Алжирские военно-воздушные силы испытывают острую необходимость в модернизации авиационной техники, стоящей на вооружении.
После почти пятнадцатилетнего эмбарго (1990–2005) ВВС Алжира начали обширную программу обновления. Процесс был запущен после официального визита в Алжир президента России Владимира Путина в 2007 году и конвертации алжирского долга перед Российской Федерацией в контракт на поставки оружия.
После этого визита Алжир заказал две эскадрильи истребителей Су-30 МКИ(A), одну эскадрилью учебно-боевых самолетов Як-130 и 28 истребителей МиГ-29 СМТ в рамках контракта на сумму 7 млрд долларов между Алжиром и Москвой. Акцент также был сделан на противовоздушную оборону, что предполагало приобретение нескольких полков ЗРК С-300ПМУ-2 и нескольких десятков ЗРПК «Панцирь-С1». Контракт стал новым витком военно-технического сотрудничества между двумя странами и возродил доверие до такой степени, что Алжир решил впредь выделять значительную часть своего военного бюджета на приобретение российской техники.
Это решение также пошло на пользу Франции, которой удалось продать большое количество оптоэлектронного и высокоточного оборудования по российским контрактам на поставки оружия для Алжира. Это ускорило сооружение заводов и создание филиалов групп Safran и Thalès в России. Сделка с бракованными самолетами МиГ-29СМТ, поставленными с завода в Луховицах и нижегородского завода «Сокол», и последовавшее затем расторжение контракта все же не повлияли на отношения между двумя странами, несмотря на очевидную ошибку российской стороны.
Авиационная техника ВВС Алжира
С 2011 года вследствие роста цен на нефть Алжир увеличил свои доходы в долларах в четыре раза, создал большой финансовый резерв и смог погасить весь свой внешний долг.
Эта ситуация оказала положительное влияние на программы вооружения и военный бюджет, который вырос с 5 млрд долларов (в среднем) в период с 2000 по 2010 год до 10 млрд долларов (в среднем) в интервале с 2012 по 2019 год. Страна смогла укрепить свои позиции в качестве одного из ключевых импортеров российских вооружений, в первую очередь в области военной авиации, и стала третьим по величине покупателем российского вооружения в период между 2010 и 2019 годом, причем на передовые позиции она вышла по итогам 2018 года.
Тем не менее, похоже, что по целому ряду причин алжирские военно-воздушные силы сталкиваются с трудностями при реализации программы модернизации, прежде всего, в части подготовки авиационных специалистов. С 2010 года было решено отказаться от авиационных училищ в пользу специализированных академий истребительной, военно-транспортной авиации и вертолетов. Создание этих учебных заведений значительно задержало реализацию программы модернизации из-за необходимости выбора авиационной техники и оборудования для учебного процесса, а также по причине того, что требовалось организовывать все эти учебные заведения одновременно.
Так, для вертолетной академии были приобретены сотни вертолетов западного производства AgustaWestland (в настоящее время – Leonardo). Для ВМС и ВВС были закуплены соответствующие учебно-тренировочные самолеты, совместимые с учебной литературой и учебным оснащением советского и российского производства. Из-за этого было потеряно много времени.
Для академии истребительной авиации Як-130 оказался технологическим провалом из-за проблем, вызванных «сыростью» самолета и его двигателя, вследствие чего он не поступил вовремя в эксплуатацию. В академии транспорта возникали проблемы с исправностью техники, которая интенсивно использовалась в обычных условиях для транспортных перевозок. Это задержало открытие академии, несмотря на передачу тренажеров и строительство современной авиабазы.
Парк транспортной авиации в период с 2000 по 2018 год столкнулся с многочисленными происшествиями и потерей пяти самолетов, и это в условиях отсутствия на рынке замены.
В итоге Алжир остановился на военно-транспортном самолете Ил-76МД-90А, но первые экземпляры будут получены только к 2022 году или еще позже. То же самое касается и самолета C-130J, переговоры по которому длились около десяти лет из-за ограничений США на экспортные поставки в Алжир. Теперь стране необходимо дождаться 2022 года, и тогда можно будет рассчитывать на начало поставок шести заказанных единиц.
В то время как страна-сосед и конкурент – Марокко – приобрела несколько эскадрилий истребителей F-16, военно-воздушные силы Алжира потратили много времени на решение вопроса о выборе своего основного истребителя. Эту задержку удалось компенсировать заказом с 2013 года двух партий из 14 дополнительных Су-30, но это не помогло определиться с окончательным выбором.
Долгое время наряду с фронтовым бомбардировщиком Су-32 предлагался как вариант истребитель Су-35, особенно после начала применения этих двух типов самолетов в сирийском конфликте, но по некоторым причинам решение о покупке этих самолетов пока не принято. В отношении Су-32 в алжирской спецификации основное внимание уделялось двум важным аспектам: самолет должен быть двухместным и оснащенным радиолокатором с АФАР с наличием большого числа сменных модулей.
Российской промышленности потребовалось время для ответа на запрос Алжира. Хотя потребность в замене фронтового бомбардировщика Су-24М начинала сказываться все сильнее, однако с учетом великолепных результатов, показанных Су-34 в Сирии, Алжир все же посчитал экспортную версию фронтового бомбардировщика Су-32 технологически отсталой.
Потерянное на переговорах время привело к беспрецедентной проблеме для алжирской армии: это американская угроза применить санкции CAATSA (закон США «О противодействии противникам Америки посредством санкций») против Алжира как основного покупателя российского оружия и друга России. Давление со стороны США еще больше задержало принятие Алжиром решения по вариантам истребителей и бомбардировщиков. Американцы зашли так далеко, что предложили Алжиру закупить самолеты американского производства или заказать китайские самолеты.
Хуже того, 22 февраля 2019 года миллионы алжирцев вышли на улицу, чтобы положить конец 20-летнему правлению президента Абдель Азиза Бутефлика. И все это в обстановке начинающегося экономического кризиса, высокой инфляции и неопределенности в отношении финансового будущего страны.
Таким образом, 2018 год стал годом сокращения импорта, хотя армия, казалось, все еще избегала сокращения расходов. Но с падением Бутефлика начальник штаба Ахмед Гайд Салах оказался во главе страны, которая испытывала финансовые трудности и находилась в серьезном политическом кризисе. Эта ситуация может иметь суровые последствия для программы модернизации авиации.
Международное давление, внутриполитическое напряжение, финансовый кризис и отсутствие приоритетов в сфере закупок, вероятно, еще больше задержат реализацию программы модернизации ВВС Алжира. Для экономии времени были приняты неотложные меры, такие как модернизация парка 40 бомбардировщиков Су-24 в вариант М2 с установкой прицельно-навигационного комплекса СВП-24 или возможный заказ истребителей МиГ-29М/М2 для замены МиГ-29С, которые будут выведены из эксплуатации к 2020 году.
©"Новый оборонный заказ. Стратегии"
№ 5 (58) 2019г. , Санкт-Петербург
Читайте нас: