Лента новостей

22:33
Asia Times: НАТО вместо «советников» забрасывает на Украину спецназовцев, как США делали во Вьетнаме
21:58
Бывший агент ЦРУ в ООН обвинил США в подрыве «Северных потоков»
21:57
Россия национализировала компании Ariston и Bosch
21:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 26 апреля
21:55
Зеленский доложил западным хозяевам о формировании новых бригад ВСУ из насильно отловленных на улицах мужчин
21:20
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 апреля
21:19
В ДНР будут завозить сотрудников из других регионов - оплатят переезд и обеспечат жильём. Местные жители, работающие за МРОТ, возмущены
21:18
СМИ сообщили об обысках в музее, основанном Абрамовичем и его супругой
21:12
Торговля билетами на «родину Нормандского формата»: по волнам истории
20:14
Цель расширения НАТО – золото нейтральных стран
18:59
На войну — всё, пенсионерам — ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:51
На Украине пьяные сотрудники ТЦК забрали волонтера в воинскую часть
18:23
«Нужно, чтобы пассажирам ноги поотрывало ещё?». Почему Донецк обделили общественным транспортом?
18:22
На войну – всё, пенсионерам – ничего: украинцам советуют готовиться к очень тяжёлой зиме
18:16
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
18:13
Исполнительница теракта в Стамбуле получила 7 пожизненных сроков
17:51
Трое в лодке, не считая шакала
17:37
США отказались лишать поддержки батальоны ЦАХАЛ, несмотря на нарушение прав человека
17:10
Украинский националист, самбист Шеховцев организовал банду в Ростове
17:09
Блинкен пригрозил Китаю санкциями, если Пекин не прекратит поддерживать Москву
17:03
Страсти Рижского взморья: в «Новом единстве» нет единства
16:50
Главное в военных СМИ за неделю: новые перестановки на верфях ОСК, первые серийные комплексы С-500, арест замминистра обороны
16:33
Власти угрожают украинцам увольнением с работы за связь с жителями РФ и новых регионов
16:28
Задержан ещё один подозреваемый по делу о теракте в «Крокусе», — источники
16:23
Путин призвал обеспечивать стабильность общественно-политической системы
15:57
Партизаны пустили под откос грузовой состав в Киеве
15:56
В ГУР утверждают о сожжении Ка-32 на аэродроме в Москве
15:50
Американский бум 1990-х годов: такого в США больше не будет
15:46
Мединский: важно прививать молодежи любовь к истории
15:31
Обреченные на поражение
15:19
Патрушев назвал нелегальных мигрантов одной из главных угроз РФ
15:18
Politico: страны ЕС переругались из-за того, что не могут поделить российские активы
15:17
Администрация Кличко обвинила СБУ и полицию в обысках в «Киевтеплоэнерго», которые мешают работе
15:11
«In God We Trust»? Кому на самом деле молятся американские глобалисты?
15:07
«Три начальника»: помощник президента Мединский поделился деталями переговоров с украинской делегацией
14:41
2 мая в парке Митино будет заложена аллея в память жертв Одесской Хатыни
14:40
Накануне Пасхи в Киеве продают куличи под названием «порнозвезда»
14:39
Арестович допустил, что миллион украинцев за границей готовы получить российское гражданство
14:38
Бывший министр обороны Великобритании призвал Шольца назвать условия, при которых он поставит ракеты Taurus Украине
14:33
Украине осталось всего полгода
14:32
Поворотный момент: Россия готовит большое наступление, успехи в Донецкой области в преддверии действий на Харьковском направлении. Сможет ли Украина, получив дополнительно оружие, удержать фронт?
14:31
Россия и Китай отказываются от доллара: Москва анонсирует новые торговые коридоры
14:30
В осажденном украинском городе, где солдаты ждут американское оружие
14:25
Польша отказалась депортировать украинцев с просроченными документами
14:20
Офицеры штаба Ленинградского военного округа приняли участие во Всероссийской акции «Диктант Победы»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Танк и «Ураган» на подводных крыльях: цепные псы отечественного флота

Танк и «Ураган» на подводных крыльях: цепные псы отечественного флота



Корабль, передвигающийся по волнам со скоростью приличного спортивного автомобиля, - изобретение уникальное. Применение подводных крыльев в конструкции корабля позволяло морякам получить то, чего любому, даже самому современному кораблю, может не хватить в критической ситуации - скорости. Появление малых ракетных кораблей в составе советского ВМФ, по сути, было небольшой революцией на больших океанских просторах, ведь быстроходное судно не только оснащалось мощным двигателем и обладало характеристиками, недостижимыми для большинства кораблей, но и несло на себе ракетное вооружение, с помощью которого можно было пустить ко дну любой корабль.

 

 

Сама идея «приподнять» корабль над водой, тем самым снизив ее сопротивление, в советских военных кораблях, по мнению специалистов, была реализована с таким успехом, что «гоночные» боевые корабли с ракетным вооружением практически сразу отсекли мнения любых скептиков. Боевые корабли проекта 1145.1 с точки зрения примененных в них решений - уникальные инженерные проекты. Две газотурбинные установки мощностью по 20000 лошадиных сил и вспомогательной мощностью 10000 «лошадей» обеспечивали не просто высокую скорость, но и отменную маневренность практически на любых скоростях.

 

 

Фото: zdship.ru

 

Также создатели кораблей проекта «Сокол» потрудились и над тем, чтобы изменить геометрию кормового и носового крыльевого устройства, после чего удалось добиться дополнительного снижения уровня сопротивления воды при движении корабля. Применение конструктивных решений было подчинено лишь одному требованию - обеспечить кораблю максимально возможную скорость хода. Успехом работ в этом направлении была скорость в 108 км/ч (60 узлов), которую корабль развивал играючи.

 

О том, что корабль должен иметь не только «быстрые ноги», но и «когти и зубы», создатели также не забыли. Ракетоносец на подводных крыльях имел арсенал, пригодный для серьезной «разборки» с большинством судов и подводных лодок противника конца 70-х. 76-мм артиллерийская установка АК-176М, 30-мм скорострельная артустановка АК-630, восемь ракет ПЗРК «Игла» - для встречи непрошеных гостей с воздуха и минно-торпедное вооружение, состоящее из восьми самонаводящихся торпед СЭТ-72.

 

Вооружение, однако, не главная особенность «Сокола». Помимо прочего, МРК был оснащен и уникальной погружаемой гидроакустической станцией с большой дальностью действия, с помощью которых экипаж мог обнаруживать подводные лодки противника. Все противолодочные и противокорабельные «упражнения» советская «Mukha», как ее окрестили на западе, выполняла заметно быстрее, чем обычные противолодочные корабли с подкилевыми антеннами ГАС.

 

«Ураган» на подводных крыльях

 
Вышедший на испытания в 1976 году, а чуть позже включенный в состав Черноморского флота, малый ракетный корабль проекта 1240 (шифр «Ураган»), стал не просто сигналом потенциальному противнику о том, что в район территориальных вод СССР лучше не вторгаться, а самым настоящим предупреждающим плакатом с надписью «Не влезай, убьет!». Изучив особенности эксплуатации, разработчики корабля применили целый ряд конструктивных решений, благодаря которым корабль из малого ракетного превратился в самого настоящего «цепного пса».


 

«Подводные крылья кораблям этого проекта изготавливали из титана и оснащали специальной автоматической системой, которая сама управляла всеми элементами и могла осуществлять стабилизацию по крену, дифференту и высоте. Уникальная технология для тех лет, но весьма трудоемкая и дорогая», - рассказывает в интервью «Звезде» капитан 3 ранга ВМФ СССР в отставке, военный историк Сергей Зенцов.
 

 

Фото: zdship.ru

 

Помимо скоростных характеристик, за которые отвечали две газотурбинные установки мощностью 18000 лошадиных сил каждая, на борту «Урагана» размещались четыре противокорабельных ракеты П-120 «Малахит», целеуказание которым выдавала РЛС «Дубрава». Для уничтожения целей поменьше «Ураган» был оснащен артиллерийской установкой АК-630. По словам специалистов, уникальность конструкции с множеством автоматических систем в то же время была и «ахиллесовой пятой» корабля.

 

«Понимаете, обслуживание таких систем - очень трудоемкий процесс, который не доверить простым матросам. Тут нужен обученный персонал, навыки, знания, опыт в таких или подобных системах. К тому же скоростные характеристики корабля давались не просто так, а ценой высокого расхода топлива, поэтому максимальная дальность корабля, идущего на скорости в 45 узлов, составляла всего 700 миль. Это не большой показатель, но считалось, что и этого достаточно для встречи неприятеля и его уничтожения», - поясняет «Звезде» Сергей Зенцов.

 

Сложность использования, проблемы с техническим обслуживанием и потеря интереса к кораблям подобного класса со временем привели к тому, что корабли на подводных крыльях, несмотря на уникальные характеристики, не получили дальнейшего развития.

 

Танк на подводных крыльях

 

Проект создания танка, имеющего серьезное вооружение и способного передвигаться по морю, больше походит на сюжет фантастического фильма, чем на реально выданное техническое задание. «Проект-80» как комплекс НИОКР стартовал в начале 50-х и был призван решить проблему доставки тяжело бронированной техники до позиций противника. Говоря простым языком, перед создателями поставили задачу осуществить доставку танка до места сосредоточения войск, не используя при этом десантный корабль.

 

Самым успешным конструктивным решением было признано применение по бортам танка двух скоростных катеров на подводных крыльях, которые оснащались мощными дизельными двигателями. Корпус катеров изготавливался из алюминиевого сплава и крепился к корпусу танка с помощью специальных устройств. Опытный образец, испытанный в 1967 году в акватории Черного моря, не просто вышел на заданные показатели, но и превысил их.

 

Расчетная скорость испытанного у Севастополя танка на подводных крыльях оказалось выше ожидаемой - 58 км/ч вместо 50-ти, однако скоростной успех оказался единственным положительным результатом тех испытаний. Крепеж, которым катера монтировались к бортам танка, был недостаточно надежен, он попросту не выдержал нагрузок и лопнул. Танк затонул, а работы над проектом были временно приостановлены. 
 

 

Фото: zdship.ru

 

Чуть позже, после выяснения причин неудачи на испытаниях и внесения соответствующих поправок в конструкцию, уникальные комплекты для превращения обычного танка в высокоскоростное плавсредство все же были построены. Монтаж специального комплекта на танк осуществлялся в течение часа, а сброс «бортовых» катеров с подводными крыльями осуществлялся всего за три минуты.


 

Благодаря уникальной конструкции, катерами управлял всего один член экипажа, а движение уникальный комплект из танка и двух катеров мог осуществлять при волнении моря до трех баллов. Несмотря на внедрение десятка уникальных технологий и систем, в 1971 году проект танка на подводных крыльях был признан нецелесообразным и бесполезным с практической точки зрения, после чего было принято решении о завершении всех работ. Несмотря на существенные минусы, технология использования подводных крыльев в судостроении до сих пор пристально изучается, а все технические материалы в этой области до сих пор находятся «под рукой» у ведущих КБ страны.

 

Автор: Дмитрий Юров

Фото: zdship.ru

 



Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх