Немецкое 88-миллиметровое зенитное орудие 8,8 cm FlaK 18/36/37 (.8,8-cm-Flugabwehrkanone 18/36/37) в годы Второй мировой вполне заслуженно считалось грозным противотанковым оружием.
В мае 1940 года, когда 7-я танковая дивизия Эрвина Роммеля была атакована английскими «Матильдами», а немецкие противотанковые 37-мм противотанковые орудия оказались почти бессильны перед броней «Матильд», именно 88-мм зенитки остановили наступление англичан.
В боях на советско-германском фронте против «КВ» и Т-34 они стали своего рода «палочкой-выручалочкой» для немецких частей. Удачно сражались они и с американскими и британскими танками в Северной Африке. Появившиеся затем зенитные орудия 8,8 cm FlaK 41 (8,8-cm Flugabwehrkanone 41) тоже обладали большими «противотанковыми» возможностями. Доводилось иногда и красноармейцам возможности трофейных 88-мм зениток удачно использовать. Так, 2 мая 1945 года из такого орудия советские зенитчики под Берлином «Королевский тигр» подбили.
Но иногда возникали ситуации, когда даже эти грозные пушки заведомо не могли причинить неприятельским танкам серьезных потерь, были обречены на уничтожение ими. Танкисту Михаилу Ивановичу Шерстневу (сайт «Я помню») довелось участвовать в одном из таких боев.
Произошло это в 1944 году, во время наступления советских войск на Ригу. Старший лейтенант Шерстнев командовал тогда танковой ротой: «У меня в роте были американские М3с, наши тридцатьчетверки и самоходки Су-85, десять единиц бронетехники, каждой твари по паре».
Наступление шло успешно: «Пошли дальше и на одном участке встретили 88-мм зенитки, надо сказать, эти пушки для танков были очень опасны. Одна из пушек прямо на шоссе стояла, развернутая в нашем направлении. У меня наводчиком сержант Емпончинцев был, до смерти его не забуду, он успел первым выстрелить и уничтожил эту зенитку. Танки роты сошли с шоссе, и открыли огонь по другим пушкам. Уничтожили эту батарею, а сами потерь не понесли».
Уничтожить танковой ротой батарею 88-мм немецких зениток – это уже серьезный успех. Но ведь при этом в роте не было потерь. Это вообще кажется какой-то фантастикой.
Но у случившегося была вполне «уважительная» причина: «Как позже оказалось, у немцев не было бронебойных снарядов, а осколочный по танку – это как курица по броне царапает». В такой ситуации остается только удивляться упорству немцев, которые вели заведомо бессмысленный огонь. Или неопытные расчеты зенитных орудий просто не знали, что их осколочные снаряды танковую броню царапать будут?
Описанный Михаилом Ивановичем Шерстневым бой заставляет задуматься – а как часто исход боев с бронетехникой зависел от наличия или отсутствия у сражающихся бронебойных снарядов? Ведь при их отсутствии на успех в бою с танками можно было не рассчитывать.
Кто теперь может подсчитать – сколько боев с советскими артиллеристами выиграли наступающие немецкие танки только потому, что орудия не были обеспечены бронебойными снарядами? И сколько раз погибали артиллеристы немецкие, потому что им нечем было отразить атаку советских танкистов?
Читайте нас: