Сегодня, когда американцы снова воссоздали 2-й флот, вновь повеяло ветром битвы за Атлантику. Более 30 лет назад, в годы холодной войны, когда ВМС США также стремились безраздельно господствовать в этом регионе, подводные силы Северного флота (СФ) провели самые успешные операции второй половины ХХ столетия – «Апорт» и «Атрина».
Операция «Апорт»
К середине 80-х годов холодная война в Мировом океане достигла пика. Американские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) основательно заняли свои позиционные районы в Северной и Центральной Атлантике, угрожая нанести ракетно-ядерный удар по территории СССР. Действия Вашингтона потребовали принятия необходимых ответных мер. Следовало показать вероятному противнику, что для его подводных ракетоносцев в Атлантике абсолютно безопасных мест нет, а самое главное – выявить эти районы и вскрыть систему охраны атомных подводных ракетоносцев. Для этой цели и была задумана, разработана и проведена операция «Апорт».
По воспоминаниям бывшего главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Владимира Николаевича Чернавина, операцию «Апорт» разрабатывали офицеры 1-й флотилии и 33-й дивизии атомных подводных лодок СФ во главе с ее комдивом – молодым, энергичным и весьма опытным подводником – капитаном 1 ранга Анатолием Ивановичем Шевченко. Вдохновителями этой операции были начальник Управления противолодочной борьбы ВМФ вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев и первый заместитель Главкома ВМФ адмирал Григорий Алексеевич Бондаренко.
Отлично понимая, что успех любой боевой операции кроется в ее внезапности, а гарантия внезапности – скрытность подготовки, А. Шевченко провел ряд необходимых мер по дезинформации, связанных с маскировкой маршрутов наших ПЛ. В итоге все сложилось так, как будто наши атомоходы идут к Гибралтару, в Средиземное море, а не в Восточную Атлантику. В итоге атомоходы 33-й дивизии «чудесным образом» оказались в Карибском море, под самым носом у американцев.
По воспоминаниям вице-адмирала в отставке Анатолия Шевченко, при подготовке к операции «Апорт» в штабе флотилии стояли «горячие деньки». Необходимо было вскрыть подводную обстановку и понять – где, в каких районах и какими силами выходят американские ПЛАРБ на боевое дежурство, уточнить систему охранения подводных ракетоносцев на позициях.
Для участия в небывалой операции были отобраны пять кораблей проекта 671 РТМ («Щука»): К-299, К-324, К-488, К-502 и К-147. Одна из субмарин была оборудована уникальной аппаратурой «Тукан», которая позволяла искать неприятельские атомоходы по кильватерному следу.
В конце мая 1995 года из заполярной базы Западная Лица скрытно одна за другой вышла группа многоцелевых АПЛ 33-й дивизии из 5 единиц, которые погрузились в назначенных точках и взяли курс на запад. Сам факт выхода почти половины соединения атомных многоцелевых ПЛ не мог остаться незамеченным для американской разведки. Ведь в период холодной войны американцы и союзники по НАТО держали у баз Кольского полуострова значительный наряд сил, включая несколько многоцелевых АПЛ, разведкорабли (РЗК), в том числе РЗК «Марьята». Периодически в Баренцево море наведывались боевые корабли Великобритании и Франции. С авиабаз Северной Норвегии на поиск наших подлодок систематически вылетали самолеты БПА Р-3С «Орион». Все эти компоненты во взаимодействии со средствами космической, наземной и других видов разведки США и НАТО представляли внушительную силу, и обеспечение скрытности действий подводных сил СФ представляло сложную задачу.
Однако даже сам факт выявления выхода большой группы АПЛ из Западной Лицы давал командованию ВМС США и ОВМС НАТО на Атлантике только вероятностный ответ на классические вопросы: в каком составе, когда, где и что делают эти загадочные русские атомоходы? С учетом тактических действий противолодочных сил ВМС США и НАТО по поиску наших многоцелевых АПЛ сложилась картина, что у командования ВМС США и НАТО было немало неопределенностей относительно состава группы АПЛ, маршрутов развертывания, районов их действий, сроков и решаемых задач. В этой обстановке командованием ВМС США и НАТО был организован интенсивный поиск наших атомоходов как в передовых районах Атлантики, так и у Восточного побережья США.
Тем временем походный штаб во главе с капитаном 1 ранга А. Шевченко прибыл в Карибское море на борту малого гидрографического судна «Колгуев». С него в районе Кубы походный штаб перешел на борт БРЗК «Лира», с которого было организовано управление подлодками дивизии через установленные каналы связи.
Операция началась 18 июня 1985 года. Походный штаб управлял противолодочной поисковой операцией с борта БРЗК «Лира», велся постоянный анализ действий противолодочных сил ВМС США и НАТО. С прибытием в назначенный район к Восточному побережью США два наших атомохода двинулись друг за другом по часовой стрелке, а два – навстречу им. В эту двойную карусель включились и четыре самолета морской авиации Ту-142М, взлетевшие с кубинского аэродрома Сан-Антонио.
На вторые сутки с начала операции произошло первое обнаружение американской ПЛАРБ типа «Джеймс Мэдисон». Те белые пятна, которые не успевали обследовать подводные лодки 33-й дивизии, успешно накрывала наша дальняя противолодочная авиация с Кубы. С аэродрома Сан-Антонио у нас действовало четыре самолета Ту-142М из состава 35-й дивизии дальней противолодочной авиации. Еще до операции в Западной Лице наши подводники очень плотно поработали с летчиками над картами и боевыми документами. В общем, подводники и морские летчики добились полного взаимопонимания: наши «боевые соколы» вылетали по первому вызову, не теряя драгоценных минут, и уходили в назначенные районы. Работали на предельном радиусе полета и находились в воздухе максимально возможное время. И результат не заставил долго ждать. Летчики засекли под водой американскую многоцелевую АПЛ типа «Лос-Анджелес», а потом несколько раз обнаруживали американский стратегический ракетоносец.
Как и ожидалось, американцы очень сильно встревожились. Походный штаб на борту «Лиры» сразу это ощутил по реакции противолодочных сил ВМС США. Американцы подняли в воздух много самолетов Р-3С «Орион» с авиабаз Брансвик (Бермудский сектор), Лагенс (Азорский сектор) и Гринвуд (Канадский сектор). Они вели поиск наших атомоходов день и ночь, круглосуточно, совершая до четырех самолето-вылетов в сутки. Однако усилия американцев не принесли ожидаемых результатов.
В то же время наши атомоходы, действуя предельно осторожно, сами вели напряженную работу по слежению за американскими ПЛАРБ в районах их патрулирования. В частности, наша многоцелевая АПЛ проекта 671РТМ неоднократно устанавливала гидроакустический контакт с американскими ракетоносцами типа «Джеймс Мэдисон», общая продолжительность которых составила более суток. Говоря языком цифр, если бы наши многоцелевые АПЛ осуществляли слежение за американскими ПЛАРБ не в мирное, а в военное время, то могли как минимум трижды положить на дно американский ракетоносец, который мог своими 16 баллистическими ракетами «Трайдент I» с общим боезапасом до 100 ядерных боевых блоков стереть с лица земли несколько наших городов с многомиллионным населением.
Советские моряки, словно на азартной охоте, стремились загнать в свой поисковый «мешок» все американские подводные лодки, которые притаились в районе поиска. И если командир американской подлодки пытался увести свой корабль в безопасный район, то наши моряки ему это не позволяли. Противолодочная авиация выставляла отсекающие барьеры, поля радиогидроакустических буев (РГБ) и ловила с помощью бортовой аппаратуры цель. При этом «Колгуев» почти шесть суток вел слежение за ПЛАРБ с помощью аппаратуры обнаружения кильватерного следа.
Как показали результаты операции «Апорт», у американцев, вероятно, так и не сложилась полная картина происходящей противолодочной эпопеи у берегов США. По всей очевидности, отсутствие у командования ВМС США на Атлантике необходимых данных по составу, срокам, районам и направленности деятельности наших атомоходов вызывало у них по меньшей мере далеко не радужные настроения. Ведь в районе поиска ни одна наша подводная лодка не была обнаружена противолодочными силами ВМС США. Однако все же американцам удалось засечь одну нашу АПЛ (К-488) и то уже на маршруте свертывания – в водах северо-восточной Атлантики.
Как отмечал Главком ВМФ адмирал флота В.Н. Чернавин, наш «улов» был весьма весом: АПЛ К-324 установила три контакта с американскими стратегическими подводными ракетоносцами и многоцелевыми ПЛА, при этом суммарное время слежения за ними составило более суток. Отличилась в операции и АПЛ К-147, которая в течение пяти суток вела слежение по кильватерному следу за американской ПЛАРБ.
Командиры наших атомоходов возвращались домой в Западную Лицу с чувством полного удовлетворения от хорошо проделанной большой, сложной и важнейшей работы.
Операция «Атрина»
Учитывая положительный опыт участия АПЛ Северного флота в противолодочной операции «Апорт», в марте–июне 1987 года была предпринята близкая по размаху операция «Атрина», в которой приняли участие пять АПЛ проекта 671РТМ, действия которых обеспечивались самолетами морской авиации, а также двумя разведкораблями типа «Колгуев», оснащенными ГАС с протяженными гидроакустическими антеннами. И хотя сам факт выхода наших атомоходов из базы был вскрыт американцами, они все же потеряли их на просторах Северной Атлантики.
Вновь началась драматическая «подводная охота», в которой приняли участие практически все противолодочные силы Атлантического флота ВМС США – самолеты палубного и берегового базирования, шесть многоцелевых АПЛ (в дополнение к тем АПЛ, которые развернули американцы в водах Северной Атлантики), три мощные корабельные противолодочные поисковые группы, а также три новейших корабля гидроакустической разведки и наблюдения типа «Сталворд». К поисковой операции присоединились корабли британских ВМС в составе авианосной поисково-ударной группы во главе с противолодочным авианосцем «Инвинсибл».
По воспоминаниям командиров наших атомоходов, концентрация противолодочных сил ВМС США и НАТО была такова, что казалось, почти невозможно было всплыть для сеанса связи, не рискуя быть обнаруженным. Тем не менее нашим подлодкам удалось незамеченными войти в Саргассово море, где советская «завеса» была, наконец обнаружена противолодочными силами Атлантического флота ВМС США. Первые контакты с нашими ПЛ американцам удалось установить лишь через 8 суток после начала операции «Атрина». При этом наша многоцелевая АПЛ проекта 671РТМ была ошибочно принята за стратегический ракетоносец, что еще больше усилило обеспокоенность военно-политического руководства и военно-морского командования США. При возвращении на базу для отрыва от американских противолодочных сил нашим многоцелевым АПЛ было разрешено использовать приборы гидроакустического противодействия.
Найдет ли награда героя?
Успешное проведение операций «Апорт» и «Атрина» подтвердило гипотетическое предположение, что ВМС США при массированном использовании нашими ВМФ современных многоцелевых АПЛ не смогут организовать им достаточно эффективное противодействие.
Особую роль в организации и проведении операций «Апорт» и «Атрина» сыграл командир 33-й дивизии А.И. Шевченко. Помимо достижения высоких результатов в ходе блестящего руководства операциями «Апорт» и «Атрина» на счету вице-адмирала Анатолия Шевченко немало других важных заслуг по усилению обороноспособности государства. Он единственный в России подводник, совершивший три похода к Северному полюсу, а также в труднодоступные и малоизученные до настоящего времени районы Арктики.
Четыре раза его представляли к званию Героя Советского Союза, а в последний раз – к званию Героя России. Но все представления загадочным образом «погружались на дно» в канцелярских апартаментах. Остается надежда, что когда-нибудь награда все же найдет героя, как командира ПЛ С-13 Александра Маринеско. Ведь они оба уникальные командиры, и оба – из Одессы.
Владимир Лодкин
Читайте нас: