«США жертвуют своими самолетами, чтобы остановить Россию»
Do Rzeczy: Уступки Украине — это тупиковый путь
Американские «Патриоты» наступают
Китай ищет «горячие точки» приложения силы
Друзья Путина переругались, не поделив границу и деньги
Haqqin.az: Война с Ираном все реальнее
Русский мир почти покинул Украину
Haber7: Стол, за который не пускают США
Очень обидное открытие: лётчики F-22 пожаловались на невозможность уследить за российскими самолётами
Не только «Джавелины» ждет Украина из США
Иностранные агенты: разведчики против шпионов
Рассказ очевидца с Голанских высот: Израильские танки атаковали сирийских военных
Курортный сбор: где придется заплатить больше всего
Минск показал Киеву возможности своей контрразведки
ИГ похвасталось захваченным российским танком Т-90
Россияне честно рассказали, почему любят и ненавидят Путина
Копье с изъяном: почему «Джавелин» не поможет Украине
Россия — враг номер один
Задержание украинского шпиона в Белоруссии: почему Лукашенко хочет замять скандал
Этот день в истории - 21 Ноября
Внутренний диалог с мальчиком из Уренгоя:"Невинно погибшие солдаты Вермахта"
Украинские ракетные двигатели начали замещать российские
Киев уже празднует победу над Донбассом
Американский солдат: «Хотите знать, почему мы боимся русских?»
Как «неустановленные» дельцы вертолеты «Камова» «оснащали»
План уничтожения русского народа
НАТО расстреляло Эрдогана
Шок и растерянность: Запад не ожидал российского закона о СМИ-иноагентах
«Красная черта» в отношениях России и США никуда не делась
О «руке Москвы» в громких украинских делах
Киев потерял в Белоруссии ценного шпиона
Почему Путин продолжает обыгрывать Трампа (Politico, США)
«Джавелины» для Украины: реакция России может быть жесткой
Ради защиты Америки: «эксперты» из России дали советы по санкциям
Кернес прорубил окно в Америку или зачем советник Трампа приехал в Харьков
США приготовили удар по рублю
Немцы хотят мира с Россией: почему все, что делают русские, неправильно?
Вишневский пожаловался «Обозревателю» на любовь Путина, деньги и Крым
Украинский политолог: нужно срочно начать прямые переговоры с ЛДНР
Путин и русский матриархат: женщины решили бойкотировать президентские выборы
Итоги «революции достоинства»: активисты майдана покидают Украину
Вернули Крым, вернём и недра! Чем власть заманивает избирателей?
Полный крах: у Киева не вышло настроить русских против Керченского моста
Россия спасает Лигу неудачников Европы
Анкара жёстко раскритиковала США за переговоры с террористами

«    Ноябрь 2017    »
20212223242526

» » Обнаружена сверхмассивная черная дыра, излучающая энергию, эквивалентную энергии триллиона солнц

Квазар PDS 456

В центре практически каждой массивной галактики скрывается загадочная и пугающая область пространственно-временного континуума, известная всем под названием сверхмассивной черной дыры. Эти гигантские "гравитационные колодцы" просто огромны, их масса превышает массу Солнца в миллионы и миллиарды раз. Из-за наличия сильнейших гравитационных сил, не выпускающих из своих "объятий" даже самые легкие фотоны света, черные дыры являются весьма трудными для изучения объектами, природу которых ученые познают только по косвенным факторам и побочным продуктам их деятельности. Одним из таких побочных продуктов являются космические ветры в окружающем пространстве, которые перемещаются со скоростью 100 тысяч километров в секунду или еще быстрее.

Согласно имеющимся теориям о функционировании черных дыр, когда черная дыра при помощи своей гравитации поглощает материю из окружающего пространства, то приближаясь к горизонту событий, эта материя разогревается до огромных температур и излучает рентгеновское излучение высокой интенсивности. Мощные потоки рентгеновских лучей разогревают окружающую дыру материю, заставляя ее ярко светиться в самых различных диапазонах. Кроме этого, черпая энергию потоков рентгеновского излучения, материя ускоряется до огромных скоростей и в виде космического ветра разлетается по окружающей галактике.

Ученые-астрономы из Калифорнийского технологического института, использующие космические рентгеновские телескопы NASA Nuclear Spectroscopic Telescope Array (NuSTAR) и ESA XMM-Newton, произвели измерения скорости, формы, размеров и других параметров потоков космических ветров, извергающихся из окрестностей черной дыры PDS 456, одной из самых ярких во Вселенной черных дыр, находящейся на удалении двух миллиардов световых лет от нас.

PDS 456 относится к классу черных дыр, называемых квазарами, которые, как известно, являются самыми яркими объектами во Вселенной. Космические ветра, дующие в разные стороны от дыры PDS 456 как раз и являются результатом повышенной яркости свечения этого объекта. "Когда энергия материи, падающей в черную дыру, испускается наружу в виде рентгеновского излучения, она превращается в тепловую энергию, разогревающую окружающую материю до сверхвысоких температур" - рассказывает Эмануэле Нардини (Emanuele Nardini), одна из ведущих исследователей, - "Когда яркость свечения достаточно высока, эта энергия может противодействовать силам гравитационного притяжения черной дыры PDS 456, которая в 10 миллиардов раз больше нашего Солнца. И в результате этого получаются космические ветра, дующие наружу из области черной дыры".

Для того, чтобы собрать максимально возможное количество научных данных, телескопы NuSTAR и XMM-Newton наблюдали за черной дырой PDS 456 пять раз в течение 2013 и 2014 года. Телескоп XMM-Newton исследовал низкоэнергетическую часть рентгеновского спектра, в то время, как телескоп NuSTAR смотрел в высокоэнергетической части спектра. Но оба телескопа занимались одним делом, поисками спектральных линий определенных химических элементов, железа, в частности, на долю которого приходится основная часть материи космических ветров.

"Порывы космических ветров состоят почти из полностью ионизированной материи" - рассказывает Эмануэле Нардини, - "Ядра атомов всех элементов полностью лишены своих электронов, единственным исключением из этого правила является железо. Это железо создает перед черной дырой своего рода завесу, блокирующую практически любое излучение, а движение облаков железа обуславливают изменения яркости свечения квазара, которые мы и наблюдаем при помощи телескопов".

Наблюдая за изменениями интенсивности спектральных линий железа, ученые смогли вычислить, что космические ветра "дуют" абсолютно во всех направлениях от черной дыры. Эти ветра достаточно быстры, их скорость составляет треть от скорости света. И эти ветра за секунду переносят столько энергии, сколько за секунду излучает триллион Солнц. Эти высокоэнергетические ветра затрагивают практически все процессы, протекающие в окружающей галактике. А особо сильное влияние они оказывают на процессы формирования новых звезд. "Если космический ветер достаточно силен, он создает лавину, уносящую огромные массы газа в недра окружающей галактики. Получая постоянную подпитку материей и энергией, процессы формирования молодых звезд в этой галактике значительно активизируются".

"Большинство наблюдаемых сегодня галактик являются практически бездействующими, в их пределах формирование новых звезд идет весьма вялыми темпами, а их черные дыры неактивны из-за того, что они уже успели поглотить всю доступную материю из окружающего пространства" - рассказывает Эмануэле Нардини, - "Но в их прошлом должен был существовать некий механизм, который придал им те формы, которые мы видим сейчас. И мы считаем, что одним из таких механизмов является именно космический ветер, дувший со стороны активной в то время черной дыры".