Лента новостей

00:03
Двигатель пятого поколения: ПД-14 готов к серийному производству
00:00
Антироссийские высказывания Назарбаева нельзя одобрить, но можно понять
23:58
Украина предложила Трампу самолет, не прошедший сертификацию
23:54
Вот и все, что было: Саакашвили готов жить в аэропорту без паспорта
23:53
Жители Полтавской области попросили Порошенко восстановить связи с Россией
23:52
Солдат ВСУ насмерть замёрз на посту, потому что его забыли сменить
23:51
Вооруженные силы РФ пополнились уникальным батальоном
21:26
Одиночество победителя
18:00
Махмуд – похититель Рождества: толерантность – новая религия Швеции
17:57
WSJ анонсировала назначение «друга России» на должность госсекретаря США
17:55
Россия Владимира Путина. Фильм Андрея Караулова (1-4 серии)
17:51
Право США на ведение войн? Россия не разрешала!
17:50
Кличко устроил ответ на песенный флешмоб… под «фанеру»
17:48
Эдуард Лимонов: Мы - молодцы!
17:46
Украина погружается в тотальную нищету
17:45
Иракский спецназ потерпел тяжелое поражение в Мосуле
17:44
Россия готовится к запуску производства суперсовременной подлодки «Хаски»
17:43
Партия в Алеппо сыграна
17:42
Холодомор начинается: Киев придумал, как получить российский газ
17:39
Не верь украинским слезам по Крыму
17:38
Авианосцы мира
17:36
Сирийская армия освободила Старый город Алеппо
13:16
Путешествие к центру Земли: история Кольской сверхглубокой скважины
13:07
Сладкая парочка или Энергетик для Шоколадного
13:06
В Алеппо погиб российский полковник
13:05
Владимир Путин продолжает «генеральную уборку»
13:04
Четверть века спустя – вперед, к Союзу
13:03
Трамп не стал прощать Порошенко
13:02
Российские Силы специальных операций активно действуют в Алеппо
13:01
Гигантский ледокол «Арктика» получил автоматическую коробку скоростей
13:00
Западные дипломаты в ярости: Москва обрела серьезных союзников по Сирии
12:58
Допинг ради зуба мудрости: обнародованы новые разоблачительные материалы ВАДА
12:56
«Оса» на страже порядка: зачем американским шерифам российский пистолет
12:13
Коррупция на Украине обрекла страну на плохое будущее
10:23
Карающий перст спикера
10:22
Обама признал вину США в становлении ИГ
10:21
Чемодан, вокзал, Россия...
10:17
Трампу не по карману новый самолет: на чем летает Путин
10:14
ВКС РФ продолжают кошмарить джихадистов: под ногами боевиков горит земля
10:13
Усиление «адских утят»: какие боевые возможности получит обновленный Су-34
09:01
Украина ударила по «Газпрому»
08:57
Средиземноморской эскадре рекомендован курс на Ливию
08:56
Кургинян: Порошенко должен был немедленно уйти в отставку
08:55
Другого повода для войны просто не существует
08:53
Так вот у кого свидомые украинцы учились!
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » ОКБ Камова: от «Курицы» до грозного «Аллигатора»

ОКБ Камова: от «Курицы» до грозного «Аллигатора»

Лучшие военные вертолеты, созданные в Люберцах

Боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» после учебно-тренировочного полета на территории авиабазы «Черниговка»14 апреля 1953 года состоялся первый полёт многоцелевого вертолёта Ка-15. Это была первая серийная винтокрылая машина ОКБ Николая Ильича Камова (1902 – 1973). Впоследствии ОКБ неоднократно доказывало достоинство своей фирменной соосной схемы расположения винтов. В настоящий момент камовские машины – грозное оружие, способное решать уникальные военные задачи.

Проба пера

Советское вертолетостроение, зародившееся вскоре после Великой Отечественной войны, динамично развивалось во многом благодаря творческому соперничеству между конструкторами Михаилом Леонтьевичем Милем и Николаем Ильичом Камовым. Первым сделал пошедшую в серию в 1950 году машину Миль. Его вертолет Ми-1 был выполнен по классической одновинтовой схеме с хвостовым винтом. Все же вертолеты Камова основаны на двухвинтовой соосной схеме. И Николаю Ильичу довольно долго пришлось доказывать ее достоинства, поскольку его первая серийная машина Ка-15 была изготовлена в количестве 354 экземпляров. А Ми-1 построили больше двух с половиной тысяч.

Ка-15 предназначался для морской авиации как противолодочный вертолет, корабельный разведчик и для обеспечения связи. Имея примерно те же летные характеристики по скорости, дальности и потолку что и Ми-1, он существенно уступал вертолету Миля в грузоподъемности. Ка-15 мог поднимать либо два гидроакустических буя, либо две глубинные бомбы. По классификации НАТО вертолет получил весьма обидное, но в чем-то справедливое название «Курица».
Ка-15 продержались на вооружении до 1963 года, после чего были переданы в гражданские организации. Но главная причина отказа военных от этой машины заключалась в повышенной аварийности. Несмотря на заявленную скорость полета, равную 160 км/ч, ее пришлось ограничить до 100 км/ч, потому что после этого рубежа лопасти двух винтов зачастую входили в соприкосновение. С этого момента задачи борьбы с подводными лодками были возложены на самолеты Ильюшина.

Заменивший «Курицу»

Вертолеты Камова вернулись в ВМФ в середине 60-х годов. На сей раз ОКБ выдало отличную машину Ка-25, которая моряков полностью устраивала. Было построено около 500 вертолетов 18-и модификаций. В основном «двадцать пятые» использовались для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок противника. Для чего в боекомплект включались глубинные бомбы и торпеды. Несколько вертолетов были носителями атомных глубинных бомб.

Конструкторы ОКБ Камова существенно повысили надежность машины. И она стала полностью безопасной во всех полетных режимах. Были установлены два мощных газотурбинных двигателя по 900 л.с. каждый. А впоследствии мощность увеличили до 1000 л.с. Это позволило повысить и скорость полета, и полезную нагрузку. К-25 был способен брать на борт 1100 кг торпедно-бомбового оружия. Обычные глубинные бомбы и торпеды могли поразить лодку на глубине до 300 метров при скорости до 25 узлов.

К-25 базировались на авианесущих крейсерах и охватывали необходимую для обороны часть акватории.

Среди модификаций этой машины были и летающие РЛС, обеспечивавшие обнаружение воздушных и надводных целей, недоступных для береговых и корабельных станций. Они играли роль целеуказателей.

ЛТХ Ка-25

Экипаж – 2 человека

Количество пассажиров – 12 человек

Длина – 9,75 м

Высота – 5,37 м

Диаметр несущего винта – 15,74 м

Масса пустого – 4765 кг

Максимальная взлетная масса - 7140 кг

Мощность двигателей – 2х900 л.с.

Максимальная скорость – 220 км/ч

Практическая дальность – 450 км

Практический потолок – 4000 м

Боевая нагрузка – 1100 кг бомб и торпед.

Истребитель субмарин

На смену Ка-25 в ВМФ в 1981 году пришел Ка-27, который в настоящий момент является единственным российским противолодочным вертолетом. Его боевые характеристики актуальны и поныне, в связи с чем ВМФ недавно заказал производство еще четыре этих машины в дополнение к 87-и эксплуатирующимся. Вполне понятно, что авионика Ка-27 периодически обновляется.

Вертолет, впервые поднявшийся в воздух в 1973 году, долго доводили до ума. Машина получилась прекрасная, ее боевая эффективность выше, чем у Ка-25, в 3-5 раз. Пара Ка-27 полностью контролируют морское пространство площадью 2000 кв.км.

Различные модификации Ка-27 решают те же самые задачи, что и Ка-25, но более эффективно. А новая модификация Ка-27М, до которой намереваются подтянуть в приборном отношении уже имеющиеся машины, обладает самым современным оборудованием. Есть даже бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой, чем могут похвастаться лишь наши новейшие истребители.

ЛТХ Ка-27

Экипаж – 3 человека

Длина – 12,25 м

Высота – 5,4 м

Диаметр несущего винта – 15,9 м

Масса пустого – 6100 кг

Максимальная взлетная масса – 12000 кг

Мощность турбовальных двигателей – 2х2400 л.с. (чрезвычайный режим) и 2х1500 л.с. (крейсерский режим)

Максимальная скорость – 270 км/ч

Практическая дальность – 900 км

Практический потолок – 5000 м

Боевая нагрузка – 2000 кг

В боекомплект входят как глубинные бомбы, так и самонаводящиеся торпеды «Орлан» и «Ястреб», поражающие цели на глубине до 600 м.

«Черная акула» и «Аллигатор»

На следующий год после принятия на вооружение Ка-27 совершил первый полет следующий камовский шедевр – Ка-50 «Черная акула». Это был уже ударный вертолет, предназначенный для уничтожения на поле боя живой силы, бронированной техники и инженерных сооружений. На вооружение он был принят в 1995 году. И сразу же принял участие в боевых операциях в Чечне.

В Ка-50 использован целый ряд новшеств, которых прежде не было в отечественном вертолетостроении. За счет широкого использования композитных материалов вес машины был снижен на 25%, а также повысилась живучесть и надежность. Конструкторы обеспечили высокую технологичность производства, что сократило сроки выхода готовых машин почти в 2 раза. Для защиты пилота было использовано бронированное остекление кабины. Впервые в вертолете применили катапультирование. Для улучшения аэродинамики разработали убирающиеся шасси.

Вертолет оборудован мощной системой прицеливания по лазерному лучу и телеканалу. Имеется нашлемная система целеуказания, отслеживающая повороты головы пилота. Все это завязано в единое целое в системе управления оружием.

Получился прекрасный ударный вертолет. Но по причине разразившегося дефолта и прочих финансово-организационных неурядиц было построено лишь 15 машин.

Однако приобретенный при создании Ка-50 опыт не канул в небытие. ОКБ Камова в условиях скудного финансирования построило на его базе вертолет с новыми качествами – Ка-52 «Аллигатор». Ка-52 можно использовать и как ударный, и как командный. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.

Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.

Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства «Аллигатора». На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 «Аллигаторов». 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К.
Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.

Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР». Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик – 15 км, ракета «Стингер» - 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.

В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Она оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью – 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.

ЛТХ Ка-52

Длина – 16 м

Высота – 5 м

Диаметр главного винта – 14,5 м

Масса пустого – 7800 кг

Максимальная взлетная масса – 11300 кг

Масса боевой нагрузки – 2800 кг

Максимальная скорость – 350 км/ч

Крейсерская скорость – 250 км/ч

Дальность – 520 км

Статический потолок – 3600 м

Динамический потолок – 5500 м

Максимальная скороподъемность – 10 м/сек

Допустимый угол крена - +/-70 град

Допустимый угол тангажа - +/-60 град

Стрелковое вооружение – подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов

Ракетное вооружение:

- противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950-мм

- неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.

- 4 управляемые ракеты «Игла-В»

Вертолет-невидимка

Предположительно в 2016 году начнется серийное производство камовской новинки – многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Он будет использоваться в качестве транспортной машины, предназначенной для десантирования и для заброски оружия и боеприпасов в зоны боевых действий. В соответствии с поставленными задачами при создании «Касатки» были внедрены элементы стелс-технологии. Существенно снижена и радиолокационная, и визуальная, и тепловая его видимость. А также к минимуму сведены шумы от двигателя и вращающегося винта.

Кстати, в этом вертолете конструкторы отступились от своей «фирменной схемы», использовав один несущий и один хвостовой рулевой винты.

Важнейшее внимание при конструировании было обращено на боевую живучесть вертолета. Тут были применены практически все имеющиеся на нынешний момент приемы и принципы. Все основные системы и агрегаты Ка-60 дублированы и разнесены по бортам. Лопасти, изготовленные из композитных материалов, продолжают нормально работать при получении нескольких пробоин от стрелкового автоматического оружия. Тяги управления и валы трансмиссии выдерживают прямое попадание пуль калибра 12,7 мм. Более 60% элементов конструкции по массе изготовлены из композитных материалов, которые более стойки при полученных в бою повреждениях. При пробоях топливных баков они затягиваются пенополиуретаном, что предотвращает пожары и взрывы на борту вертолета.
Не только кресло пилота, но и кресла, в которых размещаются десантники, являются энергопоглощаемыми и амортизируемыми. Что существенно снижает вероятность получения травм не только при жесткой посадке, но и при падении вертолета с небольшой высоты.

ЛТХ Ка-60 «Касатка»

Длина – 13,47 м

Высота – 4,00 м

Ширина – 1,90 м

Диаметр главного винта – 13,50 м

Диаметр хвостового винта – 1,40 м

Масса пустого – 3500 кг

Максимальная взлетная масса – 6500 кг

Силовая установка – 2 двигателя РД-600В

Мощность двигателей – 2х1300 л.с.

Максимальная скорость – 300 км/ч

Крейсерская скорость – 270 км/ч

Практическая дальность – 700 км

Статический потолок – 2100 м

Динамический потолок – 5150 м

Полезная нагрузка – 14 десантников или 2000 кг в кабине или 2500 кг на внешней подвеске.

Снимок в открытие статьи: боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» после учебно-тренировочного полета на территории авиабазы «Черниговка»/ Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх