Лента новостей

11:45
У недоношенных детей во взрослой жизни оказались хуже заработок и образование
11:29
«Ни земли, ни воды убийцам народов!» Греческие коммунисты заблокировали автоколонну со снарядами для ВСУ
11:21
В Нидерландах произошло массовое нападение на израильских болельщиков
11:12
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 8 ноября, день
10:48
Земский собор – оплот российского суверенитета
10:35
Украина теряет школьников – и виноват не только Путин
10:33
Зеленский позарился на замороженные активы РФ
10:23
Южная Корея демонстративно запустила баллистическую ракету
10:22
СМИ узнали о подготовке перехода верфи Звезда в состав ОСК
09:46
Круизный лайнер с сотнями российских туристов отправился в Шанхай
09:42
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 08.11.2024
09:30
Мобилизованные будут служить до конца спецоперации: решение президента и реакции семей
09:24
Десантники штурмом взяли опорный пункт ВСУ на одном из участков в приграничном районе Курской области
09:11
Жесткий Центробанк: как одолеть инфляцию
09:04
Эмоциональные качели Киева. Украина надеется на военное лобби США
09:03
Иран - первый проигравший от победы Трампа?
08:58
Взрывы и стрельба в Одессе: атакованы объекты врага (ВИДЕО)
08:55
Стратегические угли Покровска. Чем потеря города угрожает украинской металлургии
08:44
Подлодка Уфа остановилась в Индонезии
08:38
Обстановка в Курской области утром 8 ноября: как развивается конфликт на границе
08:21
Южная Корея выполнила пуск баллистической ракеты
06:25
Юрий Подоляка: ситуация на фронтах СВО, войска РФ продолжают окружать силы ВСУ под Курахово
05:18
U-862 у берегов Австралии и Новой Зеландии
05:10
Визит Эрдогана в Киргизию и цель относительно сильного тюркского мира
04:39
Чем заколоть врага в тесной траншее?
04:31
Этнический геноцид русских на Украине
03:24
Тяжелые бои и тактические успехи: новости СВО от 8 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 988 день спецоперации России на Украине
01:32
Представлена беззеркальная камера Nikon Z50 II с кнопкой «сделать шедевр» за $910
00:42
Квадроберы, чайлдфри и хоббихорсеры вместо людей
00:35
Путин заявил о нежелании возвращать Россию на путь «до 2022 года»
23:51
Трамп высказался о возможности диалога с Россией
23:49
Путин: РФ признавала границы Украины 1991 года на базе договоренностей
23:05
Блинкен: США поддержат Зеленского при вступлении в мирные переговоры с РФ
23:04
Президент не исключил проведение РФ совместных военных учений с КНДР
23:02
Путин прокомментировал заявление Трампа по Украине
23:01
Путин прокомментировал Олимпиаду в Париже
23:00
Путин: Китай не виноват в напряженности в Восточной Азии
22:15
Путину задали вопрос, пользуется ли он интернетом
22:14
Путин: У России одна из самых «зеленых» энергетик в мире
22:13
Путин рассказал об отношении других государств к террористической «Аль-Каиде»
22:12
Путин: неприятия к мигрантам не будет, если они будут владеть русским языком и знать законы РФ
21:38
«Я ждал этого 15 лет»: игроков впечатлил новый геймплейный трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
21:34
На Украине собирают деньги на убийство Трампа
21:33
Байден обратился к американцам, признав победу Трампа
21:32
Глава Вологодчины призвал регионы Русского Севера поддержать запрет продажи алкоголя
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Самый тяжёлый бой Германа Графа

Самый тяжёлый бой Германа Графа


Имена воздушных асов Второй мировой войны, одержавших десятки и сотни воздушных побед и отмеченных высшими наградами, у всех на слуху, однако в беспощадных сражениях сгинули бесследно тысячи лётчиков, зачастую имевших не менее высокий потенциал, чем пережившие войну и обласканные фортуной и командованием счастливчики. Сегодняшний рассказ — о советском лётчике, который мог стать известным как Покрышкин и Кожедуб, но история не сохранила даже его имени.

Немецкий лётчик-истребитель Герман Граф (Hermann Graf) стал первым в мире асом, заявившим 200 побед в воздушных боях к 26 сентября 1942 года, а всего их было 212 в 832 боевых вылетах. Такие успехи не остались незамеченными командованием, и лучший на тот момент ас люфтваффе был удостоен Рыцарского креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами. Конец войны в Европе полковник Граф встретил в должности командира истребительной эскадры JG 52, с остатками которой 8 мая 1945 года сдался в плен американцам, но вскоре был передан советской стороне. После войны за сотрудничество с советской лагерной администрацией Граф подвергся критике со стороны коллег из ассоциации ветеранов люфтваффе.

​Герман Граф у истребителя Bf 109F-4, лето 1941 года. Группа III./JG 52 была единственной из частей люфтваффе, которая к началу войны против СССР успела полностью перевооружиться этими новейшими машинами - Самый тяжёлый бой Германа Графа | Warspot.ru
Герман Граф у истребителя Bf 109F-4, лето 1941 года. Группа III./JG 52 была единственной из частей люфтваффе, которая к началу войны против СССР успела полностью перевооружиться этими новейшими машинами

В 1970 году вышла в свет книга воспоминаний аса, перевод которой был опубликован на русском языке в 2000 году. В одной из глав Граф описывал напряжённый воздушный бой с неизвестным советским лётчиком, состоявшийся 14 октября 1941 года в районе Харькова. На основе советских и немецких источников сегодня можно попробовать восстановить этот эпизод воздушной войны на советско-германском фронте и определить пилота, который так запомнился Графу среди прочих противников.

В этот день советские самолёты с харьковского аэроузла несколько раз атаковали немецкие аэродромы в районе Полтавы. В 07:10 (здесь и далее все события приведены по берлинскому времени; московское время в октябре 1941 года отличалось на час в большую сторону) первый удар нанесли 12 МиГ-3 186-го истребительного авиационного полка (иап). Согласно докладам советских лётчиков, в результате бомбоштурмового удара на земле были уничтожены шесть «Мессершмиттов» Bf 109, а в последующем воздушном бою с парой Bf 109 между Полтавой и Кочубеевкой был сбит ещё один немецкий истребитель.

В тот момент на аэродроме Полтава базировались новейшие истребители Bf 109F-4 прославившейся впоследствии своей результативностью III группы 52-й истребительной эскадры. Лётчики эскадрильи 9./JG 52, которые провели бой с «МиГами» 186-го иап, имели относительно результатов этого столкновения несколько другое мнение: в 07:14–07:25 один советский истребитель, идентифицированный как И-26, заявил унтер-офицер Альфред Гриславски (Alfred Grislawski), а жертвами фельдфебеля Йоганна Кляйна (Johann Klein) стали сразу два «И-26». Потерь немцы не имели.

К сожалению, заявки пилотов 9./JG 52 имели под собой основания. По возвращении на аэродром в Харькове в районе Безлюдовка — Гремушное — Основа произвели вынужденные посадки три МиГ-3 (лётчики старший лейтенант Р.П. Андриянов, младшие лейтенанты Д.М. Кольцов и В.В. Егоров не пострадали), а ещё один советский истребитель упал и разбился буквально на границе аэродрома — его пилот младший лейтенант В.И. Кучеров погиб.

В 15:40 штурмовку аэродрома Полтава выполнили семь И-16 из 6-го иап: по донесению лётчиков, им без потерь удалось повредить на земле восемь Bf 109. В 15:40 настал черед тройки Ил-2 из 285-го штурмового авиаполка (шап), которые штурмовали и бомбили Центральный аэродром Полтавы, заявив об уничтожении шести двухмоторных самолётов. На отходе от цели после атаки один штурмовик был подбит огнём зенитной артиллерии, а Ил-2 командира эскадрильи старшего лейтенанта В.М. Когановича не вернулся из вылета. Согласно немецким данным, в 15:45 один Ил-2 севернее Полтавы сбил командир 8./JG 52 обер-лейтенант Гюнтер Ралль (Gunther Rall).

​Подбитый советский истребитель МиГ-3. Украина, лето-осень 1941 года - Самый тяжёлый бой Германа Графа | Warspot.ru
Подбитый советский истребитель МиГ-3. Украина, лето-осень 1941 года

Пятёрка ЛаГГ-3 254-го иап, которая в этом вылете должна была сопровождать штурмовики, атаковала аэродром Полтава-Гражданский. Командиру эскадрильи капитану С.М. Михайлину засчитали один сожжённый на земле немецкий самолёт, а младшим лейтенантам П.И. Иванову и А.В. Тришкину — по одному Bf 109, сбитому в воздушном бою. Противниками «ЛаГГов» в этом бою «Мессершмитты» 9./JG 52. Исполнявший обязанности командира эскадрильи лейтенант Курт Шаде (Kurt Schade) в 15:46 претендовал на один сбитый над Полтавой «И-26». Потерь немцы не понесли, что нельзя сказать о советской группе — не вернулись с задания лейтенант П.Л. Смирновский и младший лейтенант А.И. Балясников. Первый из них до сих пор числится пропавшим без вести, а вот будущему Герою Советского Союза Алексею Балясникову повезло больше — 25 октября он прибыл в полк, а закончил войну с 620 боевыми вылетами и 16 воздушными победами.

В такой нервозной обстановке Герман Граф получил боевое задание на атаку аэродромов в районе Харькова, с которых действовали советские лётчики:

«Обер-фельдфебель доложил, что сборка пушек закончена [речь идёт о комплекте подвесных подкрыльевых 20-мм пушек MG 151 — прим. автора].

— Прекрасно! Тогда давайте попробуем их. Генрих, ты пойдёшь со мной?» — унтер-офицер Фюлльграбе мгновенно оказался на ногах. Видимо, этот вопрос его тоже заинтересовал.

Было туманно. На высоте трёх-четырёх тысяч метров висела лёгкая облачность. Видимость составляла около 30 километров. На высоте 2500 метров «Мессершмитты» перешли в горизонтальный полёт, готовясь атаковать аэродромы противника. Однако русские сделали одолжение и стартовали навстречу».

Согласно дальнейшему повествованию, около 16:05 Граф с ведомым обнаружили четвёрку «И-26» и вступили с ними в бой. Из рассказа Графа следует, что советские лётчики клюнули на простую уловку: немецкая пара на пикировании проскочила мимо и ушла вверх, за ними устремились два советских лётчика, которых немцы сбили — в 16:10 победу заявил Граф, а в 16:12 отличился Фюлльграбе. Однако далее бой принял крайне тяжёлую форму: ведущий советской группы сражался на равных, и позднее Граф считал, что это был самый тяжёлый воздушный бой в его карьере. Характерно, что свой рассказ немецкий ас назвал «Рыцарский поединок»:

«Командир вражеской группы летит один и навлекает на себя неприятности. Я атакую, русский пытается уйти на снижении. Я приказываю Генриху не путаться у меня под ногами.

Так начинается одна из самых красивых и опасных собачьих свалок, в которых я участвовал. Это был максимум, что могли делать человек и машина: петли с радиусом в добрую 1000 метров, повороты, и это снова и снова. Пот буквально стекает по моему телу. Он как минимум не хуже меня, мой соперник Крутой вираж следует за крутым виражом. Снова и снова мы встречаемся лицом к лицу. Все стреляют. Только в последний момент он пролетает над моей машиной, потом снова моя очередь. Однажды мы чуть не столкнулись друг с другом.

Затем возвращается другой русский истребитель. Мне просто некогда немного передохнуть. Второй русский пытается уйти вниз. А мой противник уже висит позади меня, но он на расстоянии не менее 400 метров. Я стреляю по второму. Он рывком поднимает машину, затем начинает штопорить

Самолёт падает на землю. Вероятно, я попал ему в голову. Но об этом Фюлльграбе сообщает мне по радио. У меня нет времени на наблюдение. Прицел эксперта всё ещё на моем затылке. Командир русского отряда подошёл примерно на 200 метров. Прижимаюсь к земле. Беглый взгляд на приборы — 600 километров в час! Хватит. Разогнавшись, иду на высоту. Ура, «Даймлер-Бенц»! Я уверен, что наберу за боевой разворот 1200 метров, а русский не наберёт больше 1000 — по крайней мере, я так думаю.

Но мы поднимаемся всё выше и выше, до 3000 метров. Мой противник атакует, потому что он жаждет мести. Начинается новая борьба. Прошло ещё 10 минут. С каждой атакой я мысленно снимаю шляпу перед противником. Думаю, это их самый лучший пилотажник. Хорошо, что я годами практиковал воздушную акробатику, иначе я был бы трупом.

Генрих Фюлльграбе выходит из боя. У него закончилось топливо.

Ещё пять минут. Снова мы летим по одной кривой друг за другом или друг на друга в лоб. Один раз я не поворачиваюсь к нему, а пытаюсь пролететь мимо него боком. Как ни странно, он тоже это делает, и поэтому мы проскакиваем на встречных курсах всего в нескольких метрах друг от друга. Что он теперь будет делать? Может быть, он пропустил меня мимо, чтобы потом развернуться и вновь решительно атаковать? Я ни на секунду не свожу с него глаз.

Но происходит непонятное: он летит дальше на восток, а я лечу на запад. Я прилетел буквально с последней каплей топлива. Мой пропеллер останавливается при приземлении

Мои колени дрожат, когда я выхожу. Вот это был противник! Поздравления с двумя моими воздушными победами не особо проникают в моё сознание. Мои мысли с русским лётчиком, с которым я дрался. Я бы хотел сесть и поговорить с ним хоть раз. Я уверен, что он отличный парень. Какого мнения он будет обо мне? Эти вопросы беспокоят меня больше, чем то, что в тот день в 16:10 и 16:13 мне удалось одержать свои 13-ю и 14-ю победы».

С кем же в 10–15 км севернее города Валки дрался Герман Граф, кто этот советский ас, про которого он вспоминал так уважительно?

Судя по документам советской 36-й истребительной авиационной дивизии (иад), в 16:44 с аэродрома Харьков взлетели четыре МиГ-3 186-го иап. Это была очередная группа, отправленная для удара по аэродрому Полтава-Центральный, откуда за несколько минут до этого стартовали Граф с напарником. Вылет пары «канонерок» Графа с подвесными пушками был актом возмездия за предыдущие советские налёты, но вместо штурмовки аэродрома немцам пришлось вести воздушный бой.

К сожалению, подробностей боя с советской стороны нет и не будет: ни один МиГ-3 из этого вылета не возвратился, в том числе и пилот, с которым так долго и тяжело сражался Граф.

Граф пишет, что дрался с ведущим советской группы. Следуя логике, это был командир эскадрильи капитан Пётр Крупеня, но все четыре советских лётчика были довольно опытными и вполне соответствовали Графу и Фюлльграбе по возрасту и сроку военной службы, а в круговерти боя немец мог и не понять, с кем именно сражался. Увы, мы вряд ли сможем узнать, кто из пилотов «МиГов» погиб первым, а кто последним, но кто-то из этих советских лётчиков в течение 20 минут мастерски вёл заведомо неравный бой с противником, пилотировавшим новейший Bf 109F-4.

​Лётчики эскадрильи 9./JG 52, в том числе участники боёв 14 октября 1941 года. Крайний слева Генрих Фюлльграбе, далее Альфред Эмбергер, четвёртый слева Йоганн Кляйн, шестой Герман Граф. В центре командир подразделения гауптман Франц Хорниг (Franz Hornig). Сентябрь 1941 года - Самый тяжёлый бой Германа Графа | Warspot.ru
Лётчики эскадрильи 9./JG 52, в том числе участники боёв 14 октября 1941 года. Крайний слева Генрих Фюлльграбе, далее Альфред Эмбергер, четвёртый слева Йоганн Кляйн, шестой Герман Граф. В центре командир подразделения гауптман Франц Хорниг (Franz Hornig). Сентябрь 1941 года

Так почему же не возвратился на свой аэродром четвёртый МиГ-3, и мы не можем теперь узнать имя советского аса?

Ответ на этот вопрос кроется в заявках на победы других пилотов группы III./JG 52. Судя по всему, бой с «МиГами» вела далеко не одна пара Графа. В 16:20–16:25 три победы над «И-26» заявили два других пилота 9./JG 52: две пошли на счёт фельдфебеля Альфреда Эмбергера (Alfred Emberger), а третью засчитали фельдфебелю Йоганну Кляйну.

Эти данные несколько портят идеальную картину, нарисованную Графом в своих мемуарах. Во-первых, претендовать на все три сбитых МиГ-3 уже довольно сложно, и при определённом раскладе пара Графа и Фюлльграбе вообще могла не сбить ни одного советского истребителя.

Исходя из хронологии, описанной Графом, который утверждает, что после второй победы он вёл бой с последним МиГ-3 в течение 15 минут, с известным допущением можно вычислить, что последний советский пилот вышел из боя около 16:28–16:30. И вот тут выясняется ещё одна существенная подробность: в 16:30 свою 20-ю победу над «И-26» одержал унтер-офицер Эдмунд Россман (Edmund Roβmann) из эскадрильи 7./JG 52.

Конечно, это лишь догадка, но подкараулить и сбить одиночный самолёт, пилот которого спешит в сторону своего аэродрома, было одним из излюбленных приёмов у «охотников» люфтваффе. С большой долей вероятности можно предположить, что именно атака Эдмунда Россмана, который вёл охоту в паре с ещё одним будущим асом унтер-офицером Гансом Даммерсом (Hans Dammers), оборвала жизнь подающего большие надежды советского пилота.

​Фельдфебель Эдмунд Россман у своего Bf 109F-4 с 14 отметками побед на руле, 7 сентября 1941 года. Судя по всему, именно его атака была фатальной для советского лётчика, 20 минут сражавшегося с Германом Графом - Самый тяжёлый бой Германа Графа | Warspot.ru
Фельдфебель Эдмунд Россман у своего Bf 109F-4 с 14 отметками побед на руле, 7 сентября 1941 года. Судя по всему, именно его атака была фатальной для советского лётчика, 20 минут сражавшегося с Германом Графом

Cо временем этот безымянный лётчик мог вырасти в одного из лучших асов ВВС Красной армии, но, как и трое его товарищей, не вернулся из боевого вылета, исполнив свой долг. К сожалению, как и в сотнях других подобных случаев, о мастерстве, мужестве и героизме советских пилотов мы зачастую можем узнать только из документов противника, и остаётся сожалеть, что эти подвиги остались не отмечены наградами. К счастью сейчас, используя немецкие данные, мы можем воздать должное их памяти.

Судьба Эдмунда Россмана сложилась гораздо лучше, чем у неизвестного советского пилота: 9 июля 1943 года он произвёл вынужденную посадку на советской территории и попал в плен. На его счету к тому моменту было 640 боевых вылетов и 93 воздушные победы. В 1949 году он вернулся из плена, и скончался 4 апреля 2005 года в возрасте 87 лет. Герман Граф умер 4 ноября 1988 года в возрасте 76 лет.


Источники и литература:

  1. Память народа, Подвиг народа, ОБД Мемориал
  2. ЦАМО, ф.36 ИАД, оп.1, д.9.
  3. ЦАМО, ф.254 ИАП, оп.104648, д.2.
  4. ЦАМО, ф.584 гвШАП, оп.216324, д.3.
  5. Oberst Hermann Graf. 200 Luftsiege in 13 Monaten.1970.
  6. Jochen Prien, Gerhard Stemmer, Peter Rodeike, Winfried Bock. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 6/II. 2003.
  7. Barbas Bernd. Die Geschichte der III. Gruppe des Jagdgeschwaders 52.

Михаил Тимин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх