Рекордно долгий срок пребывания Иштвана Доби (1898–1968) на посту президента Венгрии объясняется провидимой им взвешенной политикой, которую никак нельзя назвать просоветской. Несмотря на известные события 1955–1956 годов, он смог сохранить страну в Варшавском договоре и СЭВе.
Доби – один из организаторов венгерской Красной армии в период советской республики, существовавшей с 21 марта до начала августа 1919 года. Проявил уникальный военный талант в боях с румынскими и югославскими войсками, вступившими в страну. Есть данные, что Доби звали на пост замглавкома Югославии в 1919-м, но он отказался. Отклонил он и предложение о должности командующего интернациональными частями в Красной армии РСФСР (1920). Это уберегло его от репрессий на родине, хотя с 1921 по 1937 год Доби находился под домашним арестом.
Выехать в СССР отказывался, мотивируя это необходимостью организации в стране широкого антифашистского фронта, который включал бы не только коммунистов. В годы диктатуры Хорти-Салаши Доби – один из организаторов подпольного движения. С 1941 по 1944-й возглавлял Национальную крестьянскую антифашистскую ассоциацию.
“ Призывал осторожно копировать опыт СССР, смягчить антикатолическую кампанию ”
Был сподвижником Матиаса Ракоши, первого руководителя послевоенной социалистической Венгрии (
Эти инициативы привели к удалению Доби от главных руководящих постов в Венгрии: в августе 1952-го он получил назначение главой президиума (президентом). И на этом посту проработал по апрель 1967 года.
Он не поддержал заявление Имре Надя, главы венгерского Совмина, о выходе страны из Варшавского договора. Именно благодаря Доби возникло двоевластие, не позволившее юридически оформить инициированный Надем разрыв с СССР и его союзниками. Это упростило ввод войск и ускорило ликвидацию антисоветского путча.
Роль Доби в тех событиях оценили и в Москве, и в Будапеште: политик сохранил пост президента страны еще на 10 лет. А в 1962-м был удостоен Ленинской премии за укрепление мира между народами. Ее вручили в Москве в том же году.
Доби избегал сладкоречивых заявлений о венгеро-советской дружбе, потому не был среди привечаемых в Кремле. В то же время способствовал активному развитию отношений Венгрии с Югославией и Ватиканом, сдерживал проекты Будапешта и Москвы по использованию трансильванского фактора для прессинга на просталинское руководство в Бухаресте (
Почетный знак премии хранит семья Иштвана Доби.
Читайте нас: