Лента новостей

17:06
Amnesty International призвала прекратить применение силы в США
16:30
Контрабанду отравленной колбасы из Литвы необходимо остановить
обновлено
16:27
“Ъ” разбирался, как работают механизмы помощи застрявшим за границей россиянам
16:15
Эксперт: Вторую волну эпидемии кошельки россиян точно не выдержат
16:09
Алексею Громову — 60
16:06
После удачного запуска Crew Dragon Трамп пообещал новое супероружие
16:03
Пандемия коронавируса стала лучшим временем для российской власти
15:39
Песков заявил, что Путин и иностранные лидеры будут наблюдать за парадом Победы 24 июня
15:36
Кремль надеется, что к параду Победы режим ограничений снимут
15:33
Песков заявил, что Путин объявит дату голосования по Конституции, когда посчитает нужным
15:15
Христианские отряды поехали воевать с «Исламским государством»
15:00
Пять веков Вселенной: в каком мы живем и что это значит?
14:54
Сколько лететь до Марса?
14:45
Starship Илона Маска взорвался во время испытаний
14:24
Шрёдер: немцы должны быть благодарны России за объединение Германии
14:21
Азаров напомнил «патриотам» об «исконной» территории Украины
14:18
«Гончаренко не рулит»: нардеп оценил пародию на себя
14:15
Украина подписала договор на поставки газа из США с неизвестной фирмой, глава которой - аферист
14:09
Асад поддерживает студентов, возвращая образование в Сирии на довоенный уровень
14:06
Манукян: Как Шевченко поссорилась со всеми, кого привела в «Открытую Россию» Ходорковского
13:57
Митрахович: США могут бросить вызов Германии в попытке остановить "СП-2"
13:54
Американист объяснил, зачем Трамп пригласил Россию на саммит G7
13:48
Массовые беспорядки в США усилят развал экономики в пандемию и ударят по грядущим выборам
13:24
Wired (США): в тайном мире русских картографов времен холодной войны
13:18
Forbes узнал, кто заработал больше всех за неделю
13:15
В Forbes разузнали, чье состояние больше всего прибавилось за неделю
13:09
В Грузии за сутки выявили 26 заболевших COVID-19
13:06
Симоньян исключила сценарий смены власти в США после протестов
13:03
В Сеть попал ролик из Миннеаполиса, как полиция распыляет в СМИ спрей
13:00
Во Франции в июне планируют открывать бары и рестораны
12:48
Как США перехватили контроль над украинскими ПХГ
12:21
Беспорядки охватывают все новые города США
12:06
Америку охватила волна насилия: Трамп заговорил о стрельбе
12:03
«Формат устарел»: зачем Трамп захотел Россию и Индию в G7
12:00
Кому Россия печатает валюту: ежегодно «Гознак» продает более миллиарда банкнот
11:36
Украина провела испытание крылатых ракет "Нептун" под Одессой
11:33
Итальянские общественники хотят учредить День солидарности с РФ
11:15
Невидимые террористы ИГ взорвали автомобиль с сирийскими военными
10:33
Из-за конфликта с Трампом Меркель отказалась от участия в G7. Саммит переносится
10:27
Три человека погибли в страшном ДТП в Красноярском крае, ФАН публикует фото
10:24
Дайджест важных новостей Турции за неделю: 25 мая — 31 мая 2020 года​​​​​​​
10:15
Митрахович: США могут бросить вызов Германии в попытке остановить "СП-2"
09:42
Почему у Украины получилось: наконец-то США заработают на ней
09:36
На Украине заявили об успешном испытании ракет «Нептун»
09:33
Спецрейс для граждан Украины вылетел из Нью-Йорка в Киев
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Мировое обозрение » История » Легкие танки тяжелой войны

Легкие танки тяжелой войны


Среди конструкторов бронетанковой техники миру известны создатели танков: Т-34 – Михаил Кошкин, «Клим Ворошилов» – Жозеф Котин и «Иосиф Сталин» – Александр Морозов. Но в историю отечественного танкостроения вписаны имена менее известных, но столь же заслуженных конструкторов, создавших выдающиеся боевые машины. И среди них конструктор семейства легких танков Т-60, Т-70, Т-80 и гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» Николай Александрович Астров.

«Саранча» идет в бой

«Ощутимые боевые потери советской бронетанковой техники в первые месяцы войны обусловили спешное конструирование более простых в изготовлении танков, которые требовали минимальной затраты времени и ресурсов в условиях военного времени», – рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов.

В связи с этим в КБ завода № 37 под руководством Николая Астрова буквально за несколько недель в конце июля 1941 года спроектировали первый опытный образец легкого танка Т-60. В конце осени 1941-го этим же коллективом создан и легкий танк Т-70. Боевые машины были приняты на вооружение Красной армии уже в августе и марте 1942 года. При острой нехватке танков на фронте простота конструкции Т-60 и Т-70 была главным достоинством. Их производство с широким использованием автомобильных узлов и механизмов можно было наладить на автозаводах, что существенно повышало возможность ремонта и технического обслуживания во фронтовых условиях.

Основным достоинством легких танков конструктора Николая Астрова была их технологичность и пригодность для ремонта на поле боя

«В начальный период войны легкие советские танки Т-60 и Т-70 широко использовались во всех бронетанковых подразделениях РККА. Так, в отдельных танковых бригадах, формировавшихся в конце лета – начале осени 1941 года, насчитывалось больше половины танков модели Т-60», – отмечает Михайлов. Первый бой танки этого типа приняли в сентябре 1941-го в составе 10-й танковой бригады, которая вела оборонительные бои на Украине. Множество легких танков тяжелого времени участвовало в защите Москвы, Сталинграда, воевало на Курской дуге. Экипажи этих боевых машин сражались в прорыве блокады Ленинграда.

Роты Т-70, а их было до половины танковых подразделений, героически бились в грандиозном Прохоровском сражении 12 июля 1943 года. За высокую скорость и маневренные характеристики, а также большое количество немецкие панцергренадеры прозвали их «Саранча».

Показателен эпизод боя с участием легкого танка Т-60 во время проведения операции «Искра» при прорыве Красной армией блокады Ленинграда. 12 января одним из первых танковых соединений, начавших наступление по льду Невы, была 61-я танковая бригада в составе 65 Т-60. 18 января танк комроты 549-го отдельного танкового батальона бригады под командованием лейтенанта Дмитрия Осатюка и механика-водителя старшины Ивана Макаренкова вступил в неравный бой с четырьмя немецкими средними танками Т-III из 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Маневрируя, советские танкисты подвели немцев под огонь советской артиллерии, в итоге два вражеских танка оказались подбиты. Вдобавок экипажем танка было уничтожено большое количество вражеской пехоты, что позволило освободить Рабочий поселок № 5 и прорвать блокаду Ленинграда. В этом бою Осатюк и Макаренков стали Героями Советского Союза.

Позже, когда танковая промышленность начала выпускать больше средних и тяжелых танков, машины конструкции Николая Астрова использовали как основу для САУ СУ-76, СУ-76М и зенитной СУ-37.

Легкие танки тяжелой войны

«Комсомольцы» конструктора Астрова

Развитие артиллерийского вооружения в 30-х годах шло по пути усиления огневой мощи орудий, повышения дальности стрельбы, скорострельности и маневренности. Однако конная тяга к тому времени уже не обеспечивала на марше необходимую подвижность в бою новых артсистем.

РККА был необходим легкий, быстрый и малогабаритный гусеничный тягач. Под руководством Николая Александровича к концу 1936-го в КБ № 37 сконструировали трактор, получивший название Т-20 «Комсомолец». В следующем году начался серийный выпуск как на головном заводе в Москве, так и на Сталинградском тракторном и Горьковском автомобильном заводах. С 1937 по 1941-й изготовлено 7780 «Комсомольцев». Выпуск прекратили в июле 1941 года, поскольку требовалось наращивать производство Т-60.

В 1941-м на заводе № 92 в Горьком по инициативе главного конструктора Василия Грабина на базе оставшихся тягачей Т-20 смонтировали 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2 образца 1941 года. Истребитель танков выделки горьковских машиностроителей получил наименование ЗИС-30, уже в июле прошел войсковые испытания и вскоре САУ этого типа участвовали в боевых действиях.

«Шилка» родом из Мытищ

Во второй половине переломного 1943-го Николай Астров назначен главным конструктором оборонного завода № 40. С 1948 года предприятие стало Мытищинским машиностроительным заводом. Коллектив под руководством Николая Александровича сконструировал первую отечественную легкую самоходную установку для ВДВ – АСУ-57 и запустил серийное производство. Ее выпускали с 1950 по 1962 год. Самоходка поступала на вооружение дивизий и полков ВДВ до тех пор, пока на смену не пришла более совершенная АСУ-85, разработанная мытищинскими машиностроителями.

На заводе Николай Александрович трудился до 1985 года. Кроме техники военного периода и послевоенных самоходок АСУ- 57 и АСУ-85, была создана ЗСУ-23-4 «Шилка», разработана и спроектирована ходовая часть для ЗРК «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска», которые и сегодня стоят на вооружении нашей армии.

Артефакты Музея Победы

В экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлено бронетанковое вооружение стран – участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В частности, здесь можно увидеть разработанные Николаем Астровым легкие танки Т-60 и Т-70, а на экспозиции музея «Моторы войны» – тягач Т-20 «Комсомолец» в десантном исполнении.

Юлия Григорьева,
редактор информационного центра Музея Победы

Опубликовано в выпуске № 18 (831) за 19 мая 2020 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "Легкие танки тяжелой войны"


Напишите ваш комментарий к статье "Легкие танки тяжелой войны"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх