Статья о конструктивных особенностях кораблей подводного флота Франции в период между WW1 и WW2, которые задумывались, как прогрессивные, однако на практике не дали никаких преимуществ и тормозили развитие этой отрасли кораблестроения.
Не удостоившая французов славы попытка спрятать крейсер под воду: проект "Сюркуф"
ПЛ “Сюркуф” (проект Q-5) в походе
Запас топлива на борту был достаточен для совершения рейса на расстояние в десять тысяч морских миль (18500 км), а припасов хватало для поддержания жизнедеятельности экипажа в течение 90 суток.
Чистка главного калибра на ПЛ "Сюркуф": открытый водонепроницаемый люк служит сиденьем
Сборка аэроплана экипажем ПЛ "Сюркуф"
Оказалось, что у лодки имеются значительные проблемы с остойчивостью: при волнении её довольно сильно раскачивает в надводном положении, а при погружении она с трудом сохраняет крен и дифферент в приемлемых рамках. Время подготовки лодки к погружению оказалось непозволительно велико – даже в идеальных условиях на то, чтобы уйти под воду, ей требовалось более двух минут, что в критической ситуации легко могло привести к уничтожению лодки противником.
Спуск на воду аэроплана экипажем ПЛ "Сюркуф"
В целом судьба корабля оказалась печальна: так и не принеся Франции ни одной блестящей победы, субмарина сгинула в неизвестности в феврале 1942 года, официально пропав при переходе от Бермуд к Панамскому каналу.
Однако мы слегка отклонились от темы.
Обслуживание ПЛ «Минерва», на заднем плане поворотный ТА
Подводные лодки 1-го класса проекта С-4 (тип "Requin") оснащались двумя двухтрубными поворотными 550-мм аппаратами. Вот один из них крупным планом на "Эспадоне"
При стрельбе ТА уже находились, либо разворачивалось под углом в горизонтальной плоскости лодки. Казалось бы, сплошной профит - при пуске не появляется воздушный пузырь, демаскирующий лодку, можно стрелять практически одновременно, развернув аппараты одного борта под разными углами, таким образом, получается своеобразный веер, от которого цели очень трудно увернуться, само устройство имело значительно меньший вес, чем трубчатый аппарат, а значит, можно было установить их в большем количестве.
Проверка торпед в поворотном аппарате на однотипной ПЛ "Фок", 1932 г.
Проверка ТА на ПЛ "Сафир". Хорошо видна конструкция кожуха аппарата, представлявшего собой часть проницаемой надстройки. Две крайние трубы аппарата имели калибр 400 мм, а центральная - 550 мм.
Причём в аппаратах часто использовалась связка из центрального, калибром 550мм, и двух боковых по 400мм. Такое решение было продиктовано некоторой прижимистостью французов - они считали, что гражданским судам - излюбленной добычей подводников, будет достаточно меньшего калибра.
Аналогичные ТА на подводном крейсере “Сюркуф” (проект Q-5), на снимке видна конструкция кормового аппарата во время постройки, 3 июля 1929 года
ПЛ "Паскаль" снабжённая двумя поворотными ТА: сразу за рубкой стоял трёхтрубный 550-мм ТА, а на корме - четырёхтрубный, с двумя 550-мм и двумя 400-мм трубами
В принципе, при стрельбе в надводном положении такое расположение особых проблем не вызывало. Но в связи с распространением радиолокации и противолодочной авиации, такой способ ведения б/д (здесь и далее - боевые действия) на море довольно быстро вышел из моды.
Техобслуживание поворотного торпедного аппарата на лодке "Classe Minerve"
До падения Третьей республики под ударами немцев подводной лодкой «Понселе» был захвачен германский блокадопрорыватель "Хемниц", а на минах, выставленных "Сафир" и "Рюби" погибли 7 транспортов, причём досталось и шведам, и норвежцам после захвата Норвегии немцами. И это было всё.
Столь же "успешными" были действия подводных лодок правительства Виши. ПЛ "Бевезье" 25 сентября 1940 года торпедировала британский линкор "Резолюшен", выведя его из строя на 9 месяцев. Лодка имела 4 фиксированных торпедных аппарата внутри прочного корпуса, остальные поворотные вне его. Каким типом была произведена атака, установить не удалось.
ПЛ "Ле Эро" в ноябре 1941 года потопила норвежский транспорт "Тоде Фагелунд" на 5750 брутто-тонн. И это также всё.
Загрузка торпеды в 600-тонную лодку 2-го класса (двухтрубный ТА 550-мм)
ПЛ "Curie" одержала 3 победы, но это была британская лодка типа U, переданная FNFL в 1943 году. Поворотных ТА не имела.
"Юнона", "Орфей", "Касабланка" сумели потопить по одному судну, поворотные аппараты имели только как вспомогательные.
Это за всю войну, что прямо скажем - негусто.
Однако исчерпав ресурс, уже к 1920 году, от них полностью отказались.
Подводная лодка "Л'Астрэ" (проект Y-3) в сухом доке, 1948 год
Поскольку мсье понимали толк в извращениях, то от поворотных ТА они не отказались и после войны - по крайней мере, на тех лодках, что были заложены ещё до неё, но достраивались после. Что и видно на снимке достраивающейся "Л'Астрэ" (проект Y-3) в 1948 году.
Читайте нас: