то момент в составе полка боеготовыми числились 10 Ил-2, а еще 6 машин были не исправными.
Однако, боевые и не боевые вылеты привели к новым потерям матчасти, из оперативной сводки №018 штаба ВВС ЗФ от 5.07.41г.:
«4 шап 5.7 7:30 уничтожил до 20 автомашин с людьми зап.Рогачев. Наши потери – сгорел 1 самолет. Летчик жив.2 самолета не возвратились на свой аэродром.»
Согласно ведомости вылетов 4-го ШАП, в тот день было выполнено четыре боевых вылета на атаку войск противника на шоссе Бобруйск — Рогачев, взлет четверки Ил-2 в 6:43 – что собственно и зафиксировано в оперсводке ВВС фронта. Ил-2 №1862604 пилота 1-й эскадрильи младшего лейтенанта И.Г.Иванова, был подбит ЗА, но смог дотянуть до территории занятой своими войсками и произвел посадку в районе Журавичи, самолет был списан, два других штурмовика впоследствии вернулись на аэродром. Еще один самолет был потерян по небоевой причине, Ил-2 №1862804 при попытке перегнать машину из Сещи в Ганновку разбил лейтенант М.С.Варфаломеев.
Еще 4 раза, в течение дня, самолеты полка стартовали на разведку, правда только один вылет стал успешным, а три других выполнить не удалось.
На последующие два дня, 6 и 7 июля, из-за испортившейся погоды, полк боевых действий практически не вел, выполнив 6 июля один, а 7-го еще три вылета на разведку, потерь не было. Однако, как раз в эти дни приступил к боевой работе еще один штурмовой авиаполк – 430-й ШАП, причем полк был весьма необычный, и необходимо рассказать, как была сформирована эта уникальная авиачасть.
В бой вступают летчики-испытатели
В начале Великой Отечественной войны, сразу несколько выдающихся советских летчиков, предложили руководству страны, создать элитные истребительные части особого назначения — ОСНАЗ, для завоевания господства в воздухе. Комплектовать их предложили из летчиков испытателей и лучших пилотов строевых полков ВВС. Это вопрос решился в кратчайшие сроки лично И.В.Сталиным. Причем, одновременно с истребительными, формировались и несколько полков ударной авиации.
Согласно приказу народного комиссариата обороны от 27 июня 1941 года, было предписано формировать 10 полков ОСНАЗ, в том числе два штурмовых – 430-й и 431-й ШАП. Как и истребительные полки ОСНАЗ, сформировать исключительно из летчиков-испытателей штурмовые полки не представлялось возможности. Поэтому личный состав в 430-й ШАП, был представлен небольшим количеством летчиков-испытателей – пять человек, которые составляли костяк командных кадров. Кроме того, еще трех опытных пилотов на должности командира эскадрильи, заместителя командира эскадрильи и командира звена, назначили из 74-го ШАП. Рядовыми пилотами были без затей назначены новички из 174-го и 175-го ШАП, а также из 169-го резервно-учебного авиаполка в Воронеже, где 430-й ШАП получал самолеты. Конечно, знания летчиков-испытателей — а заместителем командира полка был назначен один из испытателей Ил-2 майор А.Г.Долгов — в сочетании с опытом организации учебно-боевой работы комэсков из 74-го полка, должны были помочь молодым летчикам быстро набрать форму, однако времени на тренировки практически не было, поэтому уровень подготовки большинства пилотов полка вызывает серьезные сомнения. К примеру, разбивший 30 июня в аварии Ил-2 №1860505 младший лейтенант А.Н. Кузнецов из 174-го ШАП, имел общий налет после окончания школы 9 часов 30 минут, а на Ил-2 выполнял 4-й полет, налетав до этого 20 минут. Поэтому называть 430-й ШАП – полком ОСНАЗ, можно с очень большим допущением.
В плане организации, полк был уникален, еще и тем, что, если штурмовиками Ил-2 были укомплектованы две эскадрильи, а третья была разведывательной и укомплектована смесью самолетов Пе-2, МиГ-3 и ЛаГГ-3, правда на фронт, 430-й ШАП убыл в двухэскадрильном составе, по сути став первым двухэскадрильным штурмовым полком (из 3-й эскадрильи сформировали 38-ю отдельную разведэскадрилью). На второй полк — 431-й ШАП, летчиков-испытателей набрать вообще не удалось, поэтому его планировали получить путем простого переименования 74-го ШАП, но в итоге от этой идеи отказались.
4 июля командир 430-й ШАП подполковник Н.И.Малышев, получил приказ вылететь из Чкаловской на Западный фронт, полк должен был войти в состав 23-й САД ВВС 20-й Армии.
Из доклада командира 430-го ШАП начальнику ГУ ВВС Красной армии:
«В исполнение Вашего приказания доношу, что 430 ШАП, сформированный в гор. Воронеже в составе 2-х эскадрилий Ил-2 (23 самолета) 5.VII.41 г. перелетел в составе 22 самолетов на аэродром м.Зубово и приступил к выполнению боевой работы. 3 Разведывательная эскадрилья, сформированная Чкаловское из состава полка решением Военного Совета передана в резерв Главного Командования.»
В документах 1-й резервной авиабригады, зафиксирована 5 июля авария Ил-2 №1862605, который пилотировал молодой летчик лейтенант А.Н.Кузнецов, буквально за несколько дней до события переведенный в 430-й ШАП из 169-го РезАП. Самолет снес шасси, поэтому, ни Ил-2, ни летчик до фронта в составе полка не добрались.
Аэродром Зубово, куда утром 5 июля перелетели 22 Ил-2, встретил полк весьма неласково, причем первые потери личного состава 430-го полка, произошли вследствие дружественного огня.
«Самолет ПС-84 входивший в состав полка при перелете 5.VII.41 г. из Воронежа при заходе на посадку на аэродром Балбасово был атакован и подожжен самолетом МИГ-3. 10 человек личного состава полка погибли при пожаре и 13 человек получили ожоги и отправлены в госпиталь.»
Реально в результате атаки над аэродромом был подбит и при вынужденной посадке сгорел ПС-84, перевозивший техсостав 430-го ШАП, получили ранения и ожоги 15 человек, погибло в самолете восемь и впоследствии умер от полученных ранений еще один. Кроме того, пилот МиГ-3 401-го ИАП, обстрелявший транспортный самолет, опытный летчик капитан А.С.Агафонов, не выдержал нервного напряжения и на следующий день, покончил жизнь самоубийством. Дальше больше в 12:15 и 14:20 аэродром Зубово подвергался атакам самолетов противника, к счастью, потерь, ни в матчасти, ни в личном составе полк не понес, весь удар приняли на себя пилоты 401-го ИАП.
Вот в контексте таких, прямо скажем не очень оптимистичных, событий, готовился вступить в бой личный состав 430-го ШАП. Вообще размещение на аэродроме Зубово, как показали события дня, даже под опекой базировавшегося тут же 401-го ИАП, стало крайне небезопасным. Командование 2-го воздушного флота Люфтваффе, еще 2 – 3 июля перебазировало истребители на передовые аэродромы, II/JG52, III/JG53, III/JG27 – Слобода (50 км восточнее Минск), VI/JG51 – Яловица (40 км восточнее Минск), I и II /JG51 – присоединились к III/JG51 в Бобруйске. И с этого момента асы Люфтваффе активно работали по нейтрализации авиации западного фронта, и потери 430-го ШАП, от штурмовых действий на собственном аэродроме, были лишь вопросом времени.
Согласно боевому распоряжению №06 штаба 23-й САД, 430-й ШАП с 5 утра 6.07.41г., надлежало быть готовым для действий по мотомехчастям противника в районах: Улла, Лепель, Бешенковичи, Сиротино. К этому моменту все 22 Ил-2 с экипажами были боеготовы, и единственное что снижало боеспособность, так это отсутствие реактивных снарядов.
Однако, утром 6 июля погода, облачность местами до 50 — 100 метров и сильный дождь, не благоприятствовала полетам, над районом боевых действий в районе Сенно – Лепель. Тем не менее, к обеду прояснилось и этот день стал днем самого активного применения самолетов полка. К сожалению, несмотря на наличие оперсводок и боевых донесений штаба 23-й САД, уточнить время и обстоятельства всех вылетов не представляется возможным.
Первый боевой вылет, вероятно, был выполнен парой Ил-2 на разведку в 11:40 — 12:20. Пилоты доложили о движении колонн танков и автомобилей противника, численностью каждая в 50 – 70 единиц, по дорогам: ж-д ст.Вятны на Сенно, Сенно – ж-д ст.Бурбин и Сенно – населенный пункт Немойта. В районе Сенно барражировали Ме-109, которые не заметили разведчиков, а огонь ЗА был не точным, самолеты вернулись на аэродром, на основании чего уже в 12:32 было составлено боевое донесение штаба 23-й САД №12. Дальнейшие события описаны в оперативной сводке штаба 23-й САД №017 к 18:00 6.07.41г.:
«5. 430 ШАП в течении всего дня с 5.13 до 18:00 тремя самолетами продолжать вести разведку противника и 6 самолетов штурмовать танки противника в районе Сенна. Сброшено 16 ФАБ-50, результатов бомбометания нет. Потерь нет. Экипаж подбитый огнем противника произвел вынужденную посадку в Могилеве, один скапотировал на своем аэродроме.»
И сводке о боевых действиях 23 САД с 6 по 7.7.41 известно общее количество боевых вылетов, успехи и потери за день:
«3. 430 ШАП — в разное время производил разведку и уничтожение мото-мех.войск пр-ка на юго-западной окраине Бешенковичи, сделал 13 самолетовылетов на Ил-2. Сброшено бомб 52 ФАБ-50, расстрелял 1 боекомплект ШВАК (2500 шт). Хорошие результаты бомбометания. От воздействия при налете на противника, бомбометание противника по аэродрому Зубово (3 раза) выбыло из строя 13 Ил-2.»
К сожалению, в оперативной сводке №017 штаба 23-й САД не отмечен налет, в ходе которого полк понес такие тяжелые потери:
«Аэродром Зубово дважды подвергался налету самолетов пр-ка: первый налет в 12:15 – 2 МЕ-110, сбросили осколочные бомбы мелкого калибра; второй налет в 17:15 – 9 Ю-88 и 5 МЕ-109, сброшено до 15 бомб 250-500 кгр. с пикирования. По предварительным данным потерь нет, за исключением пробоин плоскостей отдельных самолетов…»
А следующая оперативная сводка, датируема 6:00 8 июля и тоже не сообщает никаких подробностей, придется брать интересующую информацию, из косвенных документов, к примеру, из наградного листа, инструктора политотдела полка лейтенанта В.М.Крылова, однако данных о времени налета обнаружить не удалось:
«Группа самолетов эскадрильи под г.Орша в районе дер. Зубовка совершив боевой вылет в расположение немцев, возвращалась на аэродром, а капитан Крылов в это время руководил заводкой подруливающих машин в укрытия. Во время заводки последнего самолета, на аэродром налетели немецкие пикирующие бомбардировщики в количестве 18 самолетов и стали бомбить стоянки самолетов эскадрильи…»
Судя по всему, удар немецкие самолеты нанесли поздно вечером около 20:30 — 21:00, а уставшие за день пилоты 401-й ИАП уже не смогли организовать прикрытие. 13 Ил-2 получили повреждения и вышли из строя. Один Ил-2 был подбит и сидел на вынужденной в Могилеве, а еще один штурмовик скапотировал и на посадке, причем предположительно его повреждения, были вызваны результатом дружественного огня. Из доклада о боевых действиях полка: «Один самолет потерпел аварию м.Зубово по причине обстрела последнего самолетом И-16 при заходе на посадку на своем аэродроме…»
Таким образом, утром 7 июля в составе полка, сократившегося до размеров эскадрильи, осталось только 7 боеготовых самолетов, и по сути первый день боевых действий, стал последним днем, когда полк смог выполнить больше дюжины боевых вылетов. Согласно сводке о боевых действиях 23 САД с 6 по 7.7.41г., полк за 7 июля смог выполнить 8 боевых вылетов, понеся тяжелые потери:
«7.7.41 продолжал уничтожение противника юго-восточнее и западнее Бешенковичи. За день произведено 8 самолето-вылетов. Результат бомбометания отличный. Потери: — не вернулось до 18:00 4 Ил-2, остальные 4 имеют повреждения. Сброшено бомб ФАБ-50 32 шт., расстреляно 1500-1600 снарядов ШВАК…»
Помимо сбитых огнем ЗА 4 Ил-2, погибли два опытных пилота, командир 1-й эскадрильи летчик-испытатель капитан Н.Ф.Шеварев и командир звена ветеран 74-го ШАП лейтенант Б.И.Ивахненко. Сводка безжалостно констатировала: «Всего за 6-7.7.1941 сброшено 84 ФАБ-50, расстреляно около 4000 20 м/м снарядов ШВАК. Потери – 6 самолетов, требует ремонта – 14. В строю – 2. Все потери от огня ЗА и ЗП.»
Ситуацию, пожалуй, никак, кроме — фиаско определить нельзя. Несмотря на то, что технический состав ремонтировал подбитые самолеты без отдыха, к утру следующего дня, в строю находилось всего лишь 4 исправных штурмовика, которые перегнали на аэродром Яковлевичи. Остальные 12 продолжали ремонтировать в Зубово.
Немного лучше выглядел 4-й ШАП, который согласно оперсводке №08 штаба 4-го ШАП к 16:00 7.07.41г., располагал на аэродроме Ганновка — 11 исправными Ил-2, в том числе: управление полка – 2 самолета; 1-я АЭ – 3; 2-я АЭ – 0; 3-я АЭ – 3; 4-я АЭ – 2; 5-я АЭ – 1. Кроме того еще по два самолета 4-й и 5-й АЭ ремонтировались. В составе полка на аэродроме Ганновка находились 19 пилотов, 5 летчиков были на местах вынужденных посадок, 9 в командировке в Богодухове и 5 на излечении в госпиталях. Таким образом, в составе ВВС ЗФ к утру 8.07.41г., находилось три десятка штурмовиков Ил-2, с экипажами, но только 15 из них были исправны, разумеется как-то повлиять на ситуацию, складывающуюся на фронте, такими мизерными силами, было нереально. Тем не менее, каждый самолет в тот момент был на счету, и на этот день обе части получили серьезные боевые задачи.
Продолжение следует
Михаил Тимин
Читайте нас: