Сегодня походы на боевую службу, в автономное плавание, стали обыденностью. А ведь были первые автономки, начало которым положили легендарные подводные лодки типа Щ («Щуки»). Первая субмарина – Щ-117 («Макрель») 20 февраля 1936 года завершила рекордное автономное плавание продолжитльностью 40 суток. За этот поход было пройдено 3022 мили, в том числе 315 под водой. В море экипаж «Щуки» вышел 11 января.
Тактико-технические данные серии V-бис по сравнению с нынешними крейсерскими подлодками вызывают просто удивление. Полное подводное водоизмещение «Щуки» – всего 715 тонн, автономность – 20 суток, предельная глубина погружения – 90 метров, дальность плавания при полном запасе топлива 55 тонн – 4200 миль при скорости 8,8 узла, подводная экономическим ходом два узла могла достигать 100 миль.
Уже через 10 лет после Гражданской войны и постигшей страну разрухи началось проектирование подводных лодок и 5 февраля 1930 года были заложены три головные лодки 3-й серии типа «Щука». Присутствующий при этом начальник Морских сил Республики Ромуальд Муклевич сказал тогда: «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это дает возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развертывания производства». Субмарины типа «Щука» совершенствовались в ходе строительства. Новая серия под шифром V-бис: Щ-117, Щ-122 и Щ-123 открыла в 1936 году на Тихоокеанском флоте эру автономных плаваний.
Первой была Щ-117, которая, начав свой поход 11 января 1936 года, закончила его 20 февраля, превысив проектную автономность в два раза (40 суток вместо 20). Затем были Щ-122 («Сайда» серии V-бис-2) и Щ-123 («Угорь» серии V-бис-2). Но рекорд 1936 года по продолжительности плавания принадлежит Щ-113 (командир Михаил Клевенский). Ее автономка продолжалась с 14 сентября по 25 декабря и длилась 102 дня. Конечно, надо понимать, что эти походы не были в прямом смысле автономными. Запасы, расчитанные на 20 суток, не могли обеспечить весь стосуточный рейс, так что приходилось дозаправляться всем необходимым в море. Но главное при таких рейсах – выдержка личного состава.
“ Рекорд 1936 года по продолжительности плавания принадлежит Щ-113 (командир Михаил Клевенский). Ее автономка продолжалась с 14 сентября по 25 декабря и длилась 102 дня ”
Важным моментом является сплаванность экипажа, находящегося в малом закрытом пространстве отсеков. Естественно, что большую роль играют и бытовые условия. А они, надо отметить, на отечественных субмаринах были весьма спартанскими. Говорят, что сегодня при проектировании субмарин этому уделяют больше внимания, что логично.
На «Щуке» с экипажем 36–38 человек были только одна крошечная командирская каюта, маленькая кают-компания для офицеров, одновременно служившая и спальней, и 30 легко снимаемых «заваливаемых» коек. Запас пресной воды в одной цистерне был небольшим и в море его не восполнить, все необходимое для жизни ограниченно, и только воля человека могла вершить чудеса. Именно железная стойкость людей, а не обитаемость подводных лодок типа Щ нашла отражение в тех первых «стахановских походах» 30-х годов прошлого века и позволила кратно превышать 20-суточную автономность подводных лодок этого проекта.
Начатые походы ради рекордов давали огромный эффект. В них командиры и экипажи получали не только богатый опыт эксплуатации и обслуживания техники, но и боевые навыки. Недаром в командировку в республиканскую Испанию был послан командир Щ-117 Николай Египко, который командовал испанскими подлодками С-6 и С-2 под именем Северино де Морено Лопес. На ПЛ С-6 он по просьбе республиканского правительства вывез ценный груз из порта Сантандер в порт Хихон. После гибели этой субмарины принял командование над С-2, которая находилась на ремонте во Франции, и когда французы попробовали интернировать подлодку, угнал ее в Испанию. По просьбе испанского правительства ему одному из первых подводников было присвоено звание Героя Советского Союза (22 февраля 1939 года).
В Великую Отечественную войну советские подводные лодки вместо автономок выходили на боевые задания. Но уже в 50-е годы прошлого столетия начались новые попытки автономных плаваний. Например, за 30-суточную автономку лодки 613-го проекта (бытовые условия мало чем отличались от «Щук») командиры получали ордена.
С развитием ракетного вооружения подводного флота возрастало и водоизмещение лодок, и конечно, увеличивалась автономность. Уже ДЭПЛ проекта 629 при водоизмещении около трех тысяч тонн имели автономность при полных запасах около 70 суток, но бытовые условия улучшились ненамного. На первом месте стояли вооружение и другое оснащение. Но уже в 60-е годы прошлого столетия походы на боевую службу (БС) – в автономку – стали обыденностью.
С появлением во флоте АПЛ автономные плавания становятся нормой подводного флота. Бытовые условия стали гораздо лучше, чем на дизель-электрических подлодках, но признать их идеальными нельзя. Конечно, теперь экипаж не зависел от запасов пресной воды и топлива, но автономность ограничивал запас провизии. Только дух подводников, как всегда, оставался на высоте. При этом на ум приходят слова военного поколения подводников: «Выдержало бы железо, а мы выдержим!».
Подводная лодка Щ-117, состоявшая в списках Тихоокеанского флота (ТОФ), переименованная в 1949 году в тип С, окончила свой путь трагически. В декабре 1952 года в ходе тактического учения пропала и не найдена до сих пор. На лодке С-117 погибли 50 моряков. По данным на начало 2016 года, субмарина эта считается пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены. Странная история. По предположениям вице-адмирала Египко, возможно, она столкнулась с американской подлодкой: в то время шла корейская война и американские ВМС вели разведку у наших берегов.
Читайте нас: