Обновлённая версия вертолёта Ми-28 – Ми-28НМ – прошла проверку и обкатку в сирийских условиях, сиречь, в горной и пустынной местности. Об этом объявило, согласно сообщениям газеты «Известия», Министерство обороны России. При этом издание объявило, что «экзамен на профпригодность» по итогам испытаний машина сдала и может поступать в войска. И кстати то ли напомнило, то ли намекнуло, что ещё в мае президент Владимир Путин потребовал, чтобы к 2028 году в ВКС было поставлено сто таких аппаратов.
То есть распоряжение верховного главнокомандующего уже исполняется – быстро и со всем энтузиазмом. Но так ли это?
Зачем нужен «Ночной суперохотник»
«Ночной суперохотник» – так, согласно «Известиям», в войсках стали называть новейшую модификацию Ми-28. И судя по описанию, приставка «супер» тут вполне к месту. Вертолёт конструктивно выгодно отличается от прежней модификации: новая уникальная РЛС кругового обзора, посаженная над винтом, новые двигатели, новая система, новые современные комплексы вооружения и противодействия средствам ПВО противника.
А в кругах специалистов и вовсе обсуждаются заявлявшиеся намерения именно на Ми-28МН перейти на новый перспективный шлем пилота, способный отображать графическую информацию. Наподобие того, что используется пилотами американских F-35, которые прямо на зрачок получают круговой обзор вокруг борта, а также телеметрические данные.
Нужна ли такая машина? Особенно если исходить из известной информации, что те же шлемы для американских пилотов подгоняются очень индивидуально и очень скрупулёзно, на что уходит какая-то невероятная бездна времени, а по функциональности они как-то – не очень. По крайней мере жалобы на них поступают от лётчиков постоянно. Да и то сказать – как надо перестроить сознание, чтобы, не сходя с ума, одновременно видеть не вперёд, как то природой человеку заповедано, а на 360 градусов? И не по окружности, а – в сфере! Может, лучше по старинке, а на экран шлема выводить только телеметрию и прицелы?
По слухам, разработчики российских шлемов по этому пути и пошли. Но сначала давайте рассмотрим, что такое Ми-28НМ по функционалу и чем он снабжён – чтобы рассуждать уже не о желательности, а о неизбежности электронного прогресса в военном деле.
Итак, ударный вертолёт – это, в голой изначальной функции, малоскоростной штурмовик. Добрался до поля боя, вскопал позиции противника НАРами и довольный улетел на базу. Но современная война далеко не всегда позволяет говорить о поле боя как конкретной клеточке на карте. Сегодня бой – это скоротечное столкновение мелких подвижных групп, очень часто из засад, с уходами, обходами, просачиваниями и прочими почти партизанскими удовольствиями. Образно говоря, будь в 1812 году у Наполеона хоть полк еврокоптеров Tiger, не было бы никакой гарантии, что они смогли бы, успели бы упокоить отряд Дениса Давыдова. Хотя, разумеется, судьбу Бородинского сражения решила бы и парочка Ми-24.
Таким образом, современный вертолёт-штурмовик должен быть «привязан» к Денису Давыдову. Говоря экстремально – быть частью его отряда: осуществлять разведку, обеспечивать перевозку и десантирование личного состава, уничтожать весь спектр целей у противника, противостоять его аналогичной технике и – забываем про Дениса Давыдова, возвращаемся в наши хитро затехнизированные войны! – противовоздушной обороне. Что автоматически означает: всепогодная способность к боевым действиям, всепогодная же обзорность, включая ночную темень, надёжная связь, вплоть до каждого сухопутного бойца с передачей ему целеуказания – и приёма его же ему же! По вооружению же – способность уничтожать бронированные и защищённые цели, осуществлять накрытие по площадям, обеспечивать уничтожение укреплённых огневых целей и боевой и технической инфраструктуры, защищаться от воздушных атак и сбивать воздушные цели.
В общем, если Карлсона мобилизовать в военно-воздушные силы, то к Малышу он ввалился бы весь в броне, вооружённый до зубов, с неуправляемыми авиационными ракетами (теми самыми НАРами) в штанишках и с всепогодной РЛС на макушке.
У фрёкен Бок с мухобойкой не было бы ни одного шанса…
Удалось ли преодолеть проблемы?
Надо ли говорить, что Ми-28НМ сполна снабжён всеми необходимыми приспособлениями? Обзор ему даёт так называемая «надвтулочная» РЛС Н025Э, антенная часть которой располагается над несущим винтом вертолёта. Карлсон был бы рад: получаешь круговой обзор местности, высовывая над подоконником только шаровой обтекатель антенны. То есть засадная функция уже обеспечена.
Новый двигатель позволяет «Ночному суперохотнику» свободно работать в жарких пустынных и холодных высокогорных областях. На вооружении – 300-мм автоматическая пушка, противотанковые управляемые ракеты, дальнобойные ракеты «Атака» и «Штурм» против наземных целей, в частности, долговременных огневых точек, укрытий, объектов ПВО.
Всё это сопряжено в единую вычислительную и управляющую систему на базе бортовой ЭВМ, характеристики которой не приводятся, но вряд ли могут быть на порядки хуже американского суперкомпьютера для F-35, делающего 40 млрд операций в секунду. У нас, можно напомнить, производство компактных суперкомпьютеров давно налажено в ядерном центре в Сарове.
Самооборону обеспечивает комплексная пассивная и активная защита. Первая – это скрупулёзное бронирование, включая лобовые и боковые стёкла из прозрачных силикатных блоков, выдерживающих попадание 20-мм снарядов авиационных пушек. Вторая – аппаратура для постановки помех, комплекс РЭБ, лазерная система подавления. Против авиации противника предназначена система «Стрелец» с ракетой «Игла-В».
Однако у предыдущей модификации этого очень нужного вертолёта – «Ми-28Н» – как специалисты, так и «потребители»-лётчики отмечали целый ряд серьёзных проблем. Основные были сопряжены с электроникой, которую даже бывший главком ВСК Виктор Бондарев называл «провальной»: «Ничего лётчик не видит, ничего не слышит». Кое-кто называл эту критику излишне жёсткой – всё же Бондарев не был вертолётчиком, а потому исходил из завышенных критериев истребителя. Но тем не менее сами пилоты Ми-28Н признавали практически в унисон: очки ночного видения были катастрофой: наземные цели в них лётчик вполне нормально мог разобрать, но едва зацеплял небо, в глаза ударяла вспышка, до слёз, после которой «полчаса промаргиваться нужно»…
Кое-кто из специалистов не исключал, что катастрофа в Сирии, когда разбился Ми-28Н, унеся жизни обоих пилотов, как раз и стала результатом не ошибки пилотирования, как было заявлено, а вот подобным воздействием со стороны собственных очков ночного видения. А что – на бреющем полёте, да во время маневрирования, да во время огневого воздействия со стороны противника резкий удар света по глазам чем может кончиться? Ну да, «ошибкой управления», не возразишь…
Иными словами, «Ночной охотник» как раз для ночных действий и не годился. И даже сам генеральный директор «Вертолётов России», создавших эту машину, Андрей Богинский факт наличия таких проблем признавал. Не говоря о лётчиках, которые оптику ночного видения называли в лучшем случае «позорной», а в худшем вообще величали «Смертью пилота».
Кроме того, очень многие из лётного состава сетуют на вообще плохую обзорность из кабины, особенно если сравнить с прекрасной обзорностью у предтечи Ми-28 – Ми-24. «Будто в танковый триплекс пилот смотрит», – сравнил один из вертолётчиков. Понятно, что это – вынужденная жертва ради безопасности, ради надёжности бронирования, но проблема эта в войсках постоянно артикулируется.
Решены ли эти проблемы на новой модификации Ми-28НМ? Из имеющейся информации это неясно. По указанным характеристикам – машина должна быть хорошей. По возможностям задействования новых систем – от всеобзорного шлема пилотов до лазеров – крайне перспективной. Но примерно этого же ожидали от Ми-28Н. Однако «Ночной охотник» тех ожиданий не оправдал, отчего и возникла необходимость эту модель просто «перепрыгнуть» – сразу в категорию «супер». Что было тем легче сделать, что оный «Охотник» по своим качествам попросту «лежал». Поднимется ли в рост «Суперохотник»? Испытания, кажется, показали, что – возможно. А дальше – время покажет.
Покровский Александр
Читайте нас: