Лента новостей

13:16
Путешествие к центру Земли: история Кольской сверхглубокой скважины
13:07
Сладкая парочка или Энергетик для Шоколадного
13:06
В Алеппо погиб российский полковник
13:05
Владимир Путин продолжает «генеральную уборку»
13:04
Четверть века спустя – вперед, к Союзу
13:03
Трамп не стал прощать Порошенко
13:02
Российские Силы специальных операций активно действуют в Алеппо
13:01
Гигантский ледокол «Арктика» получил автоматическую коробку скоростей
13:00
Западные дипломаты в ярости: Москва обрела серьезных союзников по Сирии
12:58
Допинг ради зуба мудрости: обнародованы новые разоблачительные материалы ВАДА
12:56
«Оса» на страже порядка: зачем американским шерифам российский пистолет
12:13
Коррупция на Украине обрекла страну на плохое будущее
10:23
Карающий перст спикера
10:22
Обама признал вину США в становлении ИГ
10:21
Чемодан, вокзал, Россия...
10:17
Трампу не по карману новый самолет: на чем летает Путин
10:14
ВКС РФ продолжают кошмарить джихадистов: под ногами боевиков горит земля
10:13
Усиление «адских утят»: какие боевые возможности получит обновленный Су-34
09:01
Украина ударила по «Газпрому»
08:57
Средиземноморской эскадре рекомендован курс на Ливию
08:56
Кургинян: Порошенко должен был немедленно уйти в отставку
08:55
Другого повода для войны просто не существует
08:53
Так вот у кого свидомые украинцы учились!
08:52
Крестоносцы в штатском. Как Сорос и Ватикан ведут борьбу с Россией
08:51
Отчет ЕСА: Украина - самая коррумпированная страна Европы
08:49
Перешедший на сторону ЛНР украинский военный дал пресс-конференцию в Луганске
08:48
Госдеп попросил Россию поверить в способность США размежевать боевиков в Алеппо
08:48
Украина будет председательствовать в Совбезе ООН в феврале
08:47
1200 до линии боев
08:47
Трамп намерен сотрудничать со странами, готовыми к борьбе с терроризмом
08:46
Навязчивая идея: глава Генштаба Украины подсчитал потери в случае войны с Россией
08:44
Меркель: Алеппо - это позор! Мы вместе, мы поможем!
08:44
Этот день в истории - 7 Декабря
08:43
Украину оставили без шансов на семь миллиардов долларов «Газпрома»
08:43
Мураховский: Если ВСУ вооружаются «Максимами», то и до буденовок недалеко!
21:40
Пиррова перемога «Нафтогаза»
21:40
Меркель хочет начать всё с чистого листа
21:39
Президент РФ обсудил проблемы судебной системы
21:37
Потери «Адмирала Кузнецова»: Мы утопили $50 млн за три недели
21:36
Назарбаев: Казахстан был колонией, нас заставляли глотать пыль
21:33
Котёл для русских
20:43
Россия и Турция: Кто с чем не согласен?
20:28
Четыре километра подо льдом: как российские ученые нашли в недрах Антарктиды затерянный мир
18:02
Зачем США запросили компромат на Порошенко?
18:01
Ученые: мирный договор с Японией не нужен
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » Танк и «Ураган» на подводных крыльях: цепные псы отечественного флота

Танк и «Ураган» на подводных крыльях: цепные псы отечественного флота


Корабль, передвигающийся по волнам со скоростью приличного спортивного автомобиля, - изобретение уникальное. Применение подводных крыльев в конструкции корабля позволяло морякам получить то, чего любому, даже самому современному кораблю, может не хватить в критической ситуации - скорости. Появление малых ракетных кораблей в составе советского ВМФ, по сути, было небольшой революцией на больших океанских просторах, ведь быстроходное судно не только оснащалось мощным двигателем и обладало характеристиками, недостижимыми для большинства кораблей, но и несло на себе ракетное вооружение, с помощью которого можно было пустить ко дну любой корабль.

 

 

Сама идея «приподнять» корабль над водой, тем самым снизив ее сопротивление, в советских военных кораблях, по мнению специалистов, была реализована с таким успехом, что «гоночные» боевые корабли с ракетным вооружением практически сразу отсекли мнения любых скептиков. Боевые корабли проекта 1145.1 с точки зрения примененных в них решений - уникальные инженерные проекты. Две газотурбинные установки мощностью по 20000 лошадиных сил и вспомогательной мощностью 10000 «лошадей» обеспечивали не просто высокую скорость, но и отменную маневренность практически на любых скоростях.

 

 

Фото: zdship.ru

 

Также создатели кораблей проекта «Сокол» потрудились и над тем, чтобы изменить геометрию кормового и носового крыльевого устройства, после чего удалось добиться дополнительного снижения уровня сопротивления воды при движении корабля. Применение конструктивных решений было подчинено лишь одному требованию - обеспечить кораблю максимально возможную скорость хода. Успехом работ в этом направлении была скорость в 108 км/ч (60 узлов), которую корабль развивал играючи.

 

О том, что корабль должен иметь не только «быстрые ноги», но и «когти и зубы», создатели также не забыли. Ракетоносец на подводных крыльях имел арсенал, пригодный для серьезной «разборки» с большинством судов и подводных лодок противника конца 70-х. 76-мм артиллерийская установка АК-176М, 30-мм скорострельная артустановка АК-630, восемь ракет ПЗРК «Игла» - для встречи непрошеных гостей с воздуха и минно-торпедное вооружение, состоящее из восьми самонаводящихся торпед СЭТ-72.

 

Вооружение, однако, не главная особенность «Сокола». Помимо прочего, МРК был оснащен и уникальной погружаемой гидроакустической станцией с большой дальностью действия, с помощью которых экипаж мог обнаруживать подводные лодки противника. Все противолодочные и противокорабельные «упражнения» советская «Mukha», как ее окрестили на западе, выполняла заметно быстрее, чем обычные противолодочные корабли с подкилевыми антеннами ГАС.

 

«Ураган» на подводных крыльях

 
Вышедший на испытания в 1976 году, а чуть позже включенный в состав Черноморского флота, малый ракетный корабль проекта 1240 (шифр «Ураган»), стал не просто сигналом потенциальному противнику о том, что в район территориальных вод СССР лучше не вторгаться, а самым настоящим предупреждающим плакатом с надписью «Не влезай, убьет!». Изучив особенности эксплуатации, разработчики корабля применили целый ряд конструктивных решений, благодаря которым корабль из малого ракетного превратился в самого настоящего «цепного пса».


 

«Подводные крылья кораблям этого проекта изготавливали из титана и оснащали специальной автоматической системой, которая сама управляла всеми элементами и могла осуществлять стабилизацию по крену, дифференту и высоте. Уникальная технология для тех лет, но весьма трудоемкая и дорогая», - рассказывает в интервью «Звезде» капитан 3 ранга ВМФ СССР в отставке, военный историк Сергей Зенцов.
 

 

Фото: zdship.ru

 

Помимо скоростных характеристик, за которые отвечали две газотурбинные установки мощностью 18000 лошадиных сил каждая, на борту «Урагана» размещались четыре противокорабельных ракеты П-120 «Малахит», целеуказание которым выдавала РЛС «Дубрава». Для уничтожения целей поменьше «Ураган» был оснащен артиллерийской установкой АК-630. По словам специалистов, уникальность конструкции с множеством автоматических систем в то же время была и «ахиллесовой пятой» корабля.

 

«Понимаете, обслуживание таких систем - очень трудоемкий процесс, который не доверить простым матросам. Тут нужен обученный персонал, навыки, знания, опыт в таких или подобных системах. К тому же скоростные характеристики корабля давались не просто так, а ценой высокого расхода топлива, поэтому максимальная дальность корабля, идущего на скорости в 45 узлов, составляла всего 700 миль. Это не большой показатель, но считалось, что и этого достаточно для встречи неприятеля и его уничтожения», - поясняет «Звезде» Сергей Зенцов.

 

Сложность использования, проблемы с техническим обслуживанием и потеря интереса к кораблям подобного класса со временем привели к тому, что корабли на подводных крыльях, несмотря на уникальные характеристики, не получили дальнейшего развития.

 

Танк на подводных крыльях

 

Проект создания танка, имеющего серьезное вооружение и способного передвигаться по морю, больше походит на сюжет фантастического фильма, чем на реально выданное техническое задание. «Проект-80» как комплекс НИОКР стартовал в начале 50-х и был призван решить проблему доставки тяжело бронированной техники до позиций противника. Говоря простым языком, перед создателями поставили задачу осуществить доставку танка до места сосредоточения войск, не используя при этом десантный корабль.

 

Самым успешным конструктивным решением было признано применение по бортам танка двух скоростных катеров на подводных крыльях, которые оснащались мощными дизельными двигателями. Корпус катеров изготавливался из алюминиевого сплава и крепился к корпусу танка с помощью специальных устройств. Опытный образец, испытанный в 1967 году в акватории Черного моря, не просто вышел на заданные показатели, но и превысил их.

 

Расчетная скорость испытанного у Севастополя танка на подводных крыльях оказалось выше ожидаемой - 58 км/ч вместо 50-ти, однако скоростной успех оказался единственным положительным результатом тех испытаний. Крепеж, которым катера монтировались к бортам танка, был недостаточно надежен, он попросту не выдержал нагрузок и лопнул. Танк затонул, а работы над проектом были временно приостановлены. 
 

 

Фото: zdship.ru

 

Чуть позже, после выяснения причин неудачи на испытаниях и внесения соответствующих поправок в конструкцию, уникальные комплекты для превращения обычного танка в высокоскоростное плавсредство все же были построены. Монтаж специального комплекта на танк осуществлялся в течение часа, а сброс «бортовых» катеров с подводными крыльями осуществлялся всего за три минуты.


 

Благодаря уникальной конструкции, катерами управлял всего один член экипажа, а движение уникальный комплект из танка и двух катеров мог осуществлять при волнении моря до трех баллов. Несмотря на внедрение десятка уникальных технологий и систем, в 1971 году проект танка на подводных крыльях был признан нецелесообразным и бесполезным с практической точки зрения, после чего было принято решении о завершении всех работ. Несмотря на существенные минусы, технология использования подводных крыльев в судостроении до сих пор пристально изучается, а все технические материалы в этой области до сих пор находятся «под рукой» у ведущих КБ страны.

 

Автор: Дмитрий Юров

Фото: zdship.ru

 





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх