«Хлеб – всему голова» – гласит известная поговорка. Большинство видов хлеба отличаются простыми и понятными названиями, связанными с их составом или цветом. Исключение – бородинский хлеб, один из самых распространенных и любимых у наших соотечественников. История его появления и названия окутана тайной. Почему именно «бородинский»? Первым делом на ум, конечно, приходит Бородинское поле и связанные с ним события Отечественной войны 1812 года. К тому же первые упоминания о бородинском хлебе относятся к XIX веку. Однако версий о его происхождении существует несколько.
Бородинское поле, солнечная Италия или земли Белоруссии?
В XIX веке бородинский хлеб выпекали в виде круглых или продолговатых буханок. Рецепты середины века указывают на тмин в его составе, который позднее заменили на кориандр. Зернышками щедро посыпали горбушку для более пряного вкуса. Дрожжей бородинский хлеб не содержал и выпекался на так называемом кислом тесте, которое оставалось после предыдущего замеса. Ржаную муку заливали кипятком – «заваривали», добавляли мед или патоку. Главным преимуществом такого хлеба было то, что он долго не черствел и сохранял яркий вкус. Согласно самой оригинальной версии, бородинский хлеб появился случайно. Легенда гласит, что во время Отечественной войны в один из продовольственных обозов угодил снаряд, из-за чего мука, солод и кориандр впервые смешались и дали столь удачное сочетание. Увы, столь красивую историю нетрудно опровергнуть: провиант состоял из готового хлеба и сухарей, а заниматься выпеканием на войне было попросту некогда.
Другая, более правдоподобная версия происхождения бородинского хлеба тоже связана с войной 1812 года, а точнее – с трагической судьбой ее участника. В 1806 году офицер Александр Тучков женился на Маргарите Нарышкиной. Он восемь лет добивался ее руки, родственники девушки опасались, что этот брак (уже второй для Маргариты) принесет ей несчастье. На протяжении шести лет супруги почти не расставались. В те годы женам русских военных разрешалось сопровождать мужей на фронтовых дорогах, и Маргарита пользовалась возможностью быть рядом с Александром, делила с ним все тяготы службы вдали от дома. Вместе они жили в палатках, проходили через снежные заносы во время русско-шведской войны 1808-1809 гг., и даже форсировали реки. Маргарита ни минуты не проводила без дела: создавала пункты питания для солдат, заботилась о раненых. Впервые Маргарита Тучкова не сопровождала Александра летом 1812 года – на руках у нее был сын Николай. Во время Бородинской битвы Александр Тучков получил смертельный заряд картечи в грудь рядом со средней Семеновской флешью. Вынести его тело с поля боя не удалось. Маргарита несколько дней не знала о гибели мужа. 1 сентября 1812 года к ней приехал брат и сообщил о трагедии. Маргарита Тучкова нашла в себе силы поехать на место сражения. Оказавшись на Бородинском поле, она пыталась найти тело супруга среди других убитых, но не смогла.
Однажды, к удивлению окружающих, Маргарита продала все свои украшения. Выручив немалую сумму, она приступила к строительству храма в том месте, где завершился жизненный путь ее мужа. Вместе с сыном и гувернанткой Тучкова переехала в Бородино, распорядившись прямо в поле поставить сторожку. Находясь там, она пристально следила за ходом работ. Восхищенный поступком Маргариты Тучковой, Александр I добавил недостающих средств. Постепенно к храму потянулись паломники со всей Российской империи. Вдовы погибших при Бородино нашли здесь утешение и душевный покой. Благодаря покровительству царской семьи, Спасо-Бородинский монастырь постоянно имел средства к существованию. Пожертвования приходили от самых знатных и состоятельных людей России. Считается, что при монастыре и был разработан рецепт ржаного хлеба с тмином – того самого «бородинского». Правда, называли его тогда иначе – «монастырским» или «поминальным». Когда рецепт стали переписывать в 1930-х годах, название хлеба изменили на более «идеологически верное».
Существует мнение, что бородинский хлеб и вовсе никак не связан с одноименным полем и сражением 1812 года, а название свое получил по фамилии композитора и химика Александра Бородина. Однажды тот путешествовал по Италии и обратил внимание на необычную выпечку, взял у местных поваров рецепт и по возвращении на родину повторил его. Гости Бородина, отведавшие новый хлеб, закономерно прозвали его бородинским. Красивая версия, не правда ли? Однако есть одно «но»: в южных странах, к которым относится Италия, не растет рожь, а бородинский хлеб делают из ржаной муки. Способ приготовления хлеба свидетельствует о том, что в Россию он, скорее всего, проник из Белоруссии или Прибалтики. Именно там на протяжении веков делали заварные хлеба. Ближайший «родственник» бородинского хлеба – рижский – тоже имеет в составе тмин и по вкусу похож.
Читайте нас: