Лента новостей

09:11
Ситуация в Курской области сегодня, 25.11.2024: бои за Дарьино, пленные наемники и уничтожение техники ВСУ
09:00
Нужны ли российской армии северокорейские разведывательные БПЛА
08:59
Операция «Буря в пустыне» как репетиция войны НАТО против России в Европе
08:45
The Economist: военнослужащие ВСУ готовы сложить оружие и сдать территории России
08:29
СМИ: Кипр взял курс на вступление в НАТО
07:12
Алекис Пулен напомнил фон дер Ляйен ее слова о чипах от стиральных машин в российской военной технике
06:30
Антициклон несёт во все регионы страны резкое ухудшение погоды
05:07
На пути к Берлинскому конгрессу или Крымский фантом Александра II
04:02
Юрий Подоляка: Донбасс в огне, боевые сводки с фронтов СВО на 25.11.2024
03:18
Плен британца и тысячи потерь: новости СВО от 25 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1005-й день спецоперации России на Украине
01:31
Илон Маск срубил $35 млрд за неделю и стал богатейшим человеком в истории Земли
01:23
Цензура в Европе крепчает: почём свобода «свободной прессы»?
01:09
Работают русские штурмовики
00:41
Как 91 процент населения Украины стали «городскими сумасшедшими»
00:31
Атаман Брюховецкого РКО Евгений Самарский вместе с казачьей молодежью местного отделения Союза казачьей молодежи Кубани делают окопные свечи для бойцов СВО
23:16
Xiaomi представила смарт-телевизоры Redmi Smart TV X 2025 с ИИ, 240 Гц и Wi-Fi 6 по цене от $300
23:08
Не только в Европе, но и в Токио, и Сеуле должны услышать последнее предупреждение Президента России
22:55
Война на Украине (24.11.24): Несмотря на распутицу накал боев на Донбассе нарастает...
22:13
Польша тайком поставляла Украине швейцарские патроны
21:29
Польские фермеры вновь блокируют КПП на границе с Украиной
20:56
«Воевать будут все!» Депутат Киевсовета, вдова нациста Коцюбайло со смехом призналась, что все украинцы будут принудительно мобилизованы
20:41
«Тысяча и одна ночь», или Сказки киевской хунты
20:40
Более половины украинцев готовы к переговорам с Россией
20:05
Индийцы отреагировали на удар Орешником по Украине
19:26
Чиновник из Подмосковья может быть причастен к воровству денег, выделенных на восстановление Донбасса
18:40
Обстановка в Курской области по состоянию на 24 ноября
18:21
С Русскими тот, кто мощнее всех Орешников - Новости
17:53
Путин созвонился с Эрдоганом
17:47
О ракете, которой Путин ударил по Украине
17:23
В Барнауле загорелся склад с автомобильной резиной и легковоспламеняющейся жидкостью
17:05
Министерство энергетики Украины почти в три раза увеличило импорт электроэнергии из Европы
16:16
Обезоруживающий удар: русская версия
16:14
Какой посыл для Запада нес Орешник
15:55
Ученые создали наноспагетти, которые невозможно разглядеть невооруженным глазом
15:33
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем — The Guardian
15:29
Десант освободил Дарьино в Суджанском районе Курской области (КАРТА, ВИДЕО)
15:25
На Украине столкнулись с невозможностью включения отопления из-за мобилизации сотрудников
15:03
«Винтовка переднего края»: чем уникален новейший полуавтоматический карабин ZOV
14:44
Карта UnionPay «Газпромбанка» прекратила работу в некоторых странах
14:43
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем - The Guardian
14:35
Медведев заявил о невозможности сбить «Орешник» современными средствами
14:27
Наполеоновские мечты: парижане повышают ставки на Украине ради лидерства в Европе
14:21
Fallout S01E08 Начало
14:13
Артиллеристы из состава группировки войск «Днепр» уничтожили миномёт ВСУ на Каховском направлении — видео
13:55
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 24 ноября
Все новости

Архив публикаций



Одни в океане


Сегодня походы на боевую службу, в автономное плавание, стали обыденностью. А ведь были первые автономки, начало которым положили легендарные подводные лодки типа Щ («Щуки»). Первая субмарина – Щ-117 («Макрель») 20 февраля 1936 года завершила рекордное автономное плавание продолжитльностью 40 суток. За этот поход было пройдено 3022 мили, в том числе 315 под водой. В море экипаж «Щуки» вышел 11 января.

Тактико-технические данные серии V-бис по сравнению с нынешними крейсерскими подлодками вызывают просто удивление. Полное подводное водоизмещение «Щуки» – всего 715 тонн, автономность – 20 суток, предельная глубина погружения – 90 метров, дальность плавания при полном запасе топлива 55 тонн – 4200 миль при скорости 8,8 узла, подводная экономическим ходом два узла могла достигать 100 миль.

Уже через 10 лет после Гражданской войны и постигшей страну разрухи началось проектирование подводных лодок и 5 февраля 1930 года были заложены три головные лодки 3-й серии типа «Щука». Присутствующий при этом начальник Морских сил Республики Ромуальд Муклевич сказал тогда: «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это дает возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развертывания производства». Субмарины типа «Щука» совершенствовались в ходе строительства. Новая серия под шифром V-бис: Щ-117, Щ-122 и Щ-123 открыла в 1936 году на Тихоокеанском флоте эру автономных плаваний.

Первой была Щ-117, которая, начав свой поход 11 января 1936 года, закончила его 20 февраля, превысив проектную автономность в два раза (40 суток вместо 20). Затем были Щ-122 («Сайда» серии V-бис-2) и Щ-123 («Угорь» серии V-бис-2). Но рекорд 1936 года по продолжительности плавания принадлежит Щ-113 (командир Михаил Клевенский). Ее автономка продолжалась с 14 сентября по 25 декабря и длилась 102 дня. Конечно, надо понимать, что эти походы не были в прямом смысле автономными. Запасы, расчитанные на 20 суток, не могли обеспечить весь стосуточный рейс, так что приходилось дозаправляться всем необходимым в море. Но главное при таких рейсах – выдержка личного состава.

Рекорд 1936 года по продолжительности плавания принадлежит Щ-113 (командир Михаил Клевенский). Ее автономка продолжалась с 14 сентября по 25 декабря и длилась 102 дня

Важным моментом является сплаванность экипажа, находящегося в малом закрытом пространстве отсеков. Естественно, что большую роль играют и бытовые условия. А они, надо отметить, на отечественных субмаринах были весьма спартанскими. Говорят, что сегодня при проектировании субмарин этому уделяют больше внимания, что логично.

На «Щуке» с экипажем 36–38 человек были только одна крошечная командирская каюта, маленькая кают-компания для офицеров, одновременно служившая и спальней, и 30 легко снимаемых «заваливаемых» коек. Запас пресной воды в одной цистерне был небольшим и в море его не восполнить, все необходимое для жизни ограниченно, и только воля человека могла вершить чудеса. Именно железная стойкость людей, а не обитаемость подводных лодок типа Щ нашла отражение в тех первых «стахановских походах» 30-х годов прошлого века и позволила кратно превышать 20-суточную автономность подводных лодок этого проекта.

Начатые походы ради рекордов давали огромный эффект. В них командиры и экипажи получали не только богатый опыт эксплуатации и обслуживания техники, но и боевые навыки. Недаром в командировку в республиканскую Испанию был послан командир Щ-117 Николай Египко, который командовал испанскими подлодками С-6 и С-2 под именем Северино де Морено Лопес. На ПЛ С-6 он по просьбе республиканского правительства вывез ценный груз из порта Сантандер в порт Хихон. После гибели этой субмарины принял командование над С-2, которая находилась на ремонте во Франции, и когда французы попробовали интернировать подлодку, угнал ее в Испанию. По просьбе испанского правительства ему одному из первых подводников было присвоено звание Героя Советского Союза (22 февраля 1939 года).

В Великую Отечественную войну советские подводные лодки вместо автономок выходили на боевые задания. Но уже в 50-е годы прошлого столетия начались новые попытки автономных плаваний. Например, за 30-суточную автономку лодки 613-го проекта (бытовые условия мало чем отличались от «Щук») командиры получали ордена.

С развитием ракетного вооружения подводного флота возрастало и водоизмещение лодок, и конечно, увеличивалась автономность. Уже ДЭПЛ проекта 629 при водоизмещении около трех тысяч тонн имели автономность при полных запасах около 70 суток, но бытовые условия улучшились ненамного. На первом месте стояли вооружение и другое оснащение. Но уже в 60-е годы прошлого столетия походы на боевую службу (БС) – в автономку – стали обыденностью.

С появлением во флоте АПЛ автономные плавания становятся нормой подводного флота. Бытовые условия стали гораздо лучше, чем на дизель-электрических подлодках, но признать их идеальными нельзя. Конечно, теперь экипаж не зависел от запасов пресной воды и топлива, но автономность ограничивал запас провизии. Только дух подводников, как всегда, оставался на высоте. При этом на ум приходят слова военного поколения подводников: «Выдержало бы железо, а мы выдержим!».

Подводная лодка Щ-117, состоявшая в списках Тихоокеанского флота (ТОФ), переименованная в 1949 году в тип С, окончила свой путь трагически. В декабре 1952 года в ходе тактического учения пропала и не найдена до сих пор. На лодке С-117 погибли 50 моряков. По данным на начало 2016 года, субмарина эта считается пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены. Странная история. По предположениям вице-адмирала Египко, возможно, она столкнулась с американской подлодкой: в то время шла корейская война и американские ВМС вели разведку у наших берегов.

Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга, ветеран-подводник

Опубликовано в выпуске № 2 (865) за 19 января 2021 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх