Япония имеет репутацию наиболее однородной нации в мире. Но люди, которые в конечном итоге стали японцами, не всегда принадлежали к островной нации. Они столкнулись с морем около 2300 лет назад, и когда они вышли на берег, их встретили люди, которые пришли на острова раньше их. На островах они встретились с бородатыми людьми.
По мере роста основного населения Японии айнов оттесняли все дальше и дальше на север, пока они в конечном итоге не были почти полностью отодвинуты на северный остров Хоккайдо.
В 1899 году правительство Японии черпало вдохновение в обращении с коренными народами на американском Западе. При восстановлении Мэйдзи у айнов были отобраны традиционные земли, а их языковые и культурные обычаи были запрещены.
айну, 1930-е
В самой малоизвестной книге Антона Павловича Чехова, которая называется «Остров Сахалин», довольно подробно говорится об айнах, которые тогда еще жили на Сахалине, но потом они все уехали в Японию после Второй Мировой войны.
До второй половины 19 века Хоккайдо, часть Сахалина и первоначально Курильские острова, откуда потом японцы всех айнов принудительно выселили, и даже юг Камчатки – там был айнский язык и никакого другого языка там не знали.
Потом со второй половины 19 века Япония начала осваивать эту территорию, часть попадала в пределы России, но в основном всё-таки это всё шло в Японии и к айнам относились как к неполноправным гражданам.
Язык может людей объединять, как мы знаем, а вот пример, как язык может разделять людей. Язык айнов не связан с любым другим известным языком на планете, и их религиозные и культурные традиции не имеют ничего общего ни с одним из их ближайших соседей.
Айны сами себя называют айну, ну и японцы их называют так же. Айну, по-японски значит собака.
Японцы стали говорить, что айну – это собаки, и возникла легенда, что айны – это потомки от скрещения собак и людей, и соответствующее отношение к айнам в массе, но, конечно, не среди интеллигентов, было до Второй Мировой войны. Потом айнов уравняли в правах, но всё равно язык продолжал вымирать и где-то к концу 20 века он окончательно вымер.
Но зафиксировать смерть языка сложно. Айнский язык хоронили несколько раз, а потом всё-таки обнаруживали еще живых носителей. Конечно, язык не всегда можно спасти, но хотя бы успеть его описать. Вот айнские диалекты. Сейчас язык исчез,
но еще в 50-е годы 20 века существовало больше 20 диалектов айнского языка.
И вот академик Хаттори, крупнейший японский лингвист, который руководил этим описанием, он потом говорил: мы не успели на последний автобус.
Сегодня официальное количество айнов в Японии составляет 25 000 человек, но все они забыли свой язык. Однако их может быть больше. Столетия дискриминации и насильственной ассимиляции привели к тому, что многие японцы с предками айнов скрывали этот факт или просто не знали об этом.
cовременные айну Японии
Фактически, только в 2008 году правительство Японии официально признало существование айнов как коренного народа, хотя их особые языковые, культурные и религиозные традиции развивались на протяжении тысячелетий.
В Японии до сих пор жесткая политика, там никак меньшинствам не помогают.
Отрывок из лекции от 5 июля 2019 г. Владимира Алпатова – советского и российского лингвиста, япониста, доктора филологических наук, член-корреспондента РАН.
Читайте нас: