Лента новостей

01:02
Игры БРИКС, которые мы выбираем
00:28
Зеленский и два разъезжающихся стула
23:19
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
22:43
Жена Рассела Бентли обратилась к президенту России: в деле об исчезновении её мужа начались странности
22:38
«Чёрные гусары» «Отважных» и батальон «Арбат» подняли флаги в освобождённой Новобахмутовке (ВИДЕО)
21:50
Коллапс ВСУ: лучше в плен, чем в могилу
21:37
Израильская армия искала в массовых могилах тела заложников
20:54
Лукашенко обвинил в воровстве всех президентов Украины
20:43
ВС РФ превосходят ВСУ на поле боя
20:24
Запад обеспокоен из-за стягивания ядерного оружия РФ к её западным границам
20:16
Байден подписал закон о финансировании конфликта на Украине и обвинил Китай, Иран и Северную Корею в вооружении России
20:15
Каратели СБУ кинули в застенки настоятеля Святогорской лавры
20:09
Французская Гвиана сделала мощный шаг к независимости. Но Париж против
19:44
Прощание с ковбоем
19:37
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 24 апреля
19:36
The Telegraph: новая помощь Запада не спасёт Украину от капитуляции
19:28
«Ничего хорошего в этом нет»: политолог Дудчак объяснил переход ОПК Британии на военные рельсы
19:18
На японские деньги Зеленский убивает русских женщин и детей и скупает по миру особняки
18:51
В багажнике под запаской и на велосипеде с надувным кругом: жители Украины бегут из страны
18:50
Байден подписал закон о военной помощи Украине
18:47
«Миллионы лент из рук в руки»: в ДНР стартовала Всероссийская акция «Георгиевская лента»
18:20
Заместителя Шойгу отправили в СИЗО на два месяца. Что известно о «светском льве» Минобороны России?
18:12
Россия и Украина впервые провели очные переговоры по поводу детей
17:37
У Киева есть месяц на подготовку, потом начнется ад. Украина держится из последних сил
17:35
Израильский политолог Кедми: США решили ввести санкции против «Нетцах Иегуда» ради получения поддержки на выборах
17:17
Точка невозврата украинцев
17:05
Евродепутаты обвинили руководство ЕС в геноциде палестинцев
16:24
Международные инвестиции: богатые страны становятся еще богаче, бедные – еще беднее
15:59
Следующая жертва англосаксов - Тайвань
15:17
Мэр Харькова: собственной генерации электроэнергии у города больше нет
15:16
В Югре участник спецоперации стал главой муниципалитета
14:40
Священнику, отпевавшего Навального, запретили носить рясу и крест
14:39
В Донецке демонтируют гранитные бордюры и плитку с тротуаров - дончане возмущены
14:38
Песков подтвердил намерение Кремля создать на Украине «санитарную зону»
14:37
Forbes: украинская армия без приказа бежит с занимаемых позиций
13:28
В Харькове на Пасху запретили посещение кладбищ
13:10
Подлодка Магадан погрузилась на 240 метров в заливе Петра Великого
12:52
В тюрьмах Украины не хватит места, чтобы пересажать всех уклонистов и дезертиров
12:51
Сенат США утвердил законопроект о помощи Украине
12:46
Харьков больше не может самостоятельно генерировать электроэнергию
12:09
Ещё одно государство заявило о намерении вступить в БРИКС+
12:07
Как репрессии режима Санду провоцируют раскол Молдовы
12:03
Генпрокурор Краснов призвал к «жестким мерам» за преступную помощь мигрантам
12:02
Генпрокурор Краснов: в России число терактов выросло в 3,5 раза
11:34
В Харькове и Одессе ВКС РФ поразили расположения украинских нацистов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Создатель первых броненосцев начинал с парусников

Создатель первых броненосцев начинал с парусников


В знаменитом Синопском сражении отличились 120-пушечные линейные корабли «Париж» и «Великий князь Константин». Первый шел во главе левой колонны русской эскадры, возглавляемой Павлом Нахимовым, и дав залп по береговой батарее № 5, открыл огонь по корвету «Гюли-Сефид» и фрегату «Дамиад», после чего добил дрейфующий флагманский «Ауни-Аллах» турецкого командующего и расправился с фрегатом «Низамие». В результате корвет взорвался, а фрегаты загорелись и выбросились на берег. «Великий князь Константин» стал на якорь вскоре после линейного корабля «Императрица Мария», на котором держал флаг Нахимов, и открыл батальный огонь правым бортом по батарее № 4 и двум 60-пушечным фрегатам, находившимся на левом фланге боевой линии турок. Через 20 минут в результате метких выстрелов «Константина» взорвался «Навек-Бахри», а затем были отнесены к берегу тяжко поврежденные, неуправляемые фрегат «Несими-Зефер» и 20-пушечный корвет «Неджми-Фешан».

Между тем мало кому ныне известно, что своим рождением оба русских линкора обязаны Степану Чернявскому, благодаря которому отечественный флот пополнился почти 50 боевыми единицами. Он автор проектов последних парусных и первых броненосных кораблей нашего ВМФ.

Для пробы Чернявскому, как и другим молодым корабелам, поручили построить легкое судно

Сын унтер-офицера Степан Чернявский появился на свет в 1804 году в Херсонской губернии, 6 августа 1813-го поступил юнгой на службу в Черноморский флот, в 1814-м принят учеником в Севастопольское флотское училище. После его окончания 23 января 1820 года продолжил образование в Николаевском Черноморском штурманском училище.

Но прокладывать курс кораблям Чернявскому не довелось. Едва в 1825 году он освоил специальность штурмана, как командующий Черноморским флотом адмирал Алексей Грейг включил его в список молодых людей, направляемых за границу для изучения кораблестроительного мастерства.

Шесть лет Чернявский провел в Англии. За это время его произвели в штурманские помощники унтер-офицерского ранга, в прапорщики корпуса флотских штурманов, в апреле 1828-го перевели в корпус корабельных инженеров, а 31 декабря 1831-го ему присвоили чин подпоручика. Вернувшись в 1832-м в Россию, он сначала приехал в Николаев, но в том же году был переведен в Севастопольское адмиралтейство.

Для пробы Чернявскому, как и другим молодым корабелам, поручили построить легкое судно. 9 августа 1832 года на стапелях адмиралтейства заложили два тендера – «Быстрый» и «Скорый» – одномачтовые военные парусные корабли для дозорной и посыльной службы (как правило, тендеры имели 10–12 орудий малого калибра на открытой палубе и экипаж численностью до 40 человек). Они сошли со стапеля в мае 1833-го и после достройки и испытания вошли в состав Черноморского флота.

Выдержавшему «экзамен» корабелу доверили строительство 44-пушечного фрегата «Браилов», модернизацию бригантины «Елизавета», парохода «Громоносец» и корвета «Пендераклия», тимберование (капремот) брига «Меркурий», выполнение других ответственных заданий.

В конце 1836-го Чернявского перевели в Николаев, где он трудился более 17 лет. Здесь под его руководством построены пять линейных кораблей, в том числе упомянутые «Париж» и «Великий князь Константин».

После спуска «Константина» на стапеле заложили 120-пушечный винтовой линкор «Босфор». Строителем предстояло стать Чернявскому. Однако поскольку в России подобный проект ранее не реализовывался, начальник штаба Черноморского флота Владимир Корнилов, получив на то разрешение Главного морского штаба, командировал конструктора в Англию и во Францию. Там он в 1852–1853 годах ознакомился с организацией и техникой постройки железных винтовых кораблей. Возвратившись на родину, Чернявский доработал чертежи «Босфора». Но, к сожалению, заказать паровые машины для корабля в США или в европейских странах не удалось, и потому линкор уже под названием «Синоп» достроил лишь после окончания Крымской войны коллега Чернявского Алексей Акимов, так как в августе 1855-го Степана Чернявского отозвали в столицу.

В Санкт-Петербурге он руководил проектированием и постройкой 125-пушечного линейного корабля «Император Николай I», который был заложен в Новом адмиралтействе 25 июня 1855 года и через пять лет спущен на воду. Одновременно Чернявский работал в ряде комиссий, одна из которых отвечала за реконструкцию Охтенской верфи. 18 мая 1860 года его произвели в генерал-майоры, а с 1864-го он – член Технического комитета Главного инженерного управления, занимавшегося вопросами подводного плавания.

Степан Чернявский возглавлял разработку первых программ кораблестроения на период перехода к броненосным судам, обеспечивал проектирование и постройку железных броненосцев типа «Первенец» и «Не тронь меня». Он автор проекта мелкосидящих плавучих батарей с нарезными орудиями, предназначенных для обороны Керченского пролива, усовершенствовал двухбашенные лодки «Русалка» и «Чародейка», изготовленные по чертежам английской фирмы «Митчел и К°». В 1865 году был назначен председателем Кораблестроительного технического комитета (КТК) и членом Морского ученого комитета, а также главным контролером всех новых проектов броненосцев.

1 января 1868 года Чернявскому присвоили чин генерал-лейтенанта. Увы, вскоре, 8 июля, кавалер шести орденов скончался.

Опубликовано в выпуске № 50 (813) за 24 декабря 2019 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх