Создатель первых броненосцев начинал с парусников

В знаменитом Синопском сражении отличились 120-пушечные линейные корабли «Париж» и «Великий князь Константин». Первый шел во главе левой колонны русской эскадры, возглавляемой Павлом Нахимовым, и дав залп по береговой батарее № 5, открыл огонь по корвету «Гюли-Сефид» и фрегату «Дамиад», после чего добил дрейфующий флагманский «Ауни-Аллах» турецкого командующего и расправился с фрегатом «Низамие». В результате корвет взорвался, а фрегаты загорелись и выбросились на берег. «Великий князь Константин» стал на якорь вскоре после линейного корабля «Императрица Мария», на котором держал флаг Нахимов, и открыл батальный огонь правым бортом по батарее № 4 и двум 60-пушечным фрегатам, находившимся на левом фланге боевой линии турок. Через 20 минут в результате метких выстрелов «Константина» взорвался «Навек-Бахри», а затем были отнесены к берегу тяжко поврежденные, неуправляемые фрегат «Несими-Зефер» и 20-пушечный корвет «Неджми-Фешан».

Между тем мало кому ныне известно, что своим рождением оба русских линкора обязаны Степану Чернявскому, благодаря которому отечественный флот пополнился почти 50 боевыми единицами. Он автор проектов последних парусных и первых броненосных кораблей нашего ВМФ.

Для пробы Чернявскому, как и другим молодым корабелам, поручили построить легкое судно

Сын унтер-офицера Степан Чернявский появился на свет в 1804 году в Херсонской губернии, 6 августа 1813-го поступил юнгой на службу в Черноморский флот, в 1814-м принят учеником в Севастопольское флотское училище. После его окончания 23 января 1820 года продолжил образование в Николаевском Черноморском штурманском училище.

Но прокладывать курс кораблям Чернявскому не довелось. Едва в 1825 году он освоил специальность штурмана, как командующий Черноморским флотом адмирал Алексей Грейг включил его в список молодых людей, направляемых за границу для изучения кораблестроительного мастерства.

Шесть лет Чернявский провел в Англии. За это время его произвели в штурманские помощники унтер-офицерского ранга, в прапорщики корпуса флотских штурманов, в апреле 1828-го перевели в корпус корабельных инженеров, а 31 декабря 1831-го ему присвоили чин подпоручика. Вернувшись в 1832-м в Россию, он сначала приехал в Николаев, но в том же году был переведен в Севастопольское адмиралтейство.

Для пробы Чернявскому, как и другим молодым корабелам, поручили построить легкое судно. 9 августа 1832 года на стапелях адмиралтейства заложили два тендера – «Быстрый» и «Скорый» – одномачтовые военные парусные корабли для дозорной и посыльной службы (как правило, тендеры имели 10–12 орудий малого калибра на открытой палубе и экипаж численностью до 40 человек). Они сошли со стапеля в мае 1833-го и после достройки и испытания вошли в состав Черноморского флота.

Выдержавшему «экзамен» корабелу доверили строительство 44-пушечного фрегата «Браилов», модернизацию бригантины «Елизавета», парохода «Громоносец» и корвета «Пендераклия», тимберование (капремот) брига «Меркурий», выполнение других ответственных заданий.

В конце 1836-го Чернявского перевели в Николаев, где он трудился более 17 лет. Здесь под его руководством построены пять линейных кораблей, в том числе упомянутые «Париж» и «Великий князь Константин».

После спуска «Константина» на стапеле заложили 120-пушечный винтовой линкор «Босфор». Строителем предстояло стать Чернявскому. Однако поскольку в России подобный проект ранее не реализовывался, начальник штаба Черноморского флота Владимир Корнилов, получив на то разрешение Главного морского штаба, командировал конструктора в Англию и во Францию. Там он в 1852–1853 годах ознакомился с организацией и техникой постройки железных винтовых кораблей. Возвратившись на родину, Чернявский доработал чертежи «Босфора». Но, к сожалению, заказать паровые машины для корабля в США или в европейских странах не удалось, и потому линкор уже под названием «Синоп» достроил лишь после окончания Крымской войны коллега Чернявского Алексей Акимов, так как в августе 1855-го Степана Чернявского отозвали в столицу.

В Санкт-Петербурге он руководил проектированием и постройкой 125-пушечного линейного корабля «Император Николай I», который был заложен в Новом адмиралтействе 25 июня 1855 года и через пять лет спущен на воду. Одновременно Чернявский работал в ряде комиссий, одна из которых отвечала за реконструкцию Охтенской верфи. 18 мая 1860 года его произвели в генерал-майоры, а с 1864-го он – член Технического комитета Главного инженерного управления, занимавшегося вопросами подводного плавания.

Степан Чернявский возглавлял разработку первых программ кораблестроения на период перехода к броненосным судам, обеспечивал проектирование и постройку железных броненосцев типа «Первенец» и «Не тронь меня». Он автор проекта мелкосидящих плавучих батарей с нарезными орудиями, предназначенных для обороны Керченского пролива, усовершенствовал двухбашенные лодки «Русалка» и «Чародейка», изготовленные по чертежам английской фирмы «Митчел и К°». В 1865 году был назначен председателем Кораблестроительного технического комитета (КТК) и членом Морского ученого комитета, а также главным контролером всех новых проектов броненосцев.

1 января 1868 года Чернявскому присвоили чин генерал-лейтенанта. Увы, вскоре, 8 июля, кавалер шести орденов скончался.

Опубликовано в выпуске № 50 (813) за 24 декабря 2019 года

Вернуться назад