Лента новостей

11:06
Юрий Подоляка рассказал о ключевых боях в зоне СВО и в Курской области на утро, 17.11.2024
10:01
Пара чёрных дыр влетела в межзвёздное облако и устроила «дискотеку» вселенских масштабов
09:57
В Луганске решили бороться с участившимися ДТП путем освящения дорог
08:10
Большой переполох в Киеве - Новости
05:10
Ситуация в Курской области на 17 ноября: героизм и новые вызовы
04:56
Английская классика
04:46
После 1204 года: битва за Византийскую империю
03:39
Ситуация для ВСУ ухудшается: новости СВО от 17 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 996 день спецоперации России на Украине
02:28
Главы МИД ЕС обсудят новые санкции против России и Ирана
02:27
Протестующие в Абхазии попали в здание администрации президента
02:26
Пулемет будущего с искусственным интеллектом уже существует
02:25
БРИКС+ совсем необязательно должно быть объединением остальных против Запада
02:22
«Кадровая революция» Дональда Трампа: сюрприз за сюрпризом!
01:40
Гиперреальность Украины
01:35
Габбард — сбывшаяся мечта реалистов от внешней политики
00:52
С верой в сражение: До боя, в бою и после боев казаки героической казачьей разведывательной бригады «Терек» никогда не забывают о молитве (ВИДЕО)
00:09
ИБД имени Зеленского
23:29
NASA и «Роскосмос» так и не сошлись во мнении, почему из МКС утекает воздух
23:19
Зеленский хочет разработать новую доктрину безопасности в третью зиму конфликта
21:07
Токио заверяет Зеленского, что при любых обстоятельствах будет помогать воевать с Россией
20:56
Киев тормозит расследование падения украинской ракеты в Пшеводуве
20:26
«Получает указания из Вашингтона». Путин говорил с Шольцем целый час
20:25
«В Абхазии победил майдан». Норма местной политической борьбы?
20:24
Крымский план по Украине. Реальные возможности или благоглупость?
20:23
Украинские войска ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 16 ноября
19:44
Атомная бомба Украины как несбыточная мечта
19:30
Всех заложников из ресторана в пригороде Парижа освободили
18:48
Названы главные покупатели российского газа в ЕС
18:32
Наши вертушки работают по БПЛА украинских террористов.
18:06
Депутат Бундестага призвал Евросоюз работать ради собственной выгоды, а не США
17:59
Страны ведут ожесточенную борьбу… Какие системы противоракетной обороны самые мощные в мире?
17:49
«Ни слова об Украине без Украины», или Зачем «обиженная ливерная колбаса» позвонила Владимиру Путину
17:19
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 16 ноября
17:18
Бербок потребовала вооружить киевский режим дальнобойными ракетами
17:17
Лукашенко: надо носить своё, а не Gucci, Versace и прочую гадость
17:01
Бесовская сущность Зеленского и неизбежный провал «ПЦУ»
16:57
Прибалтика в ШОКЕ от избрания Трампа - Новости
16:30
Светлана Светличная ушла из жизни
16:29
В Польше нашли лишь 30 человек для «Украинского легиона». Представители Киева сфальсифицировали количество до 500
15:44
Зеленский намерен не дать Путину договориться с Трампом о мире на условиях капитуляции Украины
15:36
Протестующие не приняли предложения президента Абхазии
15:25
Война на Украине (16.11.24): обстановка на фронтах...
15:20
Юрий Подоляка: дожимаем укронацистов на Курском направлении, карта боевых действий на 16.11.24
15:09
Как США из бывшей колонии превратились в мирового «гегемона»
14:58
Xiaomi представила внешний аккумулятор Ultra Slim Power Bank 5000mAh размером с кредитку
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Легкие танки тяжелой войны

Легкие танки тяжелой войны


Среди конструкторов бронетанковой техники миру известны создатели танков: Т-34 – Михаил Кошкин, «Клим Ворошилов» – Жозеф Котин и «Иосиф Сталин» – Александр Морозов. Но в историю отечественного танкостроения вписаны имена менее известных, но столь же заслуженных конструкторов, создавших выдающиеся боевые машины. И среди них конструктор семейства легких танков Т-60, Т-70, Т-80 и гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» Николай Александрович Астров.

«Саранча» идет в бой

«Ощутимые боевые потери советской бронетанковой техники в первые месяцы войны обусловили спешное конструирование более простых в изготовлении танков, которые требовали минимальной затраты времени и ресурсов в условиях военного времени», – рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов.

В связи с этим в КБ завода № 37 под руководством Николая Астрова буквально за несколько недель в конце июля 1941 года спроектировали первый опытный образец легкого танка Т-60. В конце осени 1941-го этим же коллективом создан и легкий танк Т-70. Боевые машины были приняты на вооружение Красной армии уже в августе и марте 1942 года. При острой нехватке танков на фронте простота конструкции Т-60 и Т-70 была главным достоинством. Их производство с широким использованием автомобильных узлов и механизмов можно было наладить на автозаводах, что существенно повышало возможность ремонта и технического обслуживания во фронтовых условиях.

Основным достоинством легких танков конструктора Николая Астрова была их технологичность и пригодность для ремонта на поле боя

«В начальный период войны легкие советские танки Т-60 и Т-70 широко использовались во всех бронетанковых подразделениях РККА. Так, в отдельных танковых бригадах, формировавшихся в конце лета – начале осени 1941 года, насчитывалось больше половины танков модели Т-60», – отмечает Михайлов. Первый бой танки этого типа приняли в сентябре 1941-го в составе 10-й танковой бригады, которая вела оборонительные бои на Украине. Множество легких танков тяжелого времени участвовало в защите Москвы, Сталинграда, воевало на Курской дуге. Экипажи этих боевых машин сражались в прорыве блокады Ленинграда.

Роты Т-70, а их было до половины танковых подразделений, героически бились в грандиозном Прохоровском сражении 12 июля 1943 года. За высокую скорость и маневренные характеристики, а также большое количество немецкие панцергренадеры прозвали их «Саранча».

Показателен эпизод боя с участием легкого танка Т-60 во время проведения операции «Искра» при прорыве Красной армией блокады Ленинграда. 12 января одним из первых танковых соединений, начавших наступление по льду Невы, была 61-я танковая бригада в составе 65 Т-60. 18 января танк комроты 549-го отдельного танкового батальона бригады под командованием лейтенанта Дмитрия Осатюка и механика-водителя старшины Ивана Макаренкова вступил в неравный бой с четырьмя немецкими средними танками Т-III из 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Маневрируя, советские танкисты подвели немцев под огонь советской артиллерии, в итоге два вражеских танка оказались подбиты. Вдобавок экипажем танка было уничтожено большое количество вражеской пехоты, что позволило освободить Рабочий поселок № 5 и прорвать блокаду Ленинграда. В этом бою Осатюк и Макаренков стали Героями Советского Союза.

Позже, когда танковая промышленность начала выпускать больше средних и тяжелых танков, машины конструкции Николая Астрова использовали как основу для САУ СУ-76, СУ-76М и зенитной СУ-37.

Легкие танки тяжелой войны

«Комсомольцы» конструктора Астрова

Развитие артиллерийского вооружения в 30-х годах шло по пути усиления огневой мощи орудий, повышения дальности стрельбы, скорострельности и маневренности. Однако конная тяга к тому времени уже не обеспечивала на марше необходимую подвижность в бою новых артсистем.

РККА был необходим легкий, быстрый и малогабаритный гусеничный тягач. Под руководством Николая Александровича к концу 1936-го в КБ № 37 сконструировали трактор, получивший название Т-20 «Комсомолец». В следующем году начался серийный выпуск как на головном заводе в Москве, так и на Сталинградском тракторном и Горьковском автомобильном заводах. С 1937 по 1941-й изготовлено 7780 «Комсомольцев». Выпуск прекратили в июле 1941 года, поскольку требовалось наращивать производство Т-60.

В 1941-м на заводе № 92 в Горьком по инициативе главного конструктора Василия Грабина на базе оставшихся тягачей Т-20 смонтировали 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2 образца 1941 года. Истребитель танков выделки горьковских машиностроителей получил наименование ЗИС-30, уже в июле прошел войсковые испытания и вскоре САУ этого типа участвовали в боевых действиях.

«Шилка» родом из Мытищ

Во второй половине переломного 1943-го Николай Астров назначен главным конструктором оборонного завода № 40. С 1948 года предприятие стало Мытищинским машиностроительным заводом. Коллектив под руководством Николая Александровича сконструировал первую отечественную легкую самоходную установку для ВДВ – АСУ-57 и запустил серийное производство. Ее выпускали с 1950 по 1962 год. Самоходка поступала на вооружение дивизий и полков ВДВ до тех пор, пока на смену не пришла более совершенная АСУ-85, разработанная мытищинскими машиностроителями.

На заводе Николай Александрович трудился до 1985 года. Кроме техники военного периода и послевоенных самоходок АСУ- 57 и АСУ-85, была создана ЗСУ-23-4 «Шилка», разработана и спроектирована ходовая часть для ЗРК «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска», которые и сегодня стоят на вооружении нашей армии.

Артефакты Музея Победы

В экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлено бронетанковое вооружение стран – участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В частности, здесь можно увидеть разработанные Николаем Астровым легкие танки Т-60 и Т-70, а на экспозиции музея «Моторы войны» – тягач Т-20 «Комсомолец» в десантном исполнении.

Юлия Григорьева,
редактор информационного центра Музея Победы

Опубликовано в выпуске № 18 (831) за 19 мая 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх