В этот день 1720 года состоялось сражение, вошедшее в историю как Гренгамский бой. В этой битве русский галерный флот генерала Михаила Голицына разбил шведскую эскадру вице-адмирала Шеблата.
У острова Гренгам русские взяли на абордаж четыре шведских фрегата. Эта удачная военная акция и приезд в Петербург с просьбой о предоставлении политического убежища племянника шведского короля Карла XII – герцога Карла Фридриха – ускорили подписание мирного соглашения.
Победу русского оружия и заключение Ништадского мира Петр I праздновал пышно. Целую неделю продолжался большой маскарад. Император Всероссийский пел песни и "плясал по столам", на радостях "за Божью милость" даровал прощение всем осужденным преступникам и освободил всех государственных должников. Устроенный во время праздника фейерверк "изображал храм Януса, из которого появился бог Янус с лавровым венком и масляничной ветвью". Все суда на Неве были иллюминированы потешными огнями. Гостей обносили "изрядным токайским".
Россия прорубила окно в Европу.
В этот день 1841 года возле Пятигорска, на нижнем склоне горы Машук, некто майор Мартынов убил на дуэли величайшего русского поэта, которому не было и двадцати семи лет.
Многие полагают, что Михаила Юрьевича погубил Николай Первый. В 1837 году юный Лермонтов написал знаменитые стихи "На смерть поэта", где по сути обвинил российскую аристократию в гибели Пушкина ("вы, жадною толпой стоящие у трона свободы, гения и славы палачи! Таитесь вы под сению закона, пред вами суд и правда - все молчи!"). Николай Первый за это стихотворение отправил лейб-гвардии поручика Лермонтова на Кавказ, под пули. Поэт смело воевал, отличился в боях. А его бабушка по матери Арсеньева тем временем обивала высокие пороги в Петербурге. Благодаря ее усилиям, в 1838 году Лермонтову разрешили вернуться.
Но в феврале 1840 года юный офицер поссорился с сыном французского посла. Дуэль, военный трибунал и новая ссылка на Кавказ, в пехотный полк. Через год та же бабушка опять отхлопотала своего гениального внука – и тот вновь вернулся в Питер, где был встречен со славой, как наследник Пушкина. Как раз это и не понравилось царю. Через несколько недель пришел приказ: вернуться в полк.
По пути на Кавказ и в Пятигорске, где он остановился, Лермонтов написал свои величайшие стихи - "Утес", "Спор", "Свидание", "Листок", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Выхожу один я на дорогу" и свое последнее, бессмертное стихотворение "Пророк".
В Пятигорске нашлись враги и завистники, а Лермонтов был вспыльчив. И ничтожный Мартынов, чье имя осталось в истории только потому, что он убил Лермонтова - как имя Герострата, который сжег храм Артемиды – этот Мартынов сделал свое черное дело... Один из командиров Леpмонтова Павел Граббе, узнав о смерти поэта, сказал: "Несчастная судьба нас, русских. Только явится между нами человек с талантом - десять пошляков преследуют его до смерти".
Известно, что уже в год своей гибели, за четыре месяца до нее, когда Лермонтов в последний раз побывал в Петербурге, приехав в отпуск с Кавказа, он начал хлопотать об отставке. Поэт хотел заняться только литературой, мечтал об издании своего журнала. "Есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная святая прелесть в них", – писал он. Сколько живых - вечно живых созвучий, полных благодатной силы, не получили мы с вами из-за его нелепой, чудовищной гибели!
И еще одна утрата этого дня: 27 июля 1873 года в возрасте 69 лет умер Федор Иванович Тютчев. Как писал Аксаков, «угас тихо, без страданий, без жалоб, без слов…» Несколько месяцев поэт боролся с болезнью, его постигло два удара. И несмотря на страдания, диктовал жене новые стихи, письма, принимал друзей - Ивана Аксакова, Александра Никитенко, Афанасия Фета.
Тютчев как поэт не поддавался ассимиляции. Он жил в Германии, вел французскую переписку, а страдал и радовался, печалился и ликовал по-русски.
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься по дороге
Как бы двойного бытия!..
«Чувство пропасти», на краю которой находится каждый человек в каждое мгновение своей жизни, - удивительное свойство, придающее поэзии Тютчева головокружительную остроту», - считает поэт Александр Кушнер.
И сегодня знаменательная дата в истории российской столицы. Если верить "Сказанию об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы", то 860 лет назад, 27 июля 1147 года, – день основания Москвы. Этому городу посвящено несметное количество песен. Одну из них – «Я любуюсь Москвой» в исполнении братьев Вадима и Валерия Мищуков я советую послушать в завершение чтения.
В 1853 году родился Владимир Галактионович Короленко. «Совесть эпохи», «Солнце России», «нравственный гений» - так говорили о нем современники.
Они видели в Короленко идеальный образ русского писателя и интеллигента. Вся читающая Россия прислушивалась к каждому его слову. Автор «Детей подземелья» и «Слепого музыканта», - о своей жизни он рассказал в книге воспоминаний «История моего современника».
Короленко пережил ссылку, гласный надзор, тюрьму, этапы и поселения. Не причисляя себя к революционерам, он занимался просветительской деятельностью, боролся с остатками крепостничества. Он называл себя «беспартийным писателем» и был добровольным правозащитником, выступал на судебных процессах, спасая невинных от каторги. После Октября Короленко открыл в Полтаве 45 столовых для бедных, детские приюты и писал протестующие письма наркому просвещения Луначарскому.
В 1903 году родился прекрасный актер Николай Константинович Черкасов. Все мы видели его в фильмах: "Дети капитана Гранта", "Депутат Балтики", "Петр Первый", но главным делом для Черкасова была работа в Александринском театре в Санкт-Петербурге, где он играл заглавные роли. И вот что интересно: в пьесе "Петр Первый" по роману Алексея Толстого Николай Константинович играл царя Петра, а в одноименном фильме - царевича Алексея. Совершенно разные, противоположные роли, но сыгранные с одинаково высоким мастерством...
В 1936 году в Риге, столице Латвии, родился выдающийся танцовщик и хореограф, солист Большого театра, народный артист СССР Марис Лиепа.
Марис Лиепа часто говорил и своим ученикам, и своим детям Андрису и Илзе, что главное для артиста балета – это характер и целеустремленность. «Сколько лет я повторяю эти упражнения? – размышляет артист. – Почти 35. Около 25 тысяч часов экзерсиса. И столько же часов привычной боли – без этого немыслима наша профессия. Вы когда-нибудь видели спортсмена, который бы счастливо улыбался во время прыжка или бега? А мы должны в совершенстве этим владеть…». Самому Лиепе целеустремленности и силы воли было не занимать. Впервые приехав в Москву 1950 году на всесоюзный смотр учащихся хореографических училищ и увидев Большой театр, 13-летний Марис поставил цель - станцевать на этой прославленной сцене Принца в «Лебедином озере».
Путь к достижению цели был тернистым: способного ученика Рижского хореографического училища пригласили продолжить образование в Москве, но по окончании Московского хореографического училища отличника Мариса Лиепу не взяли в Большой театр, а направили в Рижский театр оперы и балета. Через два года он снова приехал в столицу, его пригласили в Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. «Я был счастлив, - запишет танцовщик в дневнике, - я приближался к моей мечте – Большому театру. В конце концов, Театр Станиславского, куда меня пригласили, находился почти на той же улице, что и Большой».
На молодого танцовщика сразу обратили внимание. Виртуозная техника классического танца, пластическая выразительность «говорящего» тела, музыкальность, редкие для артиста балета актерские данные. А внешность! Высокий рост, атлетическое сложение, правильные, выразительные, «европейские» черты лица…
За два сезона артист исполнил все ведущие партии в балетах музыкального театра Станиславского. Зрители стали ходить специально «на Лиепу». После удачных гастролей в Польше с труппой Большого театра, наконец, последовало долгожданное приглашение.
«Когда я впервые вышел на сцену Большого театра в партии принца Зигфрида в «Лебедином озере», я был счастлив – мечта сбылась!», - записал Марис в дневнике. Партнершей Лиепы в «Лебедином озере» была Майя Плисецкая. Он танцевал со многими балеринами – Ольгой Лепешинской, Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой, Наталией Бессмертновой, Ниной Семизоровой, но любимой партнершей оставалась Майя Плисецкая.
Драматический талант Лиепы был востребован и вне балетной сцены. Он, в частности, снялся в телефильме "В одном микрорайоне", кинофильмах "Могила льва", "Детство Бемби" и "Отрочество Бемби", "Лермонтов", "Четвертый" (для которого поставил самую выразительную из своих постановок балетную миниатюру) и других. Марис также сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках. В 1980 году вышла его книга «Я хочу танцевать сто лет». Увы, Лиепа умер на 53-ем году жизни, в марте 1989 года от обширного инфаркта. Спустя десять лет его сын Андрис Лиепа – сегодня сам звезда мирового балета – организовал Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы и с тех пор является председателем его правления.
Читайте нас: