Лента новостей

10:47
Частная организация Совет Европы обязана вернуть взносы России
10:34
В украинском конфликте пришло время для реализма
10:12
США и Украина работают над соглашением о безопасности
10:04
Над зданием администрации поселка Очеретино водружён флаг РФ
10:02
Видео: переброска Французских войск в Одессу; уничтожение солдат НАТО в Днепропетровске
09:55
В Малайзии два военных вертолета разбились во время репетиции парада
09:33
Сами себе дамбы
09:26
МИД Украины запретил оказывать консульские услуги мужчинам за границей
09:15
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.04.2024
08:33
В Малайзии на репетиции парада столкнулись два военных вертолета
04:53
Самоубийство Польши: Барская конфедерация и Первый раздел
01:54
«Плана Б» просто нет: почему Конгресс США одобрил новую военную помощь Украине?
00:14
«Великий энергопереход» как очередная уловка Запада
23:59
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 апреля, вечер
21:58
Песков подтвердил желание Кремля договориться по Украине мирным путём
21:23
В Москве суд арестовал мигранта-убийцу с парковки и его подельников. Семье убитого угрожают близкие арестантов
20:14
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Брянской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 22 апреля
20:13
Российские войска ликвидировали в Харькове источник зомбирования населения киевским режимом
20:12
The Wall Street Journal: Трамп в деловых беседах называл Украину частью России
20:11
Гуцул: 30−35 тысяч жителей Гагаузии получат карты в «Промсвязьбанке»
19:43
СМИ: Вашингтон согласился вывести войска США из Нигера
19:35
Азаров: киевский режим будет наращивать темпы могилизации украинцев
19:34
Новые мебель и оборудование поставили в 64 дворца культуры ДНР
19:33
США запутывают свои следы в деле о подрыве Северных потоков
19:32
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 22 апреля
19:26
Противоречивый и запутанный характер политики США в отношении КНР будет усиливаться
19:02
Битва за язык: Украина насаждает насильственное одноязычие
18:55
Французский издатель подал иск в суд на Столтенберга за ложь и провоцирование конфликта на Украине
18:54
Зеленский обвинил Запад в боязни России и призвал Папу Римского помочь материально
18:46
Может написать «Слава России»: на Украине ребенку из Харькова отказались выдавать школьные книги
18:18
Столтенберг призвал готовиться к многолетнему конфликту на Украине. Главное — найти деньги на его финансирование
18:17
The Economist: население Украины нищает, что выгодно России
18:12
Нанесён удар по объекту инфраструктуры в Харькове (ВИДЕО)
18:08
Политолог Светов: власти ФРГ не понимают опасностей перехода к «зеленой энергетике»
17:33
На Украине пропал координатор подрывов «Северных потоков»
16:58
Мировые военные расходы достигли рекордного уровня
16:36
Бандеровцы уличили команду Епифания в обворовывании украинской армии
16:25
Польский Krab уничтожен «Ланцетом» 238-й бригады (ВИДЕО)
16:23
Новоявленные морские границы с Норвегией в Баренцевом море требуют пересмотра?
16:20
Политолог Елисеева: США начинают игнорировать проблемы Украины
15:52
Немецкие округа отказываются принимать украинских беженцев
15:51
Столтенберг призвал готовиться к многолетнему конфликту на Украине. Главное - найти деньги на его финансирование
15:44
Грубые, дешевые и смертоносные: российские планирующие бомбы вынуждают Украину сдаться
15:16
Дороги, которые мы заслужили: в Киевской области микроавтобус с людьми провалился под землю
15:15
Не уберегли — Буданов о ликвидации российского летчика-предателя Кузьминова
Все новости

Архив публикаций



Одни в океане


Сегодня походы на боевую службу, в автономное плавание, стали обыденностью. А ведь были первые автономки, начало которым положили легендарные подводные лодки типа Щ («Щуки»). Первая субмарина – Щ-117 («Макрель») 20 февраля 1936 года завершила рекордное автономное плавание продолжитльностью 40 суток. За этот поход было пройдено 3022 мили, в том числе 315 под водой. В море экипаж «Щуки» вышел 11 января.

Тактико-технические данные серии V-бис по сравнению с нынешними крейсерскими подлодками вызывают просто удивление. Полное подводное водоизмещение «Щуки» – всего 715 тонн, автономность – 20 суток, предельная глубина погружения – 90 метров, дальность плавания при полном запасе топлива 55 тонн – 4200 миль при скорости 8,8 узла, подводная экономическим ходом два узла могла достигать 100 миль.

Уже через 10 лет после Гражданской войны и постигшей страну разрухи началось проектирование подводных лодок и 5 февраля 1930 года были заложены три головные лодки 3-й серии типа «Щука». Присутствующий при этом начальник Морских сил Республики Ромуальд Муклевич сказал тогда: «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это дает возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развертывания производства». Субмарины типа «Щука» совершенствовались в ходе строительства. Новая серия под шифром V-бис: Щ-117, Щ-122 и Щ-123 открыла в 1936 году на Тихоокеанском флоте эру автономных плаваний.

Первой была Щ-117, которая, начав свой поход 11 января 1936 года, закончила его 20 февраля, превысив проектную автономность в два раза (40 суток вместо 20). Затем были Щ-122 («Сайда» серии V-бис-2) и Щ-123 («Угорь» серии V-бис-2). Но рекорд 1936 года по продолжительности плавания принадлежит Щ-113 (командир Михаил Клевенский). Ее автономка продолжалась с 14 сентября по 25 декабря и длилась 102 дня. Конечно, надо понимать, что эти походы не были в прямом смысле автономными. Запасы, расчитанные на 20 суток, не могли обеспечить весь стосуточный рейс, так что приходилось дозаправляться всем необходимым в море. Но главное при таких рейсах – выдержка личного состава.

Рекорд 1936 года по продолжительности плавания принадлежит Щ-113 (командир Михаил Клевенский). Ее автономка продолжалась с 14 сентября по 25 декабря и длилась 102 дня

Важным моментом является сплаванность экипажа, находящегося в малом закрытом пространстве отсеков. Естественно, что большую роль играют и бытовые условия. А они, надо отметить, на отечественных субмаринах были весьма спартанскими. Говорят, что сегодня при проектировании субмарин этому уделяют больше внимания, что логично.

На «Щуке» с экипажем 36–38 человек были только одна крошечная командирская каюта, маленькая кают-компания для офицеров, одновременно служившая и спальней, и 30 легко снимаемых «заваливаемых» коек. Запас пресной воды в одной цистерне был небольшим и в море его не восполнить, все необходимое для жизни ограниченно, и только воля человека могла вершить чудеса. Именно железная стойкость людей, а не обитаемость подводных лодок типа Щ нашла отражение в тех первых «стахановских походах» 30-х годов прошлого века и позволила кратно превышать 20-суточную автономность подводных лодок этого проекта.

Начатые походы ради рекордов давали огромный эффект. В них командиры и экипажи получали не только богатый опыт эксплуатации и обслуживания техники, но и боевые навыки. Недаром в командировку в республиканскую Испанию был послан командир Щ-117 Николай Египко, который командовал испанскими подлодками С-6 и С-2 под именем Северино де Морено Лопес. На ПЛ С-6 он по просьбе республиканского правительства вывез ценный груз из порта Сантандер в порт Хихон. После гибели этой субмарины принял командование над С-2, которая находилась на ремонте во Франции, и когда французы попробовали интернировать подлодку, угнал ее в Испанию. По просьбе испанского правительства ему одному из первых подводников было присвоено звание Героя Советского Союза (22 февраля 1939 года).

В Великую Отечественную войну советские подводные лодки вместо автономок выходили на боевые задания. Но уже в 50-е годы прошлого столетия начались новые попытки автономных плаваний. Например, за 30-суточную автономку лодки 613-го проекта (бытовые условия мало чем отличались от «Щук») командиры получали ордена.

С развитием ракетного вооружения подводного флота возрастало и водоизмещение лодок, и конечно, увеличивалась автономность. Уже ДЭПЛ проекта 629 при водоизмещении около трех тысяч тонн имели автономность при полных запасах около 70 суток, но бытовые условия улучшились ненамного. На первом месте стояли вооружение и другое оснащение. Но уже в 60-е годы прошлого столетия походы на боевую службу (БС) – в автономку – стали обыденностью.

С появлением во флоте АПЛ автономные плавания становятся нормой подводного флота. Бытовые условия стали гораздо лучше, чем на дизель-электрических подлодках, но признать их идеальными нельзя. Конечно, теперь экипаж не зависел от запасов пресной воды и топлива, но автономность ограничивал запас провизии. Только дух подводников, как всегда, оставался на высоте. При этом на ум приходят слова военного поколения подводников: «Выдержало бы железо, а мы выдержим!».

Подводная лодка Щ-117, состоявшая в списках Тихоокеанского флота (ТОФ), переименованная в 1949 году в тип С, окончила свой путь трагически. В декабре 1952 года в ходе тактического учения пропала и не найдена до сих пор. На лодке С-117 погибли 50 моряков. По данным на начало 2016 года, субмарина эта считается пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены. Странная история. По предположениям вице-адмирала Египко, возможно, она столкнулась с американской подлодкой: в то время шла корейская война и американские ВМС вели разведку у наших берегов.

Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга, ветеран-подводник

Опубликовано в выпуске № 2 (865) за 19 января 2021 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх