Споры вокруг
Авианосец - класс боевых кораблей, приспособленный для обслуживания и базирования авиационных групп в качестве мобильной авиабазы, действующей в открытом море. Основной ударной силой авианосца является базируемая на корабле палубная авиация (самолеты, вертолеты и БПЛА), которая имеет на вооружении средства авиационного поражения (ракеты и авиабомбы различного назначения, в т.ч. ядерное
Возглавляя авианосные ударные группы, в которые помимо авианосцев входят корабли охранения (противолодочной и противовоздушной обороны), подводные лодки и суда обеспечения и снабжения. Авианосцы - оперативно-тактические высокомобильные боевые единицы, позволяющие быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана. В задачи авианосцев зачастую входит:
• противовоздушная и противолодочная защита морских соединений на марше и на театре военных действий (ТВД);
• воздушная поддержка сухопутных войск в прибрежной зоне;
• разрушение противовоздушной обороны противника и завоевание локального превосходства в воздухе, уничтожение кораблей противника.
Авианосец является наиболее технически сложным и дорогим надводным кораблем, сочетающим в себе множество технологий. Не все страны мира, входящие в двадцатку ведущих (G-20), могут позволить себе авианосец, еще меньше стран могут самостоятельно простроить и оснастить его всем необходимым.
Периодические появления в российских СМИ информации о планах строительства для нашего ВМФ авианосцев будоражат общественность. От официальных лиц периодически также звучат заявления о планах строительства авианосцев. В итоге по этому вопросу сразу разворачивается активная дискуссия сторонников двух непримиримых лагерей.
Первые считают, что строительство авианосцев необходимо и обсуждают количество - 2-4-6, а лучше еще больше таких кораблей. При этом основная дискуссия идет вокруг того, сколько и каких авианосцев необходимо – атомных или неатомных, тяжелых или легких. Вторые выражают сомнение в том, что нам в принципе нужны авианосцы – лучше отдать «такие» огромные деньги на другие благие цели. Есть и те, кто считает, что наш ВМФ морально и технически устарел и ни на что не способен. Они не верят в способность российского судостроения строить крупные надводные корабли и авианосцы собственными силами. А появление на Военно-морском салоне 2019 года в Санкт-Петербурге сразу нескольких проектов авианосцев лишь подливает масла в огонь этих жарких споров. Кто же прав?
Попробуем разобраться и проанализировать наше место в рейтинге ведущих морских держав мира и наши текущие возможности, а также планы руководства нашей страны по развитию судостроения и строительства российского военно-морского флота на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Для этого необходимо оглянуться вокруг и понять, кто и что из себя представляет, и где наше место в этом ряду. Также интересно выяснить, какие планы и какие возможности имеют страны первой пятерки ведущих военно-морских стран.
Взгляд на лидера
Военно-морской флот США является бесспорным лидером среди крупнейших военно-морских держав мира. Он уверено держит первенство по количеству кораблей океанской морской зоны всех типов, включая авианосцы и авианесущие десантные корабли. Его отрыв от ближайших преследователей ВМФ Китая и России огромен. Однако, так было не всегда, еще каких 130 лет назад крупнейшей военно-морской державой мира была Великобритания. Что же произошло и как это случилось? Попробуем разобраться, и поучиться, причем желательно избежать ошибок, сделанных США и Великобританией на пути к военно-морскому лидерству.
История развития авианосного флота США
Мощный толчок развитию авианосных флотов дала конференция по морским вооружениям, состоявшаяся после завершения Первой мировой войны в Вашингтоне - Вашингтонское морское соглашение от 1922 года. Проигравшими сторонами оказались 3 из 5 империй (Российская, Австро-Венгерская и Османская империи), все они по итогам войны распались или сильно ослабли. Послевоенные противоречия между ведущими на тот момент морскими державами - США, Великобританией, Францией, Италией и Японией вызвали новый виток гонки морских вооружений. Планировались и закладывались корабли водоизмещением более 40 000 т, калибр орудий вырос до 16 дюймов (406 мм; на японских кораблях - 410 мм), проектировались корабли с орудиями 18 дюймов (457 мм; на японских кораблях - 460 мм) и более. Это был прямой путь к новой войне в скором будущем.
По решению конференции был ограничен тоннаж линейных флотов и пущены на слом некоторые находившиеся в строю и строившиеся линейные корабли. Однако соглашение разрешало странам-участникам переоборудовать в авианосцы по два недостроенных линейных корабля. США, Великобритания, Япония и Франция воспользовались этой возможностью. В результате в военно-морских флотах ведущих держав появились семь новых авианосцев, включая американские «Лексингтон» и «Саратога», переоборудованные из одноимённых линейных крейсеров. Кроме двух американских крейсеров в авианосцы были переоборудованы 2 английских, 2 японских и один французский корабль.
До вступления США в Первую мировую войну американская морская авиация не получила сколько-нибудь серьёзного развития. Американские специалисты лишь изучали английский опыт строительства авианосцев, но флот не предпринимал никаких шагов в этом направлении. Даже несмотря на то, что вступление США в Первую мировую войну вызвало быстрый рост численности морской авиации (с 54 самолётов в апреле 1917 года до 2107 ед. в марте 1919 года), к концу войны США не имели ни одного авианосца.
Первыми полноценными боевыми авианосцами ВМС США после экспериментального авианосца «Лэнгли» (1922-1942 годы) были авианосцы типа «Легсингтон» полным водоизмещением 47 700 тонн с 72 самолетами на борту. В 1920-е - начале 1930-х годов авианосцы этого типа считались одними из сильнейших в мире и составляли в то время основу авианосного флота США, сыграв значительную роль в отработке концепции кораблей данного класса. К началу Второй мировой войны США имели на вооружении уже 7 авианосцев и оказались первыми среди ведущих военно-морских держав.
За 110 лет в США собственными силами было спроектировано, построено и введено в эксплуатацию 78 авианосцев 17-ти типов. И это, не считая 127 эскортных авианосцев водоизмещением 8000-24 000 тонн с авиакрылом от 19 до 33 самолетов, построенных с 1939 по 1945 годы для насыщения собственного ВМС и для передачи ВМФ Великобритании по ленд-лизу. Эскортные авианосцы типа «Касабланка», спроектированные на основе танкера, были построены рекордной серией в 45 кораблей.
Фото: USS Essex (CV-9) – самый массовый американский авианосец времён Второй мировой войны, головной корабль своего типа, эксплуатировавшийся в период с 1942 года по 1969 год.
Читайте нас: