В самом центре Парижа есть музей, который многие туристы из России попросту не замечают. Ну… не так уже он стоит на виду. Вот Лувр – дело другое. Опять же очередь. Ну как же в ней не потолкаться?! Но всем, кто интересуется
Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня.
Вторая книга Царств 22:21
Вторая книга Царств 22:21
Античная цивилизация. Этот материал 1500 по счёту среди моих материалов, вышедших на ВО. Своего рода «круглое число». Подумалось, что бы это такое написать? И… вспомнилось посещение одного довольно малоизвестного у нас музея: музея Клюни в Париже. Причём, хотя это музей средневековой культуры, очень важную его часть занимает… древнеримская баня! И вот эту самую римскую баню в столице Франции мы вам сегодня и покажем. Ну а сам рассказ будет более традиционным – о банях Великого Рима!
Для начала заметим, что античной культуре Древнего Рима мы обязаны и первым «мировым языком» – латынью, и христианской верой, ставшей одной из главнейших мировых религий, а ещё… мы обязаны ей, правда, несколько подзабытой, ввиду неэкономичности в современной культуре… ежедневной заботой о чистоте тела. Мы тоже о ней заботимся, никто не спорит. Но до тех же римлян нам далеко. Дело в том, что те придавали исключительно большое значение здравоохранению и личной гигиене. Они хорошо понимали, что профилактика заболеваний важнее их лечения, и что в значительной степени от болезней защищает иммунитет, приобретаемый в результате закалки организма и соответствующего соблюдения правил личной гигиены, физических упражнений, и что он важнее лекарств. Удивительно, но уже двадцать столетий тому назад забота о здоровье граждан римского государства на необычайно высоком уровне.
Римляне просто обожали купаться: так что в Древнем Риме на каждого жителя приходилось просто огромное количество воды, которая поступала в города по акведукам. И подавляющая часть её расходовалась именно на купание. Купальные помещения имелись почти в каждом римском доме, а кроме того, существовало огромное количество публичных бань и купален.
Так, в третьем столетии до нашей эры купальных заведений (называвшихся балнеами или термами) в Риме было около тысячи, а в летописи города эпохи императора Константина Великого (IV век нашей эры) упоминается ещё о 856 публичных банях! Каждый древнеримский город стремился построить у себя свои собственные публичные бани, и это считалось делом чести. Например, в Помпеях — городе, насчитывавшем всего около 30 тысяч жителей, который был расположен у подножья Везувия и стёрт с лица Земли вместе с городами Геркуланом и Стабией во время его извержения в 79 году нашей эры, было откопано из-под пепла три такие общественные бани, а ведь там же было и множество частных бань и частных купален. Люди-то в Помпеях жили не бедные.
Везде, куда приходили римляне, тут же строились и термы. Вот и в Лютеции (Париже) они покрывали территорию между бульварами Сен-Мишель и Сен-Жермен, и улицами Клюни и Рю де Эколь. Общая их площадь составляла около 6000 м2. Для сравнительно небольшого города это были крупнейшие общественные заведения, вместе с административными, религиозными и гражданскими зданиями, спускавшиеся ярусами с горы Сент-Женевьев и до самой Сены. И вот сегодня у нас имеется возможность в эти термы, вернее в их руины, заглянуть. Вот так они выглядят изнутри. И что очень хорошо: в жару там прохладно! Фото автора
Причём интересно, что древнеримские бани строились самых разных размеров. Среди них встречаются и настоящие гиганты, которые принадлежат к наиболее грандиозным и красивейшим постройкам Рима: это, например, термы Тита, термы Траяна, термы Диоклетиана, термы Каракаллы и термы Константина. Все они, сооружавшиеся по распоряжению императоров и носящие их имена, были построены за счёт государства, а пользовались ими граждане Рима практически бесплатно. Это были великолепные сооружения с богатой отделкой и оборудованием, потому что каждый новый властитель, строивший «свои» термы, стремился превзойти в этом отношении своего предшественника. Поэтому-то термы и удивляли современников (а потом своими руинами и сохранившимися описаниями — последующие поколения) своей неповторимостью и сложным техническим оборудованием.
Возьмём, к примеру, термы императора Каракаллы, сооружённые в Риме по его распоряжению в 216 году нашей эры и затем расширенные до своих окончательных размеров Гелиогабалом и Александром Севером. Занимая площадь 124–140 квадратных метров (почти двенадцать с половиной гектаров!), они уступали по величине лишь только термам Диоклетиана, а по красоте и великолепию с ними не могло сравниться ни одно купальное заведение в мире — ни в древние века, ни в более позднее время. Этими термами могли одновременно пользоваться 2 300 человек.
В процессе раскопок терм были найдены три операционных уровня, хотя и сохранившиеся только частично: заглубленная сеть канализационных труб и гипокаустовых столбов-опор, подземные подсобные помещения и, наконец, первый этаж, включающий фригидарий, калдарий и палестру
Состояли термы из двух основных частей. Первая — грандиозное здание, в котором располагались многочисленные помещения для общих бань. Размеры этого здания составляли 220х44 метра. Вторая часть была образована четырехугольником построек, окружавших первое сооружение вместе с тренировочными спортивными площадками и парками. В этих постройках находилось большое количество одиночных купальных кабин, а также — как бы это их сегодня могли назвать — клубных и подсобных помещений и складов. А ещё здесь же находился и большой резервуар воды, которая поставлялась по специальному водопроводу. У стены этого резервуара возвышалась построенная в виде амфитеатра трибуна, откуда можно было смотреть на спортивные состязания, которые проходили на прилегающей к ней площади. Размеры этого четырехугольника составляли 337х328 метров.
Главная постройка терм состояла из помещений различного назначения; основными из них были: фригидарий, тепидарий, и калдарий.
Хронология построек бань всё ещё остаётся неопределённой, однако, судя по характерной технологии кладки, можно считать, что их построили на рубеже I или II веков нашей эры, но действовали они не больше двух столетий. Всё, что сегодня от них сохранилось – это фригидарий, монументальное помещение, которое даёт нам представление о технических достижениях римского строительства. Его своды возвышаются на высоту более 14 метров. Это один из наиболее хорошо сохранившихся памятников древнего римского зодчества на севере Франции.
Фригидарий представлял собой большое открытое сверху (без крыши) помещение с бассейном размерами 56х23 метра с холодной водой. Тепидарий, то есть помещение с нагреваемым воздухом, представлял собой большой зал, свод которого покоился на восьми массивных гранитных колоннах сечением 1,5 метра. Наконец, в третьем помещении — калдарии, древние римляне принимали ванну в тёплой воде, заполнявшей бассейн размером около 50 метров в поперечнике.
Кроме трех вышеперечисленных основных крупных помещений, в термах Каракаллы имелся целый ряд других, различного назначения: гардероб, меньшие купальные помещения с бассейнами и ваннами, парильни, помещения для массажа, отдыха, внутренние дворики, где можно было уединиться для беседы, многочисленные переходы, соединяющие отдельные части терм, и т. п. Всё это было удачно запланировано и красиво отделано. Полы, стены и своды были облицованы плитами из разноцветного мрамора с украшениями из бронзы, золота и мозаики. Многочисленные статуи украшали помещения, площадки и парки. Это прекрасное и роскошное архитектурное оформление сделало термы Каракаллы поистине сказочным дворцом.
Тепло для нагрева помещений подводилось при помощи центрального отопления. Горячий воздух нагревал полы, стены и потолки залов в термах, а кроме того, подогревал воду в ваннах посредством специальных котлов из бронзы, днища которых непосредственно соприкасались со сводом канала, подводящего горячий воздух из подвалов центрального отопления.
Для подогрева большого количества воды, стекающей в многочисленные бассейны, служило оригинальное устройство. Это была башня огромных размеров, состоящая из 56 сводчатых водяных камер, расположенных вертикально одна над другой. Внизу находилась топка, в которой горел огонь, подогревавший воду в этих камерах. Конечно, температура находившейся в них воды была различной: самая горячая — у топки, ну а температура более высоких камер постепенно снижалась.
По мере необходимости вода определённой температуры спускали по трубопроводам из одной из этих камер. Следует отметить, что камеры были также соединены с помощью трубопроводов друг с другом, что давало возможность переливать воду из одних камер в другие. Дело в том, что когда не хватало воды некоторой, определённой температуры, то её недостаток в данной камере пополнялся не холодной водой из водопровода, которая должна была тогда бы слишком уж долго нагреваться, а водой, уже подогретой в одной из более высоких камер. То есть обслуживали это сооружение настоящие мастера своего дела – банщики и истопники, без каких-либо сложных приборов выдерживавших нужный температурный уровень во всех бассейнах и ёмкостях. Ну и, разумеется, всё это огромное количество бань требовало очень много дров. Так что лесорубы тоже работали не покладая рук, а также углежоги и возчики угля – словом, банный «трест» Римской империи работал с максимальной отдачей и… обеспечивал заработком многие тысячи людей! Кстати, зола от печей тоже не пропадала. Ею удобряли виноград.
Во фригидарии находится и вот эта статуя, ранее идентифицировавшаяся как изображение Юлиана Отступника. Мрамор, копия ок. 1790 г. с римского оригинала 120–130 гг. н. э.
Большая часть технического оборудования терм Каракаллы располагалась в их обширных подземельях. Здесь же как раз и находилась огромная топка вышеупомянутой водяной башни, склады дров и различного купального инвентаря. Здесь во все направления расходились километры коридоров, штолен и отводные каналы. Длина главного подземного коридора была не меньше километра при средней ширине почти в девять метров.
Общая же длина каналов, по которым использованная вода стекала из бассейнов и ванн терм, составляла целых три километра. Для использованной воды была создана превосходная канализационная сеть, которая расширялась в течение многих столетий. Главным каналом, в котором собирались сточные воды из многочисленных боковых каналов, была известная Клоака Максима, что в переводе с латинского как раз и означает «большой канал». Для его постройки использовались валуны размерами 2,5Х0,8 метра, вес которых доходил до 7,6 тонны. Ширина его составляет 3,5 метра, а высота — более 4 метров. Причём он в рабочем состоянии сохранился до нашего времени и входит в состав современной канализационной сети Рима. Вот оно даже как…
А какова была судьба тех же терм Каракаллы? Они работали до 537 года, то есть свыше трехсот лет. Позднее наступил резкий упадок гигиены, заботы о личном здравоохранении и связанной со всем этим техники. Чудеса техники древнего Рима: водопровод, канализация, купальные и отопительные устройства подвергались разрушению. Были преданы забвению и навыки пользования этими устройствами, чему способствовала эпоха средневековья, когда пристрастье к уходу за телом считалось делом греховным, порочным и заслуживающим наказания.
Римские термы уже никогда не оправились после падения великого Рима и прогрессировавшего с течением времени разрушения. Эти руины, кстати, использовались как... каменоломни для получения строительных материалов. Памятники древнего Рима разрушали кто хотел, и как хотел.
А вот этот барельеф особенно интересен. На нём на удивление хорошо видны… щиты воинов того времени, и они скорее не римского, а галльского образца! Фото автора
В настоящее время от древнеримских терм, которые построили для народа римские императоры, остались одни развалины. Но даже они восхищают людей своей грандиозностью, свидетельствующей о совершенстве римской строительной и санитарной техники.
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: