Взятие русскими татарского острога у Казани. Миниатюра Лицевого летописного свода. 1530 год
Гибель Мехмед-Гирея
После одновременного нашествия крымской и казанской орды в 1521 году (
Высвободившиеся полки Москва выставила против Крыма и Казани. Крымский хан Мехмед-Гирей после успеха 1521 года возгордился. Под его контролем были Крымское и Казанское ханства, Ногайская Орда. Крымский царь планировал восстановить Большую Орду, подчинить себе и Астрахань. Весной 1523 года крымские войска вместе с ногаями захватили Астрахань. На место астраханского хана был посажен старший сын Мехмеда-Гирея – Бахадыр-Гирей. Три ханства объединялись. Казалось, что Золотая Орда возрождается! Сахиб-Гирей в Казани, узнав об этой
Однако торжество оказалось очень коротким. Ногайские мурзы – Мамай, Агиш и Урак, опасавшиеся увеличения могущества крымского хана, решили его убить. Тем временем Мехмед-Гирей не видел угрозы и распустил свои войска, остался в Астрахани с небольшой охраной. Ногаи выманили его из города и убили вместе с сыном, астраханским ханом. После этого ногайцы нанесли внезапный удар по крымским станам, где не ждали нападения. Разгром был полным. Ногайцы опустошили Крымский полуостров, уцелели только города. Новому крымскому хану Гази-Гирею было уже не до планов возрождения Золотой Орды и войны с Москвой. Кроме того, Порта не одобрила кандидатуру Гази, его быстро заменили на Саадет-Гирея (дядя Гази), которого прислали из Стамбула с отрядом янычар. Гази убили. Саадету пришлось столкнуться с недовольством части крымской знати, воевать со свои племянником Ислам-Гиреем.
Поход 1523 года
Русский государь не преминул воспользоваться смутой в Крымском ханстве и направил полки на Казань. В августе 1523 года в Нижнем Новгороде была собрана большая рать. Туда прибыл сам Василий Иванович. Передовой отряд возглавил Шах-Али. Войска были разделены на судовую и конную рати. Судовую рать возглавили воеводы Василий Немой Шуйский и Михаил Захарьин-Юрьев, конную рать – воеводы Иван Горбатый и Иван Телепнев-Оболенский.
В сентябре 1523 года русские полки перешли пограничную реку Суру. Судовая рать вместе с Шах-Али прошлась до предместий Казани, разоряя селения по обоим берегам Волги. Затем повернула обратно. Конная рать дошла до реки Свияга, разгромила противника на Итяковом поле. Русские заложили Василь-город в честь государя Василия на правом, казанском берегу Суры, в месте впадения её в Волгу (Васильсурск). Возможно, что ранее на этом месте уже было городище марийских племен. Русские привели к присяге местных жителей – марийцев, мордву и чувашей. Крепость стала форпостом для наблюдения за противником и базой для ударов по Казани. В городе был оставлен сильный гарнизон.
После ухода русских войск в октябре 1523 года казанский хан Сахиб-Гирей предпринял ответный большой рейд. Его целью стала приграничная Галицкая земля. Татары и марийцы (ранее их называли черемисы) осадили Галич. После неудачного штурма ушли, разорив окрестные селения и уведя много пленных. Казанский хан теперь боялся Москвы. Он попросил помощи у Саадет-Гирея. Просил прислать пушки, пищали и янычар в Казань. Однако Крым был погружен в смуту и не мог поддержать Казань. Тогда Сахиб-Гирей направил послов в Стамбул. Объявил, что отдает ханство в подданство султану.
Сулейман был умным правителем. У него других первоочередных задач было много, не до Казани. Но если открывалась возможность приобрести что-нибудь, зачем отказываться? К тому же Гиреи были его родственниками. Казанское ханство стало вассалом Порты. Турецкие послы объявили об этом в Москве. Но им ответили, что Казань уже давно признала зависимость от русских государей и дарить её кому бы то ни было Сахиб не имеет права. Сулейман настаивать не стал. Войска в далёкую Казань не направил. Но и от принятия в подданство отказываться не стал.
Великий князь Василий III Иоаннович. Источник: Великокняжеская и царская охота на Руси, том 1, 1896
Поход 1524 года
Весной 1524 года великий князь Василий Иванович организовал новый большой поход на Казань. Формально во главе войска был бывший казанский хан Шах-Али. Фактически полками руководили воеводы Иван Бельский, Михаил Горбатый-Шуйский и Михаил Захарьин-Юрьев. Отдельно действовала судовая рать под началом воевод Ивана Хабара Симского и Михаила Воронцова. 8 мая выступила судовая рать, 15 мая – конная рать.
Ситуация была благоприятная. Большое польско-литовское войско вторглось в пределы Крымского ханства. Крымский царь Саадет-Гирей собирал войска для удара по Литве. В июне крымская орда вторглась в литовские земли. Поход завершился неудачно. На обратном пути крымцев потрепали казаки.
Сахиб-Гирей, не получив помощи от Крыма и Турции и страшась большой русской рати, бежал из Казани в Крым. Вместо себя оставил 13-летнего племянника Сафу. Казанцев это возмутило. Они заявили, что такого хана знать не желают. Казанская знать во главе с Ширином возвела Сафу-Гирея на престол.
В начале июля русская судовая рать высадила полки Бельского, Горбатого-Шуйского и Захарьина под Казанью. Русские укрепились и стали ждать прибытия конницы. Казанские татары совершили ряд нападений на русскую рать, пытаясь её разбить или изгнать до прибытия подкреплений. Казанцы были отбиты, но продолжали блокировать укрепленный стан. Вскоре у русских стало заканчиваться продовольствие. На помощь из Нижнего выступила вторая судовая рать под началом князя Ивана Палецкого. Она попала в засаду, устроенную черемисами. Был разгромлен конный полк, который сопровождал суда по суше. Затем ночью марийцы напали и на судовую рать. Много воинов погибло или попало в плен. Только часть судов прорвалась к Казани. Вскоре прибыла и конная рать. По пути воины Хабара и Воронцова в битве на Итяковом поле разгромили казанскую конницу. Как отмечалось в летописи:
русские ратники «многых князей, и мурз, и татар, и черемису, и чювашу избиша, а иных князей и мурз многых живых поимаша».
В середине августа русские войска начали осаду Казани. Однако добиться успеха не удалось. Очевидно, организация похода была плохой. Татарские и марийские отряды продолжали действовать в тылу русской армии. Русским полкам приходилось воевать на два фронта. Однако и казанской знати переговоры были выгодны. Русская артиллерия крушила стены, ситуация становилась опасной.
Начались переговоры. Русские воеводы сняли осаду в обмен на обещание казанцев прислать посольство в Москву для заключения мира. Ходили слухи, что воеводы во главе с Бельским получили богатые подарки, чтобы русские вернулись восвояси. Русские полки сняли осаду и ушли.
В ноябре в Москву прибыло казанское посольство. После ухода русских в Казанское ханство вторглись ногаи и разорили южные пределы, поэтому казанская знать была заинтересована в восстановлении мира с Москвой. Мир был восстановлен.
Чтобы избежать новой бойни русских в Казани, русское правительство добилось переноса ежегодной ярмарки из Казани в Нижний (будущая Макарьевская ярмарка). В 1525 году ярмарка открылась в Нижнем Новгороде. Торговый оборот главной волжской ярмарки из-за беспорядков в Астрахани, войны Москвы и Казани значительно упал. Это сильно сказалось на прибылях русских и восточных купцов, но самый большой урон понесло Казанское ханство, богатевшее на транзитной волжской торговле.
Победа русской рати над казанскими татарами. 1524 год
Южный рубеж
Отношения Русского государства и Крыма оставались напряженными. Но больших походов на Московскую Русь хан организовать не смог из-за внутренних усобиц. Род Гиреев воевал за власть.
В 1525 году Саадет-Гирей двинулся с большой армией к московским границам, но уже за Перекопом узнал о восстании Ислам-Гирея. Ему пришлось остановить поход и вернуться назад, воевать с племянником. Та же
В Москве постарались использовать отпущенное время и продолжили укреплять южные рубежи. В Коломне и Зарайске строят каменные кремли. Осенью 1527 года царевич Ислам-Гирей двинул свои войска на Русь. Москву вовремя известили о вражеском походе и о том, что крымцы планируют форсировать Оку под Ростиславлем. На этот раз русские воеводы не оплошали и прикрыли границу у Ростиславля. Сам великий князь с резервным войском стал в селе Коломенском, затем также выступил к Оке.
На случай удара казанской орды была надежно прикрыта и восточная граница. Усиленные гарнизоны стояли в Муроме, Нижнем Новгороде, Костроме и Чухломе. Население, жившее в окрестностях городов, расположенных на пути возможного вторжения орды, было собрано в крепостях. Спешно усиливалась оборона Москвы.
9 сентября крымцы вышли к Оке и попытались её форсировать. Однако русские полки отразили все попытки «перелезть» реку. Многие татары утонули в Оке. Ислам повернул назад. Вслед были высланы конные полки, которые у Зарайска настигли врага. В сражении на реке Осётр крымцы были разбиты. В октябре войска Ислам-Гирея, преследуемые русскими и деморализованные неудачей, бежали за Дон. В Москве государь Василий Иванович приказал утопить посла Саадета.
В 1528 году Ислам снова выступил против Саадета. Потерпел поражение и бежал во владения польского короля Сигизмунда. Крымский царевич заключил союз с Сигизмундом. В 1529 году Ислам выступил на Перекоп. Саадет-Гирей, который боялся перехода большей части крымских мурз на сторону племянника, предложил мир. Родственники снова помирились на прежних условиях. В 1531 году Ислам вновь поднял восстание против дяди. Саадет, устав от постоянных заговоров знати и мятежей, в 1532 году отказался от престола, отбыл в Константинополь. Ханский стол занял Ислам. Но вскоре из Стамбула прибыл Сахиб-Гирей, ему подчинились все крупные крымские феодалы. Ислам получил пост калги, ему отдали Очаков и Перекоп.
Русское правительство использовало опыт кампании 1527 года в последующем. Полки стояли в Коломне, Кашире, Серпухове, Рязани, Туле, на опасных направлениях. В момент угрозы их усиливали. В 1530–1531 гг. новые деревянные крепости были возведены в Чернигове и Кашире, завершено сооружение каменного кремля в Коломне. Создав мощную оборону на южном направлении, Василий III вновь попытался решить казанский вопрос.
Поражение Ислам-Гирея от русских войск на Оке в 1527 году. Миниатюра Лицевого летописного свода
Русско-казанская война 1530–1531 гг.
Весной 1530 года в Казани учинили «нечисть и срамоту» прибывшему русскому послу Андрею Пильемову. Подробности летопись не сообщает. Это послужило поводом для новой войны. В Москве решили, что пора вернуть Казань под свой контроль. Надежно прикрыв южную границу, государь Василий в мае 1530 года двинул войска на Казань. Он действовал по старому сценарию. Войска были разделены на две рати – судовую и конную. Судовой ратью руководили воеводы Иван Бельский и Михаил Горбатый, конную рать повели Михаил Глинский и Василий Шереметев.
Очевидно, оскорбление посла было спланированной акцией. Казанцы хорошо подготовились к войне. На помощь Казани прибыло ногайское войско Мамая и астраханские отряды князя Яглыча. Под Казанью на реке Булак возвели острог, чтобы затруднить осаду столицы.
Судовая рать прибыла к Казани без проблем. Конные полки, по пути разбив несколько вражеских отрядов, также успешно форсировали Волгу и 10 июля соединились с судовой ратью. В ночь на 14 июля полк Ивана Овчины-Оболенского штурмом взял острог на р. Булак. Большая часть его гарнизона была перебита. Первые неудачи и начавшийся артиллерийский обстрел встревожили горожан. Многие стали требовать прекращения борьбы и начала переговоров с русскими. В такой обстановке Сафа-Гирей бежал из города в Астрахань.
Однако русские воеводы не использовали благоприятный момент для атаки. Начали местнический спор, кто первым войдёт в Казань. Неожиданно началась буря. Казанцы устроили внезапную вылазку и отбросили русские войска. Татары захватили часть артиллерии русской армии – 70 пушек-пищалей и передвижные укрепления (гуляй-город). Опомнившиеся русские полки возобновили осаду, но уже без успеха. 30 июля осаду сняли, московские полки ушли за Волгу. Виновным в неудаче признали главного воеводу Ивана Бельского. Его приговорили к казни, но затем заключили в тюрьму, в которой он находился до смерти Василия Ивановича.
Татарская знать, несмотря на победу, понимала, что русские придут с новыми силами и будет хуже. Ещё до возвращения Сафа-Гирея в Москву было направлено казанское посольство во главе с князьями Табаем и Тевекелем. Они от имени Сафа-Гирея принесли вассальную клятву Василию III. Послы обещали, что клятва будет подтверждена ханом, всеми казанскими князьями и мурзами. В Казань был направлен русский посол Иван Полев, чтобы привести ханство к присяге. Также казанцы должны были выдать пленных и захваченный «наряд» (артиллерию).
Однако вернувшийся в Казань Сафа-Гирей отказался подчиняться Москве. Переговоры возобновились. Сафа затягивал время и выдвигал все новые требования. Одновременно его послы просили помощи у Крыма. Оказать действенную помощь племяннику Саадет не смог, но ситуация на южном направлении ухудшилась. Крымцы совершили набеги на одоевские и тульские места.
Тем временем московские дипломаты сумели привлечь на свою сторону татарских послов Табая и Тевекеля. Через них наладили связи с казанской знатью, с влиятельными князьями Кичи-Али и Булатом Ширином. Их поддерживала и царица Ковгаршад, сестра хана Мухаммед-Амина. Казанские феодалы были недовольны политикой Сафа-Гирея, который разорил ханство непрерывными войнами с русскими. Тем, что хан окружил себя крымскими и ногайскими советниками. Кроме того, Сафа-Гирей решил казнить всё русское посольство. Это было чревато новой кровавой войной с Москвой. Хан-то мог сбежать, а казанцы должны были сложить головы и потерять имущество.
В результате казанская знать в 1631 году выступила против хана. Крымцев и ногайцев перебили или изгнали. Сафа-Гирей бежал в Крым. Московское правительство хотело посадить на казанский стол хана Шах-Али. Однако казанская верхушка воспротивилась. Шаха-Али в Казани не любили. В ханы попросили младшего брата Шах-Али – касимовского царевича Джан-Али.
Таким образом, между Москвой и Казанью был восстановлен мир и союз, который сохранялся до смерти государя Василия Ивановича в 1533 году.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: