Среди конструкторов бронетанковой техники миру известны создатели танков: Т-34 – Михаил Кошкин, «Клим Ворошилов» – Жозеф Котин и «Иосиф Сталин» – Александр Морозов. Но в историю отечественного танкостроения вписаны имена менее известных, но столь же заслуженных конструкторов, создавших выдающиеся боевые машины. И среди них конструктор семейства легких танков Т-60, Т-70, Т-80 и гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» Николай Александрович Астров.
«Саранча» идет в бой
«Ощутимые боевые потери советской бронетанковой техники в первые месяцы войны обусловили спешное конструирование более простых в изготовлении танков, которые требовали минимальной затраты времени и ресурсов в условиях военного времени», – рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов.
В связи с этим в КБ завода № 37 под руководством Николая Астрова буквально за несколько недель в конце июля 1941 года спроектировали первый опытный образец легкого танка Т-60. В конце осени 1941-го этим же коллективом создан и легкий танк Т-70. Боевые машины были приняты на вооружение Красной армии уже в августе и марте 1942 года. При острой нехватке танков на фронте простота конструкции Т-60 и Т-70 была главным достоинством. Их производство с широким использованием автомобильных узлов и механизмов можно было наладить на автозаводах, что существенно повышало возможность ремонта и технического обслуживания во фронтовых условиях.
“ Основным достоинством легких танков конструктора Николая Астрова была их технологичность и пригодность для ремонта на поле боя ”
«В начальный период войны легкие советские танки Т-60 и Т-70 широко использовались во всех бронетанковых подразделениях РККА. Так, в отдельных танковых бригадах, формировавшихся в конце лета – начале осени 1941 года, насчитывалось больше половины танков модели Т-60», – отмечает Михайлов. Первый бой танки этого типа приняли в сентябре 1941-го в составе 10-й танковой бригады, которая вела оборонительные бои на Украине. Множество легких танков тяжелого времени участвовало в защите Москвы, Сталинграда, воевало на Курской дуге. Экипажи этих боевых машин сражались в прорыве блокады Ленинграда.
Роты Т-70, а их было до половины танковых подразделений, героически бились в грандиозном Прохоровском сражении 12 июля 1943 года. За высокую скорость и маневренные характеристики, а также большое количество немецкие панцергренадеры прозвали их «Саранча».
Показателен эпизод боя с участием легкого танка Т-60 во время проведения операции «Искра» при прорыве Красной армией блокады Ленинграда. 12 января одним из первых танковых соединений, начавших наступление по льду Невы, была 61-я танковая бригада в составе 65 Т-60. 18 января танк комроты 549-го отдельного танкового батальона бригады под командованием лейтенанта Дмитрия Осатюка и механика-водителя старшины Ивана Макаренкова вступил в неравный бой с четырьмя немецкими средними танками Т-III из 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона. Маневрируя, советские танкисты подвели немцев под огонь советской артиллерии, в итоге два вражеских танка оказались подбиты. Вдобавок экипажем танка было уничтожено большое количество вражеской пехоты, что позволило освободить Рабочий поселок № 5 и прорвать блокаду Ленинграда. В этом бою Осатюк и Макаренков стали Героями Советского Союза.
Позже, когда танковая промышленность начала выпускать больше средних и тяжелых танков, машины конструкции Николая Астрова использовали как основу для САУ СУ-76, СУ-76М и зенитной СУ-37.
«Комсомольцы» конструктора Астрова
Развитие артиллерийского вооружения в 30-х годах шло по пути усиления огневой мощи орудий, повышения дальности стрельбы, скорострельности и маневренности. Однако конная тяга к тому времени уже не обеспечивала на марше необходимую подвижность в бою новых артсистем.
РККА был необходим легкий, быстрый и малогабаритный гусеничный тягач. Под руководством Николая Александровича к концу 1936-го в КБ № 37 сконструировали трактор, получивший название Т-20 «Комсомолец». В следующем году начался серийный выпуск как на головном заводе в Москве, так и на Сталинградском тракторном и Горьковском автомобильном заводах. С 1937 по 1941-й изготовлено 7780 «Комсомольцев». Выпуск прекратили в июле 1941 года, поскольку требовалось наращивать производство Т-60.
В 1941-м на заводе № 92 в Горьком по инициативе главного конструктора Василия Грабина на базе оставшихся тягачей Т-20 смонтировали 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2 образца 1941 года. Истребитель танков выделки горьковских машиностроителей получил наименование ЗИС-30, уже в июле прошел войсковые испытания и вскоре САУ этого типа участвовали в боевых действиях.
«Шилка» родом из Мытищ
Во второй половине переломного 1943-го Николай Астров назначен главным конструктором оборонного завода № 40. С 1948 года предприятие стало Мытищинским машиностроительным заводом. Коллектив под руководством Николая Александровича сконструировал первую отечественную легкую самоходную установку для ВДВ – АСУ-57 и запустил серийное производство. Ее выпускали с 1950 по 1962 год. Самоходка поступала на вооружение дивизий и полков ВДВ до тех пор, пока на смену не пришла более совершенная АСУ-85, разработанная мытищинскими машиностроителями.
На заводе Николай Александрович трудился до 1985 года. Кроме техники военного периода и послевоенных самоходок АСУ- 57 и АСУ-85, была создана ЗСУ-23-4 «Шилка», разработана и спроектирована ходовая часть для ЗРК «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска», которые и сегодня стоят на вооружении нашей армии.
Артефакты Музея Победы
В экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлено бронетанковое вооружение стран – участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В частности, здесь можно увидеть разработанные Николаем Астровым легкие танки Т-60 и Т-70, а на экспозиции музея «Моторы войны» – тягач Т-20 «Комсомолец» в десантном исполнении.
Читайте нас: