В 2001 году сотрудники Еврейского музея в Нью-Йорке с ужасом обнаружили пропажу эскиза к картине «Над Витебском» Марка Шагала. Картина невелика по размерам - всего 20 на 25 см - таким образом ее легко было вынести под одеждой или в кейсе. Эскиз был оценен в один миллион долларов, а на выставку его прислал коллекционер из России...
В середине июня, после того как расследование по горячим следам не увенчалось успехом, музейщики объявили вознаграждение размером 25 тысяч долларов за информацию о пропаже. После этого в ФБР, которое занималось расследованием, и в музей в Верхнем Истсайде стали поступать послания вполне определенного рода. Одно из них, как писала "Нью-Йорк Пост", отправило агентов ФБР «пасти диких гусей» в далекую Швейцарию. В открытке утверждалось, что картина находится в подвале одного из особняков, ранее принадлежащих Герману Герингу, бывшего любителем, как сейчас называют, «трофейного искусства». Однако усилия ФБР в Европе не дали ничего, кроме выхода на автора послания - служительницу одной из Нью-Йоркских тюрем. Пожалуй, самая неординарная, а потому и интригующая, версия была выдвинута в письме, пришедшем от лица неизвестной доселе группы активистов, называющих себя не иначе как "Международный Комитет за Искусство и Мир". В послании говорилось, что картина не будет возвращена до тех пор, пока не будет установлен мир на Ближнем Востоке.
Между тем сотрудники полиции и ФБР не питали особых надежд на скорое возвращение шедевра. Ведь эскиз "Над Витебском" был лишь одной из двухсот пятидесяти работ Шагала, находящихся в розыске, а всего в списках Art Loss Register (Арт лос Регистер) находятся 355 работ Пикассо, 270 - Миро, 175 - Дали, 125 – Рембранта и 115 - Ренуара, местонахождение которых по сей день неизвестно.
Но семь месяцев спустя картина совершенно случайно обнаружилась в штате Канзас. Служащие почтового отделения города Топека вскрыли невостребованную посылку (адрес получателя отсутствовал) и, увидев на обратной стороне полотна многочисленные отметки музеев, тут же позвонили в ФБР. Когда подлинность картины была подтверждена, она вернулась в Петербург, в Русский музей.
8 июня 1908 года в домашнем кругу Лев Толстой заговорил о Пушкине: "Я сегодня был слаб, не мог заснуть и все время читал – никто не догадывается что… "Евгения Онегина". И всем советую его перечесть. Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать особенности быта того времени. Не говоря уже о таких шедеврах, как письмо Татьяны… Но лучше всего у Пушкина его проза".
Спустя какое-то время Толстой, по-прежнему находясь под сильным впечатлением от Пушкина, признался домашним: "…Все дело в том, что такие писатели, как Пушкин и некоторые другие, может быть, и я в том числе, старались вложить в то, что они писали, всё, что могли. А теперешние писатели швыряются просто сюжетами, словами, сравнениями, бросают их как попало".
В 1960 году в Кремле состоялась торжественная процедура присвоения звания Героя Советского Союза Рамону Ивановичу Лопесу – «за выполнение специального задания и проявленные при этом героизм и мужество».
Виновнику торжества был вручен орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» за номером 11.089. Регалии товарищ Лопес получил из рук Леонида Ильича Брежнева, занимавшего в то время номинальный пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Под именем Рамона Лопеса начал новую жизнь Рамон Меркадер, палач Льва Троцкого.
Одного из руководителей Октябрьской революции Меркадер убил по заданию советских спецслужб, размозжив ему голову ледорубом, в августе 1940 года. Перед этим Рамону удалось войти в доверие к Троцкому, который в то время жил отшельником на хорошо охраняемой вилле в Мексике. Лев Давидович симпатизировал молодому борцу за идеи IV Интернационала, к тому же набивавшемуся в женихи к его секретарше. В тот роковой день Меркадер пришел к Троцкому с просьбой отредактировать его статью и, когда Лев Давидович склонился над листками рукописи, обрушил на его голову небольшой альпеншток. Однако удар пришелся по скользящей, и пока раненого Троцкого под усиленной охраной везли в ближайший госпиталь, оставшаяся на вилле охрана избивала и пытала Меркадера, прижигая сигареты на его теле. Рамон потерял сознание и пришел в себя уже в тюрьме, где по приговору мексиканского суда провел 20 лет. Но ни под пытками охранников, ни в течение долгих лет заключения он так и не сознался, чей выполнял приказ. Сразу после выхода из тюрьмы Меркадер оказался на Кубе, а оттуда направился в СССР – получать свои звания и награды. В Москве его обеспечили квартирой и хорошей работой.
За жизнь Троцкого врачи боролись почти сутки, хотя и не питали иллюзий. Несмотря на то что Меркадер проломил в его черепе полуторадюймовую (около четырех сантиметров) дыру, а осколок затылочной кости почти весь вошел в головной мозг, «буревестник революции» был еще в сознании. Он потерял его во время операции по извлечению костной ткани из мозга и больше уже не возвращался в этот мир. В 19 часов 25 минут 21 августа 1940 года врачи констатировали смерть Троцкого.
В 1837 году в Острогожске Воронежской губернии в семье писаря родился русский художник Иван Крамской, один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Его лучшие картины - "Неизвестная" и "Христос в пустыне". Всю свою многогранную деятельность он посвятил одной цели - борьбе за победу реалистического искусства.
Иван Крамской первым из русских художников начал размышлять об искусстве. Его письма и статьи составляют увесистый двухтомник собрания сочинений. Некоторые из современников считали, что критические статьи Крамского по вопросам изобразительного искусства написаны не менее талантливо, чем статьи Белинского по вопросам литературы.
Такой же день 1876 года стал последним в жизни 72-летней французской писательницы Жорж Санд. В своё время в СССР ее романы «Консуэло» и «Графиня Рудельштадт» можно было приобрести только в обмен на сданную макулатуру.
Ее настоящее имя Аврора Дюпен. Она была дочерью богатого буржуа из городка Ноан и воспитывалась в монастыре. В 18 лет девушку выдали замуж за Казимира Дюдевана, солдафона и пьяницу. А через восемь лет Аврора бросив троих детей и мужа, который ее нещадно бил, сбежала в Париж.
В столице она не только сделала писательскую карьеру, но и прослыла видной эмансипаткой – Жорж Санд первой из женщин надела брюки, что вызвало большой скандал и волну подражания. Она призывала женщин бороться за свои права и возмущалась их покорностью и легкомыслием. Сама она пыталась походить на мужчину - говорила низким голосом и выкуривала в день по пачке сигар.
Жорж Санд любила и мужчин, и женщин (сохранились её весьма откровенные письма к подругам). При этом мужчин она предпочитала молодых и хрупких, желательно слабых здоровьем гениев. Таковы были Фредерик Шопен, Альфред де Мюссе, Жюль Сандо. Все они в конце концов бросили Жорж Санд и потом очень нелестно о ней отзывались.
К концу жизни она утратила стройность фигуры и отрастила усы, но продолжала привлекать мужчин своей экстравагантностью. Последний фаворит, художник Шарль Маршаль, был младше ее на 25 лет. Когда и он от нее сбежал, старушка Жорж Санд занялась воспитанием внуков и даже написала для них книжку сказок.
В 1879 года ушла из жизни Анна Керн, адресат лирики Александра Пушкина. Помимо стихов о явлении «гения чистой красоты», Пушкин посвятил Анне Керн немало прозаических строк, по пылкости чувства, впрочем, нисколько не уступающих поэзии: «…Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь - камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе... Мысль, что я для нее ничего не значу, что, пробудив и заняв ее воображение, я только тешил ее любопытство, что воспоминание обо мне ни на минуту не сделает ее ни более задумчивой среди ее побед, ни более грустной в дни печали, что ее прекрасные глаза остановятся на каком-нибудь рижском франте с тем же пронизывающим сердце и сладострастным выражением, - нет, эта мысль для меня невыносима… Скажите ей, что я умру от этого, - нет, лучше не говорите, она только посмеется надо мной, это очаровательное создание. Но скажите ей, что если в сердце ее нет скрытой нежности ко мне, таинственного и меланхолического влечения, то я презираю ее - слышите? - да, презираю, несмотря на все удивление, которое должно вызвать в ней столь непривычное для нее чувство…» - писал поэт в письме сестре Анны Керн.
8 июня 1902 года родился Джеймс Рокфеллер.
Читайте нас: