Лента новостей

12:07
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 ноября, день
12:00
Сводки с фронта: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 23 ноября 2024 года
11:55
«Возросшее мастерство Советской армии»: Минобороны РФ опубликовало документы о Моонзундской операции
11:11
«Ростех» налаживает массовый выпуск кварцевых генераторов
11:01
Мир в тени «Орешника» – настал ли момент истины?
10:48
Меркель призвала не проводить переговоры о мире без Украины
10:46
России требуется скорейший мир, так как солдаты заканчиваются и у нее
10:25
Российская армия отражает атаки ВСУ в Курской области: детали утренних событий 23 ноября
10:19
«Практически организовано»: Путин заявил о принятии решения по серийному производству ракетных систем «Орешник»
10:14
Медики из США поделились «детективной историей» о синдроме Рапунцель
10:04
Германия должна выплатить России все до копейки
09:47
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.11.2024
09:35
Последние новости с фронтов СВО от Юрия Подоляки на утро, 23.11.2024: активное наступление российских войск
09:17
Введение нравственного контроля культуры поможет укреплению России
08:19
Путин не исключает вероятность нанесения ударов по странам, поставляющим Киеву вооружения для атак вглубь российской территории
08:06
Путин сделал предупреждение от которого не скрыться - Новости
06:19
«Бахнем! Обязательно бахнем, и не раз. Весь мир в труху. Но потом...»
05:34
О дистанциях решительного боя для отечественных двенадцатидюймовок времен русско-японской войны
05:24
Бои батальона Момыш улы в районе станции Матренино 17 и 18 ноября 1941 г.
04:16
Прорывы на фронтах: новости СВО от 23 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1003-й день спецоперации России на Украине
03:01
Запад готовит силовой сценарий для Белоруссии?
02:45
Применение Орешника, удары западным оружием, ядерная доктрина
01:38
Блогер показал, как пройти Baldur’s Gate 3, не делая в бою абсолютно ничего
01:32
Американской верхушке плевать на американцев
00:02
Нехитрая загадка образа Зеленского
23:37
«Сдержать агрессию Запада»: что известно о новейшей российской ракете средней дальности «Орешник»
23:36
Орбан призвал страны Запада отнестись серьёзно к запуску «Орешника»
23:12
Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
22:31
Путин предупредил о продолжении боевых испытаний «Орешника»
21:53
Правого экс-президента Бразилии обвиняют в подготовке госпереворота
21:45
Страны Евросоюза готовят население к войне с Россией
21:02
«Уэбб» открыл в ранней Вселенной три огромные галактики — учёные не понимают, почему они так быстро сформировались
20:58
В Думе хотят оставить только вахтовую и целевую миграцию
20:57
В Санкт-Петербурге мошенника из МЧС не отпускают на СВО
20:56
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 22 ноября
20:55
В российских городах отменяют выступления комика Гурама Демидова, который высмеял Иисуса Христа
20:45
Путин объявил о серийном производстве ракет «Орешник»
20:34
Выступление Путина на совещании с руководством Минобороны
20:24
FPV-дрон уничтожил БМП Marder ВСУ в приграничном районе Курской области — видео
20:05
Еврокомиссар призвал страны ЕС поддержать арест Нетаньяху и Галанта за военные преступления
20:04
The Times: Германия поставила Украине 4 тысячи роботов-убийц
19:55
Путин отметил успех проведения испытаний «Орешника»
19:44
Повторился Иловайский разгром - Новости
19:38
Выращенное в лаборатории фуа-гра оказалось вкуснее и намного гуманнее традиционного
19:15
46 мирных жителей Курской области, которых похитили боевики ВСУ, вернулись в Россию
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Невыученные уроки «Курска»

Невыученные уроки «Курска»


Готов ли сегодня ВМФ спасать экипажи подлодок в чрезвычайных ситуациях?


12 августа исполнится 15 лет с того момента, как в Баренцевом море затонул российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей» К-141 «Курск».


К этому дню социологи «Левады-Центра» провели опрос, который показал, что доля россиян, уверенных в том, что власти приняли все меры для спасения моряков «Курска», за последние годы выросла. Сейчас так считают 40% респондентов, в 2010 году — 34%, в 2000 году — 23%.


Противоположную позицию занимают 35% респондентов (46% в 2010 году и 72% в 2000 году). Затруднились ответить 26% участников опроса.


Напомним, по официальной версии, гибель ракетоносца произошла в результате взрыва торпеды на борту в ходе подготовки к условной торпедной атаке. Погибли все 118 человек, среди которых члены экипажа, представители командования Северного флота и дагестанского завода «Дагдизель». В 2001 года в результате крупномасштабной международной операции атомная подлодка была поднята со дна моря и доставлена на завод в Росляково. Оттуда ее переправили на судоремонтный завод «Нерпа» в Снежногорск для дальнейшей утилизации. Единственное, что осталось от АПЛ — рубка, которая установлена в Мурманске.


Как не раз отмечали эксперты, гибель «Курска» воочию продемонстрировала упадок российского флота после лихих 90-х: начиная от низкого жалования моряков и крайне тяжелых условий жилья и заканчивая неспособностью самостоятельно поднять корабль на поверхность. После 2000 года в главкомате ВМФ неоднократно заявляли, что руководство страны извлекло серьезный урок из трагедии с «Курском» и принимает меры по предотвращению подобных ситуаций в будущем.


Однако ЧП повторялись. И росли потери. В 2003 году при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К-159 — девять из 10 человек экипажа погибли. В 2006 году пожар на атомоходе Б-414 «Даниил Московский» привел к смерти двух моряков. В 2008 году в результате аварии на борту К-152 «Нерпа» погибло 20 человек.


Руководитель Экспертного совета по обороне Государственной Думы, капитан 1-го ранга запаса Борис Усвяцов говорит, что трагедия «Курска» вскрыла огромное количество недостатков в планировании боевой подготовки, эксплуатации АПЛ и т. д.


— Но на сегодняшний день у нас не на бумаге, а в металле есть глубоководные аппараты и скафандры, вводятся в строй спасательные суда. И это процесс не должен останавливаться. Как однажды заметил единственный живущий ныне маршалСоветского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов, нельзя доверить командование АПЛ гражданскому мужику, он ее утопит за 15 секунд. Однако одно время у нас во главе военного ведомства был поставлен Анатолий Сердюков, что негативно отразилось и на поисково-спасательной службе (ПСС) ВМФ.


Бывший командующий 5-й эскадрой, бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов обращает внимание на то, что относительно недавно на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске были завершены работы по восстановлению работоспособности грузоподъемных устройств поисково-спасательного судна Северного флота «Георгий Титов».


— А в ближайшее время завод начнет ремонт похожего судна Черноморского флота — «Михаил Рудницкий». Оба корабля предназначены для поиска, обозначения и обследования затонувших объектов и проведения спасательных операций с использованием подводных аппаратов.

 

К 25 ноября судостроительный завод «Вымпел» должен отремонтировать спасательное судно Черноморского флота «Эпрон», которое успешно участвовало в операции по подъему БПК «Очаков».


Конечно, некоторые могут сказать, что из состава ЧФ до сих пор не выведено спасательное судно «Коммуна» еще царской постройки (введен в эксплуатацию в 1915 году — «СП»). Это судно, представляющее собой по конструкции катамаран, оказалось удачным, но сейчас оно предназначено для подъема таких затонувших объектов, как торпеда или самолет.


Так что, на мой взгляд, выводы были сделаны, и спасательные суда у каждого флота будут. Кроме того, были учтены и моменты, связанные с присоединением камеры спасателей к аварийному подводному кораблю: у «Курска» была деформирована комингс-площадка аварийного люка, к которой так и не смогли пристыковаться наши спасательные подводные аппараты.


Доктор военных наук, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков говорит, что в советские годы ПСС ВМФ на каждом флоте имела по специализированному судну для спасения личного состава АПЛ на больших глубинах.


— Однако в 90-е годы значительная часть таких кораблей была продана на лом. Яркий пример — спасательное судно «Эльбрус», водоизмещением 14300 т. «Игорь Белоусов» (водоизмещение 5000 тонн) так и не принят в состав ВМФ, хотя обещали это сделать еще в 2009-ом.


Конечно, в целом какая-то работа ведется — вводятся в состав спасательные суда, катера аварийно-спасательного обеспечения с верфей завода «Нижегородский теплоход» и подмосковного завода «КАМПО». Модернизируются спасательные подводные аппараты типа «Приз», АС-30 и АС-26, но, по моему мнению, с точки зрения реального спасения подводников все это — мелочь.


Бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко видит улучшения в организационном плане и техническом обеспечении ВМФ.


— Закуплены нормобарические скафандры, аэромобильные подводные комплексы «Пантера плюс» (приобретены у Великобритании), поисково-обследовательский комплекс «Кальмар», телеуправляемые необитаемые подводные аппараты «Обзор-600». В 2014 годы были завершены испытания новейшего глубоководного спасательного аппарата «Бестер-1», который станет полноценной составной частью системы поисково-спасательных средств спасательного судна «Игорь Белоусов» и в котором использована уникальная технология — система автоматической посадки аппарата на комингс-площадку аварийной субмарины.


Кроме того, в 2014 году на Северном флоте были впервые в российском периоде истории отечественного ВМФ проведены испытания всплывающей спасательной камеры атомной подводной лодки «Северодвинск» с испытательной командой из пяти человек на борту.


Также отмечу, что с учетом тех недостатков, которые были выявлены, претерпела значительные изменения подготовка личного состава.

 

Соответствующие выводы были сделаны и касательно планирования учений — чтобы в местах их проведения глубина была достаточно большой.


Отрицательный момент — нет подводных лодок проекта 940 «Ленок», которые могли бы искать затонувший объект, вставать на подводный якорь и оказывать помощь личному составу.


На этот момент указывает и бывший командир 7-й дивизии подводных лодок контр-адмирал запаса Михаил Кузнецов. По большому счету, спасти подводников могут только соответствующие субмарины, а их нет.


—  Раньше у нас были спасательные подводные лодки, каждая из которых имела глубоководные аппараты в палубных док-камерах для причаливания к лодке-носителю в подводном положении. Когда затонул ракетоносец «Курск», то к нему пытались пристыковать спускаемые аппараты, но это совершенно не те станции, которые были у ПЛ проекта 940. Однако эти лодки были выведены из боевого состава флота и порезаны на металлолом. И я не слышал, чтобы работы по таким подлодкам сегодня у нас велись.


Что касается надводных спасательных судов, то все они зависимы от состояния моря. Как только оно становится «горбатым», использование такого судна в разы усложняется. То же относится и к самолетам-амфибиям Бе-200, способных совершать взлет и посадку при волнении моря в три балла. Когда затонул «Курск» море было ровным, а вот когда погибал К-278 «Комсомолец», то волнение было около 5−6 баллов — ни один самолет на такое море не сядет. Напомню, на помощь «Комсомольцу» тогда был отправлен мощный многомоторный противолодочный самолет Ил-38, однако у него не было оборудования для того, чтобы прицельно сбрасывать плоты.


В общем, скажу так: нынешние средства, наверное, могут спасать что-то небольшое, а вот корабли вроде атомохода — таких пока не видел.



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх