Корабельный состав Балтийского флота поначалу создавался главным образом на Олонецкой верфи в Лодейном Поле на реке Свирь. После овладения Дерптом и Нарвой, других военных успехов 1704 года появилась возможность перенести строительство в Петербург.
В «Гистории Свейской войны» говорится, что именно Петр Первый в Санкт-Петербурге, осмотрев место на берегу Невы, заложил для строения кораблей Адмиралтейскую верфь. Царь сам испытал неудобства плавания по Ладожскому озеру, увидев – при переходе вновь построенных на Свири судов многие могут погибнуть от бури и не дойти до места назначения. Поэтому Петр и решил основать корабельную верфь ближе к Финскому заливу. Он заложил Адмиралтейский дом на левом берегу Невы, против Васильевского острова, длиною в 200, а шириною в 100 сажен.
“ Накопление опыта строительства и боевого применения гребно-парусных судов способствовало появлению бригантин русского типа ”
Строительство верфи диктовалось и еще одним фактором – без создания сильного Балтийского флота было невозможно вести войну со Швецией. Закладка состоялась 16 ноября (по н. ст.) 1704 года. Одновременно верфь должна была стать крепостью на входе в Неву.
Через год стали укреплять Адмиралтейство по чертежам, составленным Александром Меншиковым, губернатором Санкт-Петербурга.
Кораблестроение на новой верфи началось сразу же после ее основания. 20 ноября Петр уехал из Петербурга в Нарву, откуда отбыл в Москву и там уже 22 января 1705 года получил доклад: «Извествую о деле нашем: которые суда изволил заложить при отъезде твоем, и ныне оне набраны». Кораблестроение на Адмиралтейской верфи ускорялось по мере ввода в строй производственных помещений и формирования постоянных рабочих кадров. После заложенных в ноябре 1704-го нескольких небольших судов, назначение которых остается неизвестным, по указу великого государя осенью 1705-го стали строить 30 ботов. В январе следующего года заложили крупные боевые корабли – прамы (плавучие батареи). Это были однотипные мелкосидящие корабли с сильной артиллерией, предназначенные для обороны острова Котлин от шведского флота. Шел поиск новых типов судов для Балтики, которые были бы эффективнее существовавших.
Накопление опыта строительства и боевого применения гребно-парусных судов способствовало появлению так называемых бригантин русского типа. Головная была построена на Адмиралтейской верфи Петербурга Федором Скляевым и в ноябре 1706 года спущена на воду в присутствии Петра I. В походном журнале царя сообщалось о спуске на воду в Адмиралтействе и еще одной бригантины «нового маниру», которую уже на следующий день опробовали в Финском заливе. Испытания были успешными, и Петр указал сделать еще две русские бригантины в Адмиралтействе из дубового леса и три из соснового.
Читайте нас: