Бою у мыса Пассеро 12 октября 1940 года историки почему-то уделяют незаслуженно мало внимания. Между тем, этот бой оказался для итальянцев судьбоносным — первая же ночная атака их миноносных сил завершилась провалом, после чего Командование флотом приняло концепцию отказа от проведения операций крупными кораблями в темное время суток. Итальянские миноносные силы, насчитывавшие на 10 июня 1940 года 129 кораблей, даже после понесённых потерь к середине октября имели подавляющее численное превосходство над легкими силами британского Средиземноморского флота. Тем не менее, именно с этого момента господство на море ночью прочно захватили англичане.
Прелюдия
В 08:45 11 октября 1940 года пассажирский самолёт, летевший из Рима в Бенгази, заметил в 65 милях к востоку-юго-востоку от Мальты «15 военных кораблей и 5 кораблей неустановленного типа», следовавших курсом 220°. Радист авиалайнера незамедлительно сообщил о происшествии в Супераэро (штаб ВВС), который в 09:45 проинформировал о «находке» Супермарину (штаб ВМС). Летчики увидели ни что иное, как британский Средиземноморский флот, который проводил операцию MB-6.
Вышедший из Александрии на Мальту 8 октября конвой MF-3 из четырех крупных судов, следовавший в сопровождении крейсеров ПВО «Калькутта» (Calcutta) и «Ковентри» (Coventry) и 4 эсминцев, прикрывали линкоры «Уорспайт» (Warspite), «Велиант» (Valiant), «Рэмиллис» (Ramillies) и «Малайя» (Malaya), авианосцы «Игл» (Eagle) и «Илластриес» (Illustrious), 3-я – тяжелый крейсер «Йорк» (York) и легкие крейсеры «Ливерпуль» (Liverpool) и «Глостер» (Gloucester) и 7-я — легкие крейсеры «Аякс» (Ajax), «Орион» (Orion) и «Сидней» (Sydney) эскадры крейсеров и 16 эсминцев 2-й, 10-й и 14-й флотилий.
Уже с вечера 10 октября корабли из состава главных сил, маневрировавших на позиции прикрытия, сменяя друг друга, отправлялись в Ла Валетту на заправку топливом. При этом в 11:05 11 октября в 15 милях к югу от Мальты на итальянской мине подорвался и был отбуксирован в Гранд-Харбор эсминец «Империал» (Imperial). В 16:00 конвой MF-3 прибыл в Ла Валетту, а в 22:45 Мальту покинул обратный конвой MF-4 – канонерская лодка «Афис» (Aphis) и два судна в сопровождении двух крейсеров ПВО и двух эсминцев.
В это же время повернули в Александрию и главные силы Средиземноморского флота.
В это время в Таранто у итальянцев находилось 5 линкоров, 4 тяжелых и 6 легких крейсеров, в Мессине – 3 тяжелых крейсера, а в Палермо — 2 легких крейсера. Не имея ни малейшего представления о том, что происходит, Супермарина приказала Командующему военно-морскими силами на Сицилии адмиралу Пьетро Бароне (Pietro Barone) «произвести ночной наступательный поиск с использованием разведывательной авиации и легких сил для установления контакта и возможного нападения на противника». Крупные корабли из Таранто и Мессины должны были выйти в море 12 октября, «чтобы поддержать и использовать любые положительные результаты легких сил».
Для воздушной разведки задействовали 4 устаревшие летающие лодки CANT Z.501 144-й эскадрильи. С полудня до сумерек они искали противника к югу и востоку от Мальты, но, несмотря на благоприятную погоду, ничего не обнаружили. Таким образом, командиры находившихся в Аугусте 1-го дивизиона миноносцев капитано ди корветта Альберто Банфи (Alberto Banfi), 11-го дивизиона эсминцев капитано ди васселло Карло Марготтини (Carlo Margottini) и 9-й флотилии торпедных катеров MAS получили инструкции исходя из отсутствия данных о противнике.
В 19:30 из Палермо для поиска в Сицилийском проливе были направлены 4 эсминца 7-го дивизиона.
В 20:00 Аугусту покинули торпедные катера MAS-512, MAS-513 и MAS-517 9-й флотилии. Около полуночи они заняли позицию в нескольких милях от Ла Валетты, где бесцельно простояли до 05:00 следующего дня.
В 20:00 – 20:30 из Аугусты для поиска к востоку от Мальты вышли миноносцы 1-го дивизиона «Аироне» (Airone), «Альчионе» (Alcione) и «Ариэль» (Ariel), а так же эсминцы 11-го дивизиона «Артильере» (Artigliere), «Авиере» (Aviere), «Джениере» (Geniere) и «Камичиа Нера» (Camicia Nera).
Атака миноносцев
В полночь поисковая группа из Аугусты достигла точки в 100 милях к востоку от Мальты. В течение часа итальянцы развернули поисковый ордер и в 01:00 12 сентября двинулись на 12 узлах пеленгом курсом 270° в порядке с севера на юг «Альчионе» — «Аироне» — «Ариэль» — «Джениере» — «Авиере» — «Артильере» — «Камичиа Нера» с интервалами между кораблями 4 мили. Яркий лунный свет с юго-запада обеспечивал отличную видимость в направлении поиска. Небо было чистым, юго-восточный ветер и волнение уменьшились до 2-3 баллов.
В это время главные силы англичан находились в 50 милях юго-восточнее Мальты и на 12 узлах следовали курсом 90°. К северо-востоку пеленгом двигалось фланговое охранение из крейсеров 7-й эскадры, причем самую отдаленную позицию, в 70 милях к северу от флагмана адмирала Эндрю Каннингхэма линкора «Уорспайт», занимал крейсер «Аякс».
В 01:37 12 октября крайний правофланговый итальянский корабль «Альчионе» на юго-западе в 18000 м заметил корабль на восточном курсе и немедленно сообщил об этом по радио. Это был крейсер «Аякс» кептэна Эдварда Д.Б. Маккарти (Edward D.B.McCarthy), следовавший зигзагом на 17 узлах. «Аироне» заметил англичанина прямо по носу в 14000 м в 01:42 и в 01:48 капитано ди корветта Банфи дал приказ всем миноносцам атаковать торпедами. Маневрируя для торпедной атаки, итальянцы с трех сторон пошли на сближение с целью.
В 01:55 наблюдатели крейсера заметили в 3000 м два силуэта справа и слева по носу («Ариэль и «Аироне»). «Аякс» дал опознавательный, на который ответа не получил (итальянцы его вообще не заметили). Кептэн Маккарти немедленно приказал дать полный ход и изменил курс влево.
В 01:57 «Аироне», находясь слева впереди англичанина, на 14 узлах с 2000 м выпустил две торпеды правым бортом, после чего открыл огонь артиллерией и пошел на левую циркуляцию. В 01:59 с 900 м миноносец выпустил две торпеды уже левым бортом. Все торпеды прошли за кормой цели, но 4 орудийных залпа дали три попадания – два в мостик и одно в мидель крейсера, причем последнее вызвало пожар.
В 01:57 две торпеды левым бортом в «Аякс» с 1800 м выпустил «Альчионе» и одну, находясь почти прямо перед крейсером, выпустил «Ариэль», после чего оба так же открыли огонь артиллерией.
«Аякс» немедленно открыл ответный огонь. Главный калибр с 4000 ярдов (3660 м) обстрелял находившийся справа по носу «Ариэль», а 102-мм орудия левого борта ударили по «Аироне» в 1900 ярдов (1650 м) слева по носу. Первый же 152-мм залп попал в мостик «Ариэля», обездвижив корабль. Получив еще несколько попаданий, изрешеченный миноносец затонул с 98 членами экипажа в 02:05.
Развернувшийсь, «Аякс» погнался за удирающим на запад «Аироне» и сконцентрировал на нем огонь всей артиллерии. Итальянец начал было ставить дымзавесу, но стрелявший всего с 2000 м противник сразу начал поражать цель. Сначала были уничтожены кормовые орудия миноносца, после чего еще несколькими попаданиями «Аироне» был разбит и обездвижен. Настигнув жертву, «Аякс» выпустил в нее две торпеды, но промахнулся. Однако это было лишним – в 02:05 миноносец пылал и медленно погружался. Приказ оставить корабль был отдан в 02:45, а в 03:34 «Аироне» затонул в 73 милях к юго-востоку от мыса Пассеро (Сицилия); в бою погибло 59 членов экипажа.
«Альчионе» потерял контакт с крейсером в 02:03. Через час, вернувшись к месту боя, он спас 72 моряка из экипажа «Аироне» и с ними в 08:00 вернулся в Аугусту.
Атаки эсминцев
Эсминцы 11-го дивизиона повернули на север в 01:50, сразу после получения сообщения от «Альчионе», но из-за неисправности радиосвязи Карло Марготтини не сконцентрировал их для групповой атаки, и вскоре они поодиночке начали выходить на «Аякс». Теперь в более освещенной стороне горизонта находились итальянцы, так что крейсер, который после боя с миноносцами повернул к югу, заметил их заблаговременно.
Первым увидел «Аякс» в 02:10 «Авиере». Он принялся маневрировать для торпедной атаки и в 02:15 вышел на исходную позицию. С крейсера видели два приближающихся эсминца («Авиере» и «Джениере») и в 02:16 с 4000 ярдов (3600 м) правым бортом открыли огонь по находившемуся на дистанции стрельбы торпедами «Авиере». Эсминец сразу был поражен двумя залпами, в нос и в корму. Вслед за этим были получены еще несколько попаданий. В 02:18 «Авиере» с затоплениями, без электричества и с разбитой кормовой 120-мм установкой на максимально возможных 14 узлах отвернул на юг; погибло 7 и было ранено 14 членов экипажа.
В 02:18 «Аякс» заметили с идущего на север «Джениере». Эсминец начинает маневрировать для торпедной атаки, но при этом теряет противника из виду; контакт стороны так и не восстановили. Затем «Джениере» встретился с «Авиере» и вместе с ним в полдень вернулся в Аугусту.
Флагман Марготтини эсминец «Артильере» заметил «Аякс» в 02:29 по правому борту и тут же попал под его обстрел с 2800 ярдов (2600 м). «Артильере» в ответ успел выпустить 4 залпа из 120-мм орудий и одну торпеду, когда 152-мм залп крейсера поразил его в носовую часть. В результате мостик был разрушен, почти все, кто там находились, погибли. Кроме того, взрыв боезапаса носовой 120-мм установки вызвал сильнейший пожар. Сразу после этого «Артильере» получил еще четыре попадания, из них одно в центральное котельное отделение, уничтожив этот и носовой котлы, а другое – в носовое машинное отделение. В 02:32 все было кончено – итальянский эсминец представлял собой пылающую развалину. Всего он выпустил 16 120-мм снарядов, из которых 4 попали в крейсер, выведя из строя 102-мм установку, радар и компас.
Англичанин не добивал противника и поспешил покинуть район боя. Завершила сражение короткая безрезультатная перестрелка «Аякса» с «Камичия Нера» с 5 км в 02:48. В 03:06 «Аякс» проинформировал о бое адмирала Каннингхэма и получил приказ соединиться с остальными кораблями 7-й эскадры крейсеров. В бою он выпустил 490 152-мм снарядов (342 из носовых и 148 из кормовых башен), потери среди экипажа составили 13 человек убитыми и 22 ранеными.
Гибель «Артильере»
Между тем, уцелевшие члены экипажа «Артильере» отчаянно пытались спасти корабль. В 02:40 эсминец потерял ход, однако в 02:50 его восстановили и на одном котле «Артильере» медленно двинулся на север; во избежание взрыва, за борт были выброшены все боеприпасы и затоплены погреба. В 04:00 корабль снова лишился хода, но в 05:30 на помощь подошел «Камичия Нера», который завел буксирный трос на корму «Артильере» и потащил его на север.
Около 07:00 над итальянцами появилась летающая лодка «Сандерленд», которая в 07:10 доложила о «двух эсминцах, один из которых горит и на буксире». Средиземноморский флот повернул на курс 010°, авианосец «Илластриес» поднял в воздух 4 торпедоносца-бомбардировщика «Суордфиш», а 3-я и 7-я (без «Аякса») эскадры крейсеров и 4 эсминца в 07:16 направились в сторону замеченного на горизонте дыма.
Торпедоносцы успеха не достигли, но вынудили «Камичия Нера» в 08:10 прервать буксировку. Заметив приближающиеся с юга вражеские корабли, «Камичия Нера», прикрываясь дымзавесами, устремился в сторону Сицилии. «Орион» и «Сидней» погнались за ним, а тяжёлый крейсер «Йорк» в 08:29 направился к стоявшему без хода «Артильере», чтобы добить его.
Итальянцы уже сами готовились затопить корабль. Описав циркуляцию вокруг дымящегося эсминца, «Йорк» сигналом дал экипажу полчаса на эвакуацию, после чего подошел к корме «Артильере» и сбросил спасательные плоты. Огонь в левый борт уже оставленного командой эсминца был открыт в 09:15 с 1500 ярдов (1370 метров). Из 14 выпущенных 203-мм снарядов несколько попали в цель. Одновременно с новым залпом крейсер выпустил две торпеды, одной из которых «Артильере» был в 09:18 поражен в кормовой погреб; эсминец взорвался и немедленно затонул. Эсминец «Вампир» (Vampire) подобрал 22 итальянских моряка, а «Йорк» открытым текстом сообщил в эфир о месте гибели «Артильере»; погибло 132 члена экипажа эсминца и 100 было спасено.
После 10:00, собравшись воедино, английский флот продолжил отход на восток.
Не имея представления о событиях прошедшей ночи, из Мессины в 08:00 в море вышли тяжелые крейсеры «Тренто», «Триест» и «Больцано» (Trento, Trieste и Bolzano) и 3 эсминца, но в 10:15, узнав из радиоперехватов, что «Камичиа Нере» помощь больше не нужна и что «Артильере» погиб, в полдень им приказали возвращаться.
В 11:50 «Сандерленд» с Мальты сообщил об итальянской эскадре и адмирал Каннингхэм направил крейсера «Йорк», «Ливерпуль», «Орион» и «Сидней» в прикрытие конвоя MF-4.
Итоги и выводы
Итак, первая ночная наступательная операция итальянского флота закончилась поражением. Некоторые итальянские источники объясняют это наличием у «Аякса» радара, однако на крейсере был установлен радар Тип 279 одной из первых моделей, применявшийся для дальнего обнаружения воздушных целей, и ни в одном документе не указано об использовании англичанами радара в этом бою.
Наибольший резонанс вызвала атака 1-го дивизиона. Миноносцы действовали грамотно, зайдя на цель с трех направлений и одновременно выпустив торпеды по цели с близкой дистанции, но не достигли попаданий. На основании этого, Супермарина сделала вывод, что итальянский флот в ночных боях технически более отсталый, чем противник. Кроме того, было признано, что имелись серьезные недостатки в обучении личного состава стрельбе торпедами как днем, так и ночью.
Все это соответствовало действительности. Участвовавшие в бою миноносцы имели систему наведения торпед не намного лучшую, чем «стрельба на глаз», что приводило к ошибкам с определением дальности, курса и скорости цели, особенно если она была быстроходная и маневрировала. Снивелировать эти ошибки за счет количества торпед в залпе было невозможно, так как миноносцы несли по два однотрубных аппарата на борт и не могли выпустить более двух торпед одновременно. Кроме того, сама доктрина использования торпед предусматривала «экономичную» и «точную» стрельбу этим оружием: как надводные корабли, так и подводные лодки редко выпускали более одной — двух торпед одновременно. В июне 1940 года на 1450 торпедных аппаратов на надводных кораблях и подводных лодках имелся резерв всего в 3650 торпед, большей частью старого образца. Таким образом, торпеды были ценностями, доступными в ограниченном количестве. В это же время во флотах ряда других основных морских держав практиковались 4 – 8 – торпедные залпы, что увеличивало расход торпед, но и значительно повышало вероятность попадания.
Артиллерия итальянцев была к ночным боям подготовлена лучше – англичане жаловались, что вражеские корабли стреляли беспламенным порохом и трассирующими снарядами, чего не было у них. Однако использование 120-мм и 100-мм орудий против крейсера было ошибкой – ущерб их стрельбой итальянцы нанесли незначительный, но выдали свое местоположение.
По результатам боя у мыса Пассеро Реджия Марина, вместо действий в направлении улучшения подготовки экипажей и радикального изменения тактики в пользу массовых торпедных атак, приняла ошибочное решение избегать ночных столкновений крупными боевыми кораблями, возложив их на торпедные катера MAS, хотя у тех были проблемы с мореходностью и использоваться они могли ограниченно. Кроме того, эсминцы и миноносцы (последние в 1941 году получили двухтрубные торпедные аппараты центрального расположения) и далее продолжали выпускать торпеды максимум половинными залпами.
В это же время англичане признали действия командира «Аякса» кэптена Маккарти «блестящими». Они укрепили британскую доктрину ночного сражения, в котором Королевский флот имел явное превосходство над итальянским как в плане подготовки, так и в плане техники.
Литература и источники:
- John Grehan, Martin Mace, The War at Sea in the Mediterranean, 1940–1944, 2014
- Robert C Stern, Big Gun Battles: Warship Duels of the Second World War, 2015
- Vincent O’Hara, Struggle for the Middle Sea: The Great Navies At War In The Mediterranean, 1940–1945, 2009
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- http://www.naval-history.net
Сергей Марченко
Читайте нас: