Хака – танец войны. Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори.
Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.
Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана – полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности – Новой Зеландии.
Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.
Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки – смешная защита от страшных лап.
Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты.
Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей – и во время нападения, и во время защиты.
Фото из журнала The New Zealand Railways Magazine,Volume 14, Issue 2 (May 1, 1939).
Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны.
В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной – доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма.
В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.
На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko). История имеет достаточно подтверждений этой теории – от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.
Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.
Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий.
Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.
Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.
Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки.
Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.
Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:
Ka mate, ka mate! ka ora! ka ora!
Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora!
Tēnei te tangata pūhuruhuru Nāna nei i tiki mai whakawhiti te rā
Ā, upane! ka upane!
Ā, upane, ka upane, whiti te ra!
В переводе:
Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.
Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! – буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».
Тangata pūhuruhuru, переводится как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata – это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение – кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru – «покрытый волосами». Вместе получается – «волосатый человек».
Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua – это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек – поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua – это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua).
Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев.
Увы, танцы – плохая защита против огнестрельного оружия. Британия – страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.
аях.
Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau, воины Фуджи – Teivovo, воины Самоа – Cibi, они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.
Сегодня хака – не только танец-разминка команды «All Blacks», сегодня это символ единства Новой Зеландии. Танец исполняется на государственных праздниках, культурных мероприятиях, он даже вернулся на поле боя – есть фотографии, на которых маори исполняли хаку во время Второй мировой войны в Хелуане, специально по просьбе короля Греции Георга II. Сегодня ритуальную хаку исполняют и женщины -военнослужащие, начиная и заканчивая ею своё выступление. Так самый страшный танец, танец войны, мужской танец стал символом равенства и мира.
Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление – в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.
Читайте нас: