В предыдущих материалах (
В качестве основных целей программы
С точки зрения решения задачи поражения целей, защищённых СИБ, наиболее эффективным решением скорее всего является создание гладкоствольного стрелкового оружия в сочетании с высокоскоростными подкалиберными пулями. При этом есть вероятность, что оружие с подкалиберными пулями будет иметь меньшую точность и кучность на больших дистанциях – свыше 500 метров, даже при стрельбе в режиме одиночного огня. Или решение этой задачи потребует изготовления оперённых подкалиберных пуль (ОПП) с исключительно высокой точностью, что сделает их слишком дорогими для даже сил специальных операций (ССО).
При этом создание универсального оружия, способного и эффективно поражать цели, защищённые СИБ на небольших дальностях, и обеспечить высокую точность и кучность попаданий на больших дальностях, может оказаться невозможным. Оружие под мощный патрон не позволит обеспечить необходимую плотность огня, для получения приемлемой вероятности поражения целей на ближней дистанции, а слабый патрон не обеспечит приемлемую эффективность поражения целей на большой дальности.
Так что же? Вооружать солдат двумя типами автоматов/винтовок, например, когда большая часть подразделения вооружается автоматами для условно ближнего боя, а меньшая часть — дальнобойными «марксманскими» винтовками?
Два боеприпаса для разной дальности
В принципе, такое разделение существовало практически всегда. Если вспомнить Вторую мировую войну, то в советских войсках присутствовали как дальнобойные винтовки Мосина образца 1891 года калибра 7,62х54R, так и пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ) образца 1941 года калибра 7,62х25 мм.
В немецкой армии была аналогичная ситуация: винтовка (карабин) Mauser 98k калибра 7,92×57 мм и пистолет-пулемёт MP 40 калибра 9х19 мм.
Винтовка Mauser 98k и пистолет-пулемёт MP 40
Создание стрелкового оружия под промежуточный патрон в середине XX века, казалось бы, изменило ситуацию: вся пехота (мотопехота) была вооружена единым образцом стрелкового оружия, в СССР родоначальником этого типа оружия стал легендарный автомат Калашникова калибра 7,62х39 мм.
Автомат Калашникова под промежуточный патрон калибра 7,62х39 мм
В дальнейшем ведущие армии мира перешли на малоимпульсные патроны: калибра 5,45х39 мм в СССР и странах Варшавского договора и калибра 5,56х45 мм в США и странах НАТО.
Тем не менее, быстро выяснилось, что оружие под промежуточный и малоимпульсный патрон не обеспечивает поражение целей на всех необходимых дистанциях огневого боя. Это привело к появлению в стрелковых подразделениях СССР/России и США, помимо оружия под патроны 5,45х39/5,56х45 мм, оружия под более мощные патроны 7,62х54R и 7,62х51 мм. В СССР это стали снайперская винтовка Дегтярёва (СВД) и пулемёт Калашникова (ПК) калибра 7,62х54R, а в США это автоматическая винтовка М14 и пулемёт М60 калибра 7,62х51 мм.
«Марксманские» винтовки СВД и M4
Тем не менее, соотношение оружия 5,45х39/5,56х45 мм и оружия калибра 7,62х54R/7,62х51 мм было существенно смещено в пользу оружия под малоимпульсный патрон. Ситуация стала меняться после ввода вооружённых сил США в Афганистан, где выяснилось, что винтовки M4 калибра 5,56х45 мм зачастую неэффективны, поскольку в горной местности противник часто атаковал с большого расстояния, используя оружие калибров 7,62х54R или 7,62х51 мм. Также военных не устроили возможности винтовки M4 по пробитию преград, например, дувалов – глинобитных заборов или стен в Средней Азии, отделяющих внутренний двор жилища или дома от улицы.
Классические дувалы в странах Средней Азии
Это привело к закономерному увеличению интереса вооружённых сил США по отношению к более мощному и эффективному оружию.
Простейшим решением стала закупка новейших образцов оружия калибра 7,62х51 мм. В частности, Силы специальных операций США закупили бельгийские винтовки FN SCAR модификации SCAR-H калибра 7,62х51 мм, полностью отказавшись от приобретения модификации SCAR-L калибра 5,56х45 мм. Также Министерство обороны США закупило 4492 винтовки HK G28 (HK 417) калибра 7,62х51 мм в качестве марксманской винтовки.
Одновременно стала активно муссироваться тема перехода вооружённых сил на новый патрон калибра 6,5-6,8 мм. Изначально предполагалось, что в качестве нового основного боеприпаса вооружённых сил США
Патроны как 6,5х39 мм Grendel и 6,8х43 мм Remington SPC
Однако в реальности оказалось, что вооружённые силы США готовы сделать куда более решительный шаг и создать перспективный комплекс оружие-патрон с энергетикой, в 2-3 раза превышающей энергетику оружия под малоимпульсный патрон. И в этом случае мы вновь возвращаемся к вопросу, будет ли у оружия, создаваемого по программе NGSW, обеспечена возможность точной и эффективной стрельбы по удалённым целям в полуавтоматическом режиме, и кучной эффективной стрельбы по целям на ближней дистанции, в режиме автоматического огня.
Вполне вероятно, что оружие, создаваемое по программе
В связи с этим
Возникает вопрос: можно ли реализовать комбинированное решение, основанное на применении двух типов боеприпасов?
Комбинированное охотничье оружие
Комбинированное оружие достаточно широко распространено в охотничьей среде. В основном развитие получили многоствольные однозарядные модели – один патрон на один ствол. Обычно количество стволов варьируется от двух до четырёх. Например, в ружье может быть два гладких ствола 12 калибра и два нарезных ствола, но на практике сочетание различных калибров ограничено лишь фантазией производителя.
С магазинными и самозарядными моделями всё не так радужно, что вполне объяснимо сложностью создания такого оружия. Тем не менее, оно существует и разработано в СССР/России, в ЦКИБ СОО.
В ружье МЦ-27 сочетаются однозарядный верхний нарезной ствол калибра 9х53 мм, с продольно-скользящим затвором, и гладкий ствол с отъёмным магазином на два патрона 20 калибра. Недостатком МЦ-27 является его вес, составляющий 3,8 кг.
Ружьё МЦ-27
Ещё более продвинутой моделью стало ружьё МЦ-28, в котором присутствуют два самозарядных механизма и два магазина для обоих типов стволов. Верхний ствол с барабаном роторного типа на три патрона калибра .22LR оснащён свободным затвором. Нижний гладкий ствол с газоотводной автоматикой и коробчатым магазином на два патрона реализован как в ружье МЦ-27. Отмечается простота реализации и надёжность данного оружия. Недостатком, как и в случае с МЦ-27 стала масса оружия, составляющая 3,9 кг. Распространения комбинированное ружьё МЦ-28 не получило из-за крайне ограниченного объёма выпуска.
Ружьё МЦ-28
В ружье МЦ-29-3 верхний однозарядный гладкий ствол 20 калибра (МЦ-29 – 32 калибра) был скомбинирован со стволом калибра .22LR со свободным затвором и трубчатым восьмизарядным магазином.
Ружьё МЦ-29
Несмотря на то, что комбинированное самозарядное оружие не обрело популярности, сам факт его создания говорит о том, что это вполне реализуемо. Необходимо понимать и то, что вышеприведённые образцы были созданы в 60-х – 70-х годах XX века.
Комбинированное боевое оружие
Наиболее известной попыткой создания боевого комбинированного оружия можно считать американский проект OICW (Objective Individual Combat Weapon), в рамках которого был создан прототип перспективной винтовки XM29, в которой сочетался автомат калибра 5,56х45 мм (модуль KE) и автоматический гранатомёт калибра 20 мм (модуль HE).
Финальный образец XM29, разработанный по программе OICW
Как и в случае с охотничьим оружием, серьёзным препятствием стала масса XM29, составившая 7,8-8,2 кг. Впрочем, и задача решалась нетривиальная. Помимо многозарядного гранатомёта калибра 20 мм, что уже само по себе немало, значительную массу имел дорогостоящий компьютерный прицел, обеспечивающий дистанционный подрыв гранат.
Но основным препятствием на пути XM29 скорее всего стала сложность реализации прицельной системы, обеспечивающей дистанционный подрыв гранат над целью. Учитывая то, что была закрыта разработка гранатомётного комплекса XM-25, создаваемого на базе задела по программе OICW, скорее всего так и не удалось обеспечить гарантированный подрыв гранат над целью, что обесценивало всю программу. При этом саму идею создания комбинированного оружия это не дискредитирует.
По аналогии с XM29 в Южной Корее был разработан стрелково-гранатомётный комплекс Daewoo K11 с модулями калибра 5,56×45 мм и 20×85 мм (гранаты). Снаряжённая масса Daewoo K11 составила 7,1 кг. Гранатомётный модуль перезаряжался вручную с помощью продольно-скользящего затвора. В 2017 году было представлено второе поколение комплекса Daewoo K11, возможно, что проект ещё получит развитие в дальнейшем.
В Австралии разрабатывалась программа AICW (Advanced Infantry Combat Weapon — передовое боевое оружие пехоты). Основой перспективного оружия послужила известная винтовка Steyr AUG калибра 5,56×45 мм, дополненная трёхзарядным 40-мм гранатомётом, выполненным по системе Metal Storm с последовательным расположением гранат, и электронно-оптическим прицелом. Конструктивно такая система проще и надёжнее, а ствол автомата получается длиннее, чем у XM29 или Daewoo K11, но вот снаряжённая масса комплекса составила 9,9 кг, что было абсолютно неприемлемо.
Комбинированная винтовка, создаваемая по программе AICW
В СССР боевое комбинированное оружие, стрелково-гранатомётный комплекс 80.002, создавалось в 70-х годах XX века, на базе автомата Калашникова, дополненного десятизарядным гранатомётом для боеприпасов калибра 12,7 миллиметров. Изделие 80.002 не вышло из стадии опытного образца и проект был закрыт в 1979 году, хотя решения в рамках данного проекта прорабатывались конструкторами вплоть до 90-х годов.
Опытный образец изделия 80.002
Наиболее простым и вполне функциональным путём создания комбинированного боевого оружия стало размещения дополнительного модуля на штатном стрелковом оружии. Если отбросить однозарядные подствольные гранатомёты и говорить только о многозарядных решениях, где подствольный модуль фактически сам является стрелковым оружием, то можно вспомнить вполне успешный американский опыт установки подствольных дробовиков на винтовки M16 и M4.
В России многозарядным подствольным дробовиком был оснащён автомат 9А91 калибра 9х39 мм разработки ГУП «КБП».
Автомат 9А91 с подствольным дробовиком
Таким образом, можно говорить о том, что в разных странах имеется значительный опыт создания комбинированного стрелкового оружия, который хоть и не всегда привёл к появлению серийных изделий, но позволил получить опыт их разработки, который впоследствии может быть востребован в перспективных образцах стрелкового оружия.
Перспективное комбинированное боевое оружие
Идея перспективного комбинированного оружия была рассмотрена автором в статье
Как мы уже говорили в начале статьи, в рассматриваемой перспективной комбинированной винтовке должна быть обеспечена возможность ведения автоматического огня с приемлемой кучностью и вероятностью поражения целей, защищённых СИБ, что должно обеспечиваться применением
Перспективная комбинированная винтовка должна включать в себя модуль с гладким, возможно коническим стволом, для ведения огня очередями на дальности до 400-500 метров, под телескопический патрон с ОПП калибра 2,5/10 мм – 3,5/10 мм, и модуль, выполненный по схеме «буллпап», с нарезным стволом, предназначенным для полуавтоматической стрельбы с высокой точностью, патроном калибра 6-8 мм, на дальность до 800-1000 метров.
Таким образом, перспективное оружие в чем-то будет похожим на оружие, создаваемое в рамках программы OICW. Не получится ли так, что мы повторим ошибки создателей оружия по этой и аналогичным программам?
Первой причиной закрытия программы OICW стала низкая эффективность 20-мм гранат с дистанционным подрывом, использование которых в перспективной комбинированной винтовке мы не предусматриваем.
Вторая причина закрытия программы OICW – это высокая стоимость оружия, разрабатываемого по программе OICW. Ранее мы уже рассматривали, что
Мы не планируем вооружить перспективной комбинированной винтовкой миллионную армию, экипажи бронемашин и вспомогательные подразделения. В первую очередь перспективная комбинированная винтовка предназначена для Сил специальных операций, во вторую – для воюющих подразделений, то есть потребность в новом оружии можно оценить в 10 тыс. – 100 тыс. единиц.
Приняв за максимальную стоимость одной перспективной комбинированной винтовки в размере 500 тыс. рублей, получим необходимые для закупки суммы в размере соответственно 5 млрд. и 50 млрд. рублей. Много это или мало? К примеру футбольный стадион в Санкт-Петербурге обошёлся в сумму порядка 43-50,8 млрд. рублей. Около 50 млрд. рублей стоит один атомный ледокол типа «Арктика». Военный бюджет РФ составляет в 2020 году примерно 3 трлн. рублей.
Если кто-то считает стоимость стрелкового оружия в размере 500 тыс. рублей заоблачной, то ему стоит обратить внимание на продукцию российской компании
Третья причина закрытия программы OICW – это значительный вес полученных образцов оружия, причём это относится и к другим аналогичным программам. Можно ли решить эту проблему?
Массу модуля KE, автоматной части комплекса XM29, найти не удалось, но масса винтовки XM8 компании Heckler&Koch на этапе разработки составляла 2,6-2,9 кг. В качестве другого примера можно привести горную винтовку Remington 700 Titanium массой 2,4-3 кг в калибрах вплоть до мощного .300 Win Mag.
Грубое сложение XM8 и Remington 700 Titanium даёт массу около 6 кг, но ведь нам необходим полуавтоматический модуль под нарезной патрон, с другой стороны, в единой конструкции некоторые элементы оружия также будут едиными (приклад, ложа). Как ещё можно снизить массу?
Американская компания PROOF Research активно развивает свою линейку стволов из углепластика со стальным лейнером. Стволы компании PROOF Research включают внутренний лейнер из нержавеющей стали марки 416R и сплошной наружный кожух из полимерного композиционного материала на основе углеродных нитей. Композитные стволы от PROOF Research весят в среднем в два раза меньше, чем обычные стволы такого же профиля. При этом наибольшую выгоду приносит их применение в винтовках среднего и крупного калибра.
Также композитный материал заметно лучше гасит вибрации, возникающие в стенках ствола в процессе выстрела. Углепластиковый ствол также выгоден при ведении интенсивной стрельбы, так как, по заверению производителя, он отдает тепло значительно быстрее и время охлаждения у него составляет примерно 60% времени, необходимого для остывания полностью металлического ствола. Достигается за счет особой структуры материала, подбора свойств углеволоконной матрицы и характеристик поверхности.
Продемонстрированная на Дне морской пехоты США снайперская винтовка калибра .50 BMG на базе McMillan TAC-50, с прицелом Steiner 5-25×56 и ложей Cadex, оснащенная стволом PROOF Research, весит на 4,5 кг меньше, по сравнению со штатным вариантом. Данный выигрыш обусловлен применением композитного ствола с уменьшенным на 55% весом. PROOF Research является пока единственной компанией, чьи углепластиковые стволы используются армией США и силами специального назначения других государств.
Композитные стволы из углепластика производятся также компанией Christensen Arms, конкурирующей с PROOF Research, возможно, что разработки в этой области ведутся и другими оружейными компаниями.
Учитывая то, что масса ствола составляет существенную часть оружия, применение в перспективной комбинированной винтовке стволов из композитных материалов позволит сэкономить несколько килограмм веса.
Также композитные материалы и титан могут быть применены при изготовлении ложи и ствольной коробки. Ещё более перспективным решением может стать применение вспененных материалов и материалов со сложно ориентированной внутренней структурой, о которых мы говорили в статье
Сочетание титановой рамы, композитных материалов и материалов со сложной внутренней структурой не только поможет снизить массу перспективной комбинированной винтовки до четырёх-пяти килограмм, но и обеспечить необходимую жёсткость конструкции, а также отвод тепла от стволов.
Применение глушителя – закрытого дульного тормоза компенсатора, которое судя по всему становится устойчивым трендом, позволит уменьшить отдачу и повысить кучность стрельбы, а также минимизировать воздействие звука выстрела на органы слуха бойца. Вероятно, что глушитель будет необходим только на модуле для ведения огня очередями, тогда как на модуле для высокоточной стрельбы его установка будет необязательной или опциональной.
Дополнительным преимуществом перспективной комбинированной винтовки может стать повышенная надёжность работы, за счёт наличия двух независимых механизмов с общим спусковым крючком и рычагом предохранителя. Алгоритм работы предохранителя к примеру может быть таким:
— предохранитель – автоматический огонь (гладкий ствол) – стрельба одиночными (гладкий ствол) – стрельба одиночными (нарезной ствол);
или
— предохранитель – автоматический огонь (гладкий ствол) – стрельба короткими очередями по 2 или 3 выстрела (гладкий ствол) – стрельба одиночными (гладкий ствол) – стрельба одиночными (нарезной ствол).
Вывод
Насколько целесообразно создание именно комбинированной винтовки? Весь вопрос в том, удастся ли обеспечить необходимую вероятность поражения целей, защищённых СИБ, во всём диапазоне требуемых дальностей, используя оружие только с нарезным стволом и калиберными пулями или оружие только с гладким стволом и подкалиберными пулями.
Дистанция огневого боя увеличивается. Этому способствует появление новых прицельных комплексов, обеспечивающих не только обнаружение, но и целеуказание стрелку для уверенного попадания, с учётом дальности до цели и метеорологических факторов. И перспективное стрелковое оружие должно соответствовать возможностям таких прицельных систем.
Андрей Митрофанов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: