Набор золотых украшений из этрусской гробницы. Начало V в. до н. э. Состоит из великолепного ожерелья из золота и стекла, пары серёг с дисками из золота и горного хрусталя, золотой застёжки для платья (фибулы), украшенной фигуркой сфинкса, пары простых золотых фибул, золотой булавки для платья и пяти колец. На двух кольцах выгравированы скарабеи, вращающиеся на поворотном основании: один украшен рельефными головами сатиров, а два других – золотыми печатками. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Культура одежды. Сегодня мы познакомимся с одеждой, которую носили на территории Апеннинского полуострова в доримскую эпоху, с одеждой таинственного народа этрусков. Таинственного, потому что народ обладал письменностью, но расшифровать её полностью так и не удаётся, хотя до нас дошло около 12 тыс. этрусских надписей. Были попытки переводить их при помощи кириллицы. Но… авторы этих переводов, как пишут даже сами альтернативщики, «возможно нащупали ключ». Но от слова «возможно» до реального перевода дистанция огромного размера. Но самое главное, что оставленные этрусками памятники ни коим образом не совпадают со славянскими древностями. А ведь памятников этих очень много: это и фрески, украшающие их гробницы, посуда из чёрной глины и потрясающие по своей красоте и тонкости изделия из золота и серебра. Помимо музеев Ватикана в Риме, где находится основная масса этрусских древностей, а также Лувра, просто потрясающая по объёму их часть, причём практически неизвестная ни россиянам-туристам, ни нашим историкам, находится в местных музеях современной Тосканы, в её маленьких городках.
Расписанные гробницы
Туристы туда просто не добираются, ограничиваясь обычно Флоренцией и Вероной, а ведь побывав в Кортоне, можно посетить Музей Этрусской академии во Дворце Казали, в Соване – заброшенные могилы этрусков, в Тарквинии – их музей, а также всемирно известные гробницы, получившие даже собственные имена: «Охоты и рыболовства», «Цветка и лотоса», «Львиц», «Фокусника», «Триклиниума», в Норкии тоже есть гробницы, а ещё этрусские древности можно увидеть в музеях Вульчи, Сатурнии, Кьюзи и Папулонии. Но сегодня в данной статье мы культуру этрусков в целом рассматривать не будем, так же как и три теории их появления в Центральной Италии. Достаточно будет знать, что в период расцвета их цивилизации у них была конфедерация 12 городов, что период расцвета их культуры приходится на конец IV-V вв. до н. э., что римляне покорили Этрурию к 351 г. до н. э., очень многое у покорённых заимствовали. Ну а теперь уже можно поговорить и об одежде, о которой мы знаем прежде всего по дошедшим до нас керамическим саркофагам и росписям древних этрусских гробниц.
Статуя Марса из Тоди. Бронза. IV в. до н. э. Общая высота статуи – 1,69 м. На статуе имеется посвятительная надпись, так что мы знаем, что заказал её некий Ахил Трутитус. Фигура изображает воина, одетого в пластинчатые доспехи, выполненные, однако, в характерной манере греческого льняного торакса. Считается прекрасным образцом этрусского литейного искусства. (Григорианский этрусский музей, Рим)
Одежда для тёплого климата
Итак, какова же была мужская одежда этрусков? Очень простой – только это и можно сказать: накладной хитон, сродни древнегреческому, а на плечи себе они могли набрасывать покрывала. В моде был и свободного покроя плащ полукруглой формы, называвшийся «тебенна», ниспадавший вниз красивыми складками. Ткань таких плащей обычно была яркой: зелёной, синей, голубой, белой с голубой каймой. Под плащом был надет короткий хитон из шерстяной ткани. К концу VI в. до н. э. в моду вошли короткие мужские рубашки из плотной материи вроде холста, которые плотно облегали фигуру.
Хитоны людей состоятельных были очень нарядны: достаточно длинные, но с короткими рукавами, сшитые из тонких прозрачных тканей. Цвета – шафрановый, голубой, терракотовый… Также хитон мог быть и богато расшитым, а его подол украшен полосками цветной ткани. Такие же полосы могли нашиваться и на покрывала. Хитоны были цельнокроеные и расширялись книзу либо имели внизу довольно широкую оборку. Как и у греков, хитон этрусков одно плечо мог оставлять открытым.
Крестьянский хитон был прямым с рукавами и походил на современную рубашку, которую обязательно подпоясывали.
Очень красивым был костюм этрусского жреца, состоявший из белой шерстяной туники ниже колен и накидки синего цвета, которая украшалась широкой цветной полосой. Обувь у жрецов имела высокие задники и загнутые вверх длинные острые носки.
То есть в целом это был костюм… малоазийских греков – костюм людей, живших и живущих в тёплом приморском климате, не зная холодов и морозов.
У женщин разнообразия было больше...
Женщины Этрурии одевались куда более разнообразно. Впрочем, на то они были и женщины. Отмечается, что женский костюм был очень похож на одежду женщин Древнего Востока. Так, в качестве нижней одежды они носили очень длинную, цельнокроеную рубашку с рукавами, которая надевалась через голову и при этом не подпоясывалась! Поверх неё опять-таки надевалась накидка, концы которой следовало скреплять на груди с помощью красивой застёжки. Конец накидки можно было накинуть на голову.
Известен им был и костюм, состоявший из лифа с рукавами и широкой юбки (явное воздействие крито-микенской моды), а иногда – и одной только юбки, но зато с широким поясом, и накидки. Широкие юбки лишь из узорчатых тканей, внизу украшались цветной, чаще всего пурпурного цвета, полосой, а вот лиф при этом мог быть и одноцветным. Дополняла столь сложное одеяние ещё и маленькая безрукавка.
«Молодая женщина». Эта статуя, пожалуй, самая известная этрусская фигурная бронза в коллекции музея Метрополитен, была изготовлена в одном из основных центров обработки бронзы, вероятно, в Вульчи или Кьюзи. Художника явно вдохновляли архаичные греческие коры, обетные статуи молодых женщин в типичной фронтальной позе с вытянутой правой рукой и левой, держащей одежду. Однако скульптора не особо заботила точность изображения костюма. Греческое гиматион (плащ), например, искажён. Складки, так хорошо заметные спереди, отсутствуют на задней части статуи – это, возможно, указывает на то, что художник смотрел на двухмерный источник, такой как рельефная скульптура или ваза, а не на объёмную скульптуру. Остроконечные туфли выполнены с тщательно проработанными кружевами и цветочным орнаментом, это явно этрусская обувь. Левая ступня фигуры – современная реставрация. Конец VI в. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Девушки носили длинные юбки в складку, а поверх них надевали прямые хитоны до колен и опять-таки небольшое покрывало, прикрывая им голову. Есть фреска V в. до н. э. в одной из гробниц, на которой изображены женщины, совершающие ритуальный танец. На них длинные, с напуском, разноцветные хитоны с характерной широкой цветной каймой. При этом на головах у них цветные покрывала, так же по краю отделанные цветной полосой.
Обувь с длинными носами
В обуви этрусков восточное влияние так же заметно. У мужчин на фресках видны сандалии из узких переплетённых ремешков, низкие башмаки из мягкой кожи с длинными заострёнными носами, загнутыми вверх, очень похожие на те, что впоследствии стали популярны в средневековой Европе, и сапоги – по виду такие же, как и у древних персов. И этруски её так же богато, по-восточному, отделывали и украшали, так что римляне даже называли этрусскими богато украшенные башмаки. Известны были и «тирренские подошвы»: деревянные сандалии с обтяжкой из красной кожи, да ещё и с позолотой. Их до колена подвязывали пурпурными ремешками. Такие сандалии были весьма популярны у малоазийских греков.
Головные уборы этрусских мужчин похожи на ассирийские и персидские, а женские – на египетские, фригийско-мидийские и индо-персидские. Многие этруски носили на голове повязки, похожие на те, что были распространены у греков-ионийцев.
Имело место и разнообразие в причёсках: головы этруски могли брить налысо, как египтяне, могли коротко подстригать волосы, а также завивать в мелкие кудри или подобно спартанцам носить их распущенными по плечам. А вот бороды у этрусков было принято брить.
Мужской амулет. Около 460 года до н. э. (Лувр)
Женщины обычно заплетали волосы в косы либо завивали их пышными локонами. Длинные локоны они спускали по спине, а часть перекидывали на грудь. Сложные женские причёски тоже им были известны. Например, волосы разделяли на пряди, взбивали и укладывали валиками по обеим сторонам пробора. Причём эти валики ещё и по-разному переплетались друг с другом, то есть причёска была очень сложной. Что ж – модницы были во все времена и у всех народов!
Золотая серьга. 530-480 годы до н. э. (Британский музей)
Ювелиры, признанные всеми
Но вот в чём этруски перещеголяли все остальные народы Апеннин, да и за их пределами, так это в ювелирном искусстве, которое у них было развито исключительно высоко. Они знали чеканку, гравировку и эмальерное искусство. Изделия из дешёвых металлов они покрывали тонкими пластинками из золота и серебра. Изготавливали прекрасные украшения из янтаря, слоновой кости, умели гранить драгоценные камни и цветное стекло.
Эта серьга представляет собой один из самых распространённых видов этрусских украшений. На самом верху сохранились две головы, изображающие женщин в крохотных дисковых серьгах, инкрустированных эмалью (первоначально была там и третья). Сразу внизу полоса, покрытая попеременно более светлой и тёмно-синей эмалью. Серьги очень сложные по композиции, но сделаны с высочайшим мастерством. VI в. до н. э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Причём украшения в этрусском обществе было принято носить и мужчинам, и женщинам. Мужчины украшали себя массивными золотыми ожерельями, венками из золотых листьев, а также браслетами в форме колец с насечками, которые обычно носились на левой руке. Женщины носили ожерелья, а также изящные цепочки с подвесками из камней. Мужчины тоже не гнушались носить на шее цепочки, но привешивали к ним круглые медальоны. Кольца и перстни были очень популярны и украшались резьбой. Специфическим женским головным убором были диадемы, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, а также булавки с навершием, которыми они закалывали свои длинные волосы. Серьги имели вид колец либо кружочков с подвесками различной формы.
Этрусский саркофаг III в. до н. э. Лежащая женщина, изображённая на крышке, носит массивное ожерелье и держит веер в правой руке. На фризе изображены две пары греков, сражающихся с амазонками, а этрусский демон смерти Вант стоит справа. Амазономахия хорошо известна из греческого искусства, особенно с IV века, и часто изображалась и на произведениях искусства этрусков. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: