Проблем применения ИА в системе воздушно-космической обороны много, но их можно решить
Одним из основополагающих принципов построения системы воздушно-космической обороны (ВКО) является комплексное применение всех войск и сил. Особую роль в борьбе с воздушным противником играет совокупное применение зенитных ракетных частей и частей истребительной авиации (ИА). Это обусловлено их разными боевыми свойствами и возможностью компенсировать недостатки друг друга.
Действия зенитных ракетных частей (соединений) практически не зависят от времени суток и метеоусловий, однако они имеют сравнительно небольшие маневренность и дальность воздействия на средства воздушного нападения (СВН) противника, особенно на малых высотах. Применение истребительной авиации зависит от времени суток и метеоусловий. Однако части ИА, обладая большой маневренностью и дальностью действия, способны в общей системе ПВО уничтожать средства воздушного нападения на дальних подступах к обороняемым объектам, а также прикрывать объекты, не имеющие зенитного ракетного прикрытия.
Действовать сообща
Возможности зенитных ракетных и истребительных авиационных частей дополнять друг друга предопределили необходимость их совместного применения в общих организационных структурах – соединениях ПВО (в корпусах и дивизиях ПВО, затем в бригадах ВКО). Соответственно совместными являются и способы действий. При их реализации в соединениях ПВО, как показывает опыт различных учений и войн, наибольшую сложность представляет управление частями ИА. В управлении зенитными ракетными формированиями проблема проявляется на уровне части, соединения. Это обусловлено следующими факторами:
-местоположение и боевые порядки зенитных ракетных формирований определяются заблаговременно, а в ходе боевых действий они уничтожают СВН, входящие в зону огня, используя свои специфические способы и приемы на уровне части, соединения;
-части ИА по сравнению с зенитными ракетными формированиями имеют меньшее располагаемое время для приведения в готовность и вывода в районы поражения воздушного противника, в различные зоны и на необходимые рубежи;
-при подъеме истребителей необходимо учитывать уровень подготовки каждого экипажа, время суток и метеоусловия во всем районе боевых действий, на всех возможных аэродромах посадки;
-ввод в бой формирований ИА начинается, как правило, в условиях неясности, когда направления главных ударов СВН противника и его общий замысел действий еще не определены;
-ограниченное количество истребителей нужно распределить практически для одновременного решения множества задач: поражения специальных самолетов, прикрытия незащищенных зенитными средствами объектов, поражения крылатых ракет, летящих в обход зон зенитного ракетного огня, рассеивания боевых порядков СВН на подходах к группировкам зенитных ракетных формирований и др.;
-в ходе боевых действий необходимо следить за местоположением каждого истребителя и информировать командиров зенитных ракетных частей (соединений) о нахождении своих самолетов в их зонах огня, анализировать возможность продолжения боя каждым экипажем по остаткам топлива и боевой загрузки, помогать экипажам, терпящим бедствие, и принимать решение о посадке самолетов при поражении аэродромов.
Утрата школы и специалистов
Исследованиями по разработке способов совместного применения зенитных ракетных и истребительных авиационных частей и соединений и порядка управления ими при отражении ударов СВН противника с 1956 года занималась Военная академия ПВО (сейчас ВА ВКО). Она же готовила по этим вопросам слушателей. Однако в конце 90-х годов при объединении Войск ПВО и ВВС в один вид Вооруженных Сил и передаче оперативно-тактической подготовки слушателей авиации ПВО в ВВА школа комплексной подготовки специалистов ПВО начала разрушаться. Это связано с постепенным «вымыванием» из ВА ПВО специалистов по тактике истребительной авиации, а также с тем, что оставшиеся слушатели – специалисты ЗРВ и РТВ на комплексных видах подготовки не могут в полном объеме выполнять обязанности должностных лиц управления ИА (начальника авиации соединения ПВО, командиров истребительных авиационных полков и других должностных лиц). В настоящее время можно констатировать, что школа подготовки слушателей по всем аспектам применения ИА в ВА ВКО в силу отсутствия авиационных специалистов утеряна. Ее не возродили и в Военно-воздушной академии (Монино). В ВВА оперативно-тактическая подготовка слушателей авиации ПВО была продолжена по программе фронтовой авиации, основное содержание которой составляли положения по нанесению ударов по объектам противника. Не может она воссоздаться и в ВУНЦ ВВС (ВВА) в городе Воронеже в силу отсутствия в ней достаточного числа специалистов ПВО.
За это же время в войсках большая часть должностных лиц, умеющих применять истребительную авиацию в системе ПВО, была уволена. А после изъятия ИА из состава бригад ВКО их командования начали забывать многие аспекты и тонкости и терять навыки управления группами самолетов истребителей, выделяемых для решения задач ПВО. Это обусловлено тем, что для поддержки знаний и навыков органы управления должны отрабатывать совместные с зенитными ракетными частями способы действий ИА в различных условиях обстановки. Однако большую часть задач, возлагаемых на ИА, командования соединений ПВО реально отрабатывать не могут, так как в их подчинении истребителей нет, они не несут ответственность за подготовку и безопасность экипажей.
Авторитет истребительной авиации растет
В противоречии с негативными тенденциями снижения общего уровня теории и практики применения ИА идут процессы повышения ее роли в общей системе ВКО и сложности управления ею. Это обусловлено двумя основными факторами. Первый из них состоит в увеличении дальности действия многоканальных зенитных ракетных систем. Авиации, несмотря на уменьшение общего количества зенитных ракетных формирований, остается все меньше пространства для беспрепятственных действий. Второй фактор исходит из общей тенденции развития применения средств воздушно-космического нападения практически всех государств, заключающейся в отказе пилотируемой авиации от входа в зоны огня зенитных ракетных формирований противостоящей стороны.
Главной задачей пилотируемых самолетов становится выход на установленные рубежи, расположенные вне зон действий наземных и корабельных средств ПВО противника, и проведение согласованных по времени пусков крылатых ракет и другого высокоточного оружия (ВТО). При этом пилотируемые самолеты постепенно заменяются беспилотными летательными аппаратами (БЛА), которые планируется применять не только для ведения воздушной разведки, но и для поражения самых разнообразных наземных, морских и даже воздушных целей, а также для усложнения обстановки в воздушном пространстве путем массированного запуска недорогих ложных целей типа ADM-160A MALD.
В условиях массированного применения ложных целей и других БЛА мощные зенитные ракетные системы С-300, С-400 быстро израсходуют свои сверхдорогие ракеты, практически не достигнув необходимого предотвращенного ущерба объектам обороны. Поэтому из соображений оперативно-тактической и экономической целесообразности задача борьбы с носителями ложных целей и с БЛА должна быть возложена в первую очередь на истребительную авиацию, что увеличивает долю решаемых ею задач в общей системе ПВО. Истребительной авиации предстоит уничтожение крылатых ракет, ложных целей, разведывательных и ударных БЛА, а также самолетов – носителей ВТО, самолетов систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления, воздушных элементов разведывательных ударных комплексов, специальных самолетов – постановщиков помех. ИА должна вести борьбу с воздушными десантами и аэромобильными войсками противника в полете. В перспективе в случае придания части истребителей возможности по поражению баллистических, гиперзвуковых и космических аппаратов общее количество задач для ИА в системе ВКО может еще больше увеличиться. Именно в увеличении количества решаемых задач и состоит повышение роли ИА в общей системе ВКО.
Для решения каждой из перечисленных задач необходимо разрабатывать соответствующие способы и приемы. Некоторые из них очень сложные, например уничтожение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления выливается в полномасштабные операции. Должностные лица соединений ПВО, которые должны управлять выделенными экипажами, подразделениями и частями ИА при выполнении этих задач, обязаны знать эти способы и приемы. Они должны также участвовать в их разработке. Однако, как ранее было отмечено, эти должностные лица в значительной степени потеряли умения и навыки в управлении истребительной авиацией. Иногда это проявляется даже при выполнении простых задач по перехвату контрольных целей.
Этот же широкий комплекс задач обязаны уметь выполнять и экипажи истребителей, которые сделали многоцелевыми. Кроме задач ВКО экипажи многоцелевых самолетов должны сопровождать ударную и военно-транспортную авиацию, преодолевать систему ПВО противника, наносить удары различными средствами поражения по разнообразным объектам. В сложившейся ситуации ответ на вопрос, кто научит экипажи многоцелевых самолетов эффективно решать множество разнообразнейших задач, чрезвычайно затруднен.
Таким образом, возникло противоречие между необходимостью решения силами многоцелевой авиации большого количества задач и неготовностью учебно-научных учреждений и органов управления в полном объеме разрабатывать способы и приемы решения задач ВКО, готовить экипажи и управлять авиацией в ходе отражения ударов воздушно-космического противника.
Принять срочные меры
При всех существующих вариантах дальнейшего развития авиации и системы ВКО ВС РФ, основанных на экономии штатных должностей и материальных ресурсов, данное противоречие не разрешается. Для решения проблемы применения авиации в системе ВКО требуется ряд существенных и даже неординарных мероприятий.
Прежде всего необходимо восстановить учебно-научный комплекс подготовки кадров и разработки способов действий многоцелевой авиации в системе ВКО. Для этого вне зависимости от числа обучаемых увеличить преподавательский состав в ВА ВКО специалистами авиации, а в ВУНЦ ВВС (ВВА) – специалистами ПВО и организовать совместные исследования по разработке способов применения сил ПВО и авиации. Восстановить, как это было раньше, поочередное совместное проведение военных игр преподавательского и руководящего состава ВУНЦ ВВС (ВВА) и ВА ВКО по отработке решения задач силами авиации и ПВО.
Для повышения уровня подготовки слушателей по всем составляющим системы ВКО Академии ВКО и ВУНЦ ВВС (ВВА) целесообразно разработать совместные программы подготовки слушателей по специальностям управления частями и соединениями ПВО и ИА. Согласно этим программам на четыре – шесть недель привлекать слушателей ВА ВКО к обучению в ВВА специфическим вопросам применения авиационных частей, а слушателей ВВА – в ВА ВКО вопросам применения частей и соединений ПВО. Взаимно привлекать слушателей академий к участию в комплексных КШУ для исполнения должностей по возможному предназначению. Перед назначением должностных лиц управления авиацией шире использовать практику их обучения на академических курсах в ВА ВКО и соответственно должностных лиц управления силами ПВО – в ВУНЦ ВВС (ВВА).
Несмотря на концепцию многоцелевой авиации, целесообразно вернуть в соединения ПВО хотя бы по одной авиационной части и готовить ее исключительно для эффективного решения всего комплекса задач ПВО, в перспективе – ВКО. Прежде всего это касается авиационных частей, вооруженных самолетами МиГ-31, которые многоцелевыми делать не вполне целесообразно. Ввести в состав органов управления соединений ПВО штатные структуры по управлению истребительной авиацией, при этом вернуться к практике назначения командиров и начальников штабов соединений ПВО с разными основными специальностями – один от авиации, второй от ПВО.
Эффективность решения ударных задач в воздушных операциях при переходе части оперативно-тактической авиации в состав соединений ПВО не пострадает. При разнообразных вариантах развития военных действий в любом районе силы многоцелевой авиации необходимо выделять не только для нанесения ударов, но и для решения задач ПВО, причем не меньше, чем ее будет передано в соединения ПВО. А при необходимости силы истребителей, находящиеся в составе соединений ПВО, могут наращиваться многоцелевой авиацией объединений ВВС. При этом экипажи авиационной части, входящей в соединение ПВО, как более подготовленные для решения задач ПВО могут возглавить тактические группы истребителей.
Для эффективного управления авиацией и обеспечения ее безопасности в зонах огня своих наземных и морских зенитных ракетных формирований необходимо провести еще два существенных мероприятия – реализовать в полном объеме территориальный принцип построения системы ВКО и разработать новое положение об организации и поддержании взаимодействия по ВКО в ВС РФ.
Реализация территориального принципа построения системы ВКО предполагает развертывание в каждом районе ПВО, создаваемом на базе соединения ПВО, постоянных систем управления и разведки воздушного и ракетного противника. Для обеспечения единства управления истребительной авиацией в систему управления района ПВО необходимо организационно включить все пункты управления и наведения ИА. В территориальной системе любые соединения части или подразделения, попадающие в район ПВО, должны «подключиться» к информационной системе и системе управления района и сразу заявить о себе. При этом командование района сможет сразу учесть в своем общем плане новые наземные или морские формирования (средства) ПВО и их зоны разведки и зенитного ракетного огня и скорректировать общую систему ПВО, в том числе систему истребительного авиационного прикрытия. При изменении или появлении в районе ПВО новых зон зенитного ракетного огня появится возможность сразу изменять пространственные ограничения для авиации с целью обеспечения ее безопасности. Имеющиеся и поступившие в район части и подразделения авиации можно направлять в скорректированные районы поражения воздушного противника для создания в них необходимого соотношения сил при решении своих специфических задач.
Проблема взаимодействия войск и сил ПВО и обеспечения безопасности авиации в зонах огня своих зенитных средств ранее никогда не была решена, а в настоящее время еще более обострилась. Это обусловлено появлением новых зенитных ракетных систем дальнего действия (С-400, «Антей-2500»), затрудняющих обеспечение безопасности авиации, разнообразных БЛА и гиперзвуковых летательных аппаратов, резко увеличивающих сложность и скоротечность боевых действий. Поэтому разработка нового положения об организации и поддержании взаимодействия по ВКО чрезвычайно актуальна.
Можно прогнозировать, что нестандартность предлагаемых мер по разрешению проблемы применения ИА в системе ВКО у многих должностных лиц вызовет их отторжение. В военном образовании укажут, что невозможно учить слушателей в двух академиях. Конечно, если в основу решений заложить бюрократические положения по военному образованию, то такая организация обучения действительно будет невозможна, а если за основу принять цель – готовить необходимых специалистов, то бюрократические препоны можно преодолеть.
Многие должностные лица ВВС принципиально возражают против передачи части многоцелевой авиации в соединения ПВО. Однако они должны понимать, что нахождение даже небольшой части авиации в соединениях ПВО восстановит всю меру ответственности должностных лиц органов управления соединений за ее эффективное применение и безопасность. Эта ответственность заставит органы управления самым серьезным образом отрабатывать весь комплекс задач применения авиационных частей совместно с частями ЗРВ и РТВ. Без такой ответственности проблема управления авиацией в системе ВКО никогда не будет решена. Необходимость данной меры подтверждается и международным опытом. В вооруженных силах США и других государств НАТО авиация многоцелевая, однако часть формирований многоцелевой авиации они содержат и готовят исключительно для решения задач ПВО.
В заключение необходимо подчеркнуть, что все специалисты сходятся в одном: проблема применения ИА в системе ВКО существует. Для ее разрешения в данной статье предложены хоть и неординарные, но минимально необходимые меры. Могут быть еще более радикальные решения, предоставляю возможность назвать их другим авторам.
Одним из основополагающих принципов построения системы воздушно-космической обороны (ВКО) является комплексное применение всех войск и сил. Особую роль в борьбе с воздушным противником играет совокупное применение зенитных ракетных частей и частей истребительной авиации (ИА). Это обусловлено их разными боевыми свойствами и возможностью компенсировать недостатки друг друга.
Действия зенитных ракетных частей (соединений) практически не зависят от времени суток и метеоусловий, однако они имеют сравнительно небольшие маневренность и дальность воздействия на средства воздушного нападения (СВН) противника, особенно на малых высотах. Применение истребительной авиации зависит от времени суток и метеоусловий. Однако части ИА, обладая большой маневренностью и дальностью действия, способны в общей системе ПВО уничтожать средства воздушного нападения на дальних подступах к обороняемым объектам, а также прикрывать объекты, не имеющие зенитного ракетного прикрытия.
Действовать сообща
Возможности зенитных ракетных и истребительных авиационных частей дополнять друг друга предопределили необходимость их совместного применения в общих организационных структурах – соединениях ПВО (в корпусах и дивизиях ПВО, затем в бригадах ВКО). Соответственно совместными являются и способы действий. При их реализации в соединениях ПВО, как показывает опыт различных учений и войн, наибольшую сложность представляет управление частями ИА. В управлении зенитными ракетными формированиями проблема проявляется на уровне части, соединения. Это обусловлено следующими факторами:
-местоположение и боевые порядки зенитных ракетных формирований определяются заблаговременно, а в ходе боевых действий они уничтожают СВН, входящие в зону огня, используя свои специфические способы и приемы на уровне части, соединения;
-части ИА по сравнению с зенитными ракетными формированиями имеют меньшее располагаемое время для приведения в готовность и вывода в районы поражения воздушного противника, в различные зоны и на необходимые рубежи;
-при подъеме истребителей необходимо учитывать уровень подготовки каждого экипажа, время суток и метеоусловия во всем районе боевых действий, на всех возможных аэродромах посадки;
-ввод в бой формирований ИА начинается, как правило, в условиях неясности, когда направления главных ударов СВН противника и его общий замысел действий еще не определены;
-ограниченное количество истребителей нужно распределить практически для одновременного решения множества задач: поражения специальных самолетов, прикрытия незащищенных зенитными средствами объектов, поражения крылатых ракет, летящих в обход зон зенитного ракетного огня, рассеивания боевых порядков СВН на подходах к группировкам зенитных ракетных формирований и др.;
-в ходе боевых действий необходимо следить за местоположением каждого истребителя и информировать командиров зенитных ракетных частей (соединений) о нахождении своих самолетов в их зонах огня, анализировать возможность продолжения боя каждым экипажем по остаткам топлива и боевой загрузки, помогать экипажам, терпящим бедствие, и принимать решение о посадке самолетов при поражении аэродромов.
Утрата школы и специалистов
Исследованиями по разработке способов совместного применения зенитных ракетных и истребительных авиационных частей и соединений и порядка управления ими при отражении ударов СВН противника с 1956 года занималась Военная академия ПВО (сейчас ВА ВКО). Она же готовила по этим вопросам слушателей. Однако в конце 90-х годов при объединении Войск ПВО и ВВС в один вид Вооруженных Сил и передаче оперативно-тактической подготовки слушателей авиации ПВО в ВВА школа комплексной подготовки специалистов ПВО начала разрушаться. Это связано с постепенным «вымыванием» из ВА ПВО специалистов по тактике истребительной авиации, а также с тем, что оставшиеся слушатели – специалисты ЗРВ и РТВ на комплексных видах подготовки не могут в полном объеме выполнять обязанности должностных лиц управления ИА (начальника авиации соединения ПВО, командиров истребительных авиационных полков и других должностных лиц). В настоящее время можно констатировать, что школа подготовки слушателей по всем аспектам применения ИА в ВА ВКО в силу отсутствия авиационных специалистов утеряна. Ее не возродили и в Военно-воздушной академии (Монино). В ВВА оперативно-тактическая подготовка слушателей авиации ПВО была продолжена по программе фронтовой авиации, основное содержание которой составляли положения по нанесению ударов по объектам противника. Не может она воссоздаться и в ВУНЦ ВВС (ВВА) в городе Воронеже в силу отсутствия в ней достаточного числа специалистов ПВО.
За это же время в войсках большая часть должностных лиц, умеющих применять истребительную авиацию в системе ПВО, была уволена. А после изъятия ИА из состава бригад ВКО их командования начали забывать многие аспекты и тонкости и терять навыки управления группами самолетов истребителей, выделяемых для решения задач ПВО. Это обусловлено тем, что для поддержки знаний и навыков органы управления должны отрабатывать совместные с зенитными ракетными частями способы действий ИА в различных условиях обстановки. Однако большую часть задач, возлагаемых на ИА, командования соединений ПВО реально отрабатывать не могут, так как в их подчинении истребителей нет, они не несут ответственность за подготовку и безопасность экипажей.
Авторитет истребительной авиации растет
В противоречии с негативными тенденциями снижения общего уровня теории и практики применения ИА идут процессы повышения ее роли в общей системе ВКО и сложности управления ею. Это обусловлено двумя основными факторами. Первый из них состоит в увеличении дальности действия многоканальных зенитных ракетных систем. Авиации, несмотря на уменьшение общего количества зенитных ракетных формирований, остается все меньше пространства для беспрепятственных действий. Второй фактор исходит из общей тенденции развития применения средств воздушно-космического нападения практически всех государств, заключающейся в отказе пилотируемой авиации от входа в зоны огня зенитных ракетных формирований противостоящей стороны.
Главной задачей пилотируемых самолетов становится выход на установленные рубежи, расположенные вне зон действий наземных и корабельных средств ПВО противника, и проведение согласованных по времени пусков крылатых ракет и другого высокоточного оружия (ВТО). При этом пилотируемые самолеты постепенно заменяются беспилотными летательными аппаратами (БЛА), которые планируется применять не только для ведения воздушной разведки, но и для поражения самых разнообразных наземных, морских и даже воздушных целей, а также для усложнения обстановки в воздушном пространстве путем массированного запуска недорогих ложных целей типа ADM-160A MALD.
В условиях массированного применения ложных целей и других БЛА мощные зенитные ракетные системы С-300, С-400 быстро израсходуют свои сверхдорогие ракеты, практически не достигнув необходимого предотвращенного ущерба объектам обороны. Поэтому из соображений оперативно-тактической и экономической целесообразности задача борьбы с носителями ложных целей и с БЛА должна быть возложена в первую очередь на истребительную авиацию, что увеличивает долю решаемых ею задач в общей системе ПВО. Истребительной авиации предстоит уничтожение крылатых ракет, ложных целей, разведывательных и ударных БЛА, а также самолетов – носителей ВТО, самолетов систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления, воздушных элементов разведывательных ударных комплексов, специальных самолетов – постановщиков помех. ИА должна вести борьбу с воздушными десантами и аэромобильными войсками противника в полете. В перспективе в случае придания части истребителей возможности по поражению баллистических, гиперзвуковых и космических аппаратов общее количество задач для ИА в системе ВКО может еще больше увеличиться. Именно в увеличении количества решаемых задач и состоит повышение роли ИА в общей системе ВКО.
Для решения каждой из перечисленных задач необходимо разрабатывать соответствующие способы и приемы. Некоторые из них очень сложные, например уничтожение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления выливается в полномасштабные операции. Должностные лица соединений ПВО, которые должны управлять выделенными экипажами, подразделениями и частями ИА при выполнении этих задач, обязаны знать эти способы и приемы. Они должны также участвовать в их разработке. Однако, как ранее было отмечено, эти должностные лица в значительной степени потеряли умения и навыки в управлении истребительной авиацией. Иногда это проявляется даже при выполнении простых задач по перехвату контрольных целей.
Этот же широкий комплекс задач обязаны уметь выполнять и экипажи истребителей, которые сделали многоцелевыми. Кроме задач ВКО экипажи многоцелевых самолетов должны сопровождать ударную и военно-транспортную авиацию, преодолевать систему ПВО противника, наносить удары различными средствами поражения по разнообразным объектам. В сложившейся ситуации ответ на вопрос, кто научит экипажи многоцелевых самолетов эффективно решать множество разнообразнейших задач, чрезвычайно затруднен.
Таким образом, возникло противоречие между необходимостью решения силами многоцелевой авиации большого количества задач и неготовностью учебно-научных учреждений и органов управления в полном объеме разрабатывать способы и приемы решения задач ВКО, готовить экипажи и управлять авиацией в ходе отражения ударов воздушно-космического противника.
Принять срочные меры
При всех существующих вариантах дальнейшего развития авиации и системы ВКО ВС РФ, основанных на экономии штатных должностей и материальных ресурсов, данное противоречие не разрешается. Для решения проблемы применения авиации в системе ВКО требуется ряд существенных и даже неординарных мероприятий.
Прежде всего необходимо восстановить учебно-научный комплекс подготовки кадров и разработки способов действий многоцелевой авиации в системе ВКО. Для этого вне зависимости от числа обучаемых увеличить преподавательский состав в ВА ВКО специалистами авиации, а в ВУНЦ ВВС (ВВА) – специалистами ПВО и организовать совместные исследования по разработке способов применения сил ПВО и авиации. Восстановить, как это было раньше, поочередное совместное проведение военных игр преподавательского и руководящего состава ВУНЦ ВВС (ВВА) и ВА ВКО по отработке решения задач силами авиации и ПВО.
Для повышения уровня подготовки слушателей по всем составляющим системы ВКО Академии ВКО и ВУНЦ ВВС (ВВА) целесообразно разработать совместные программы подготовки слушателей по специальностям управления частями и соединениями ПВО и ИА. Согласно этим программам на четыре – шесть недель привлекать слушателей ВА ВКО к обучению в ВВА специфическим вопросам применения авиационных частей, а слушателей ВВА – в ВА ВКО вопросам применения частей и соединений ПВО. Взаимно привлекать слушателей академий к участию в комплексных КШУ для исполнения должностей по возможному предназначению. Перед назначением должностных лиц управления авиацией шире использовать практику их обучения на академических курсах в ВА ВКО и соответственно должностных лиц управления силами ПВО – в ВУНЦ ВВС (ВВА).
Несмотря на концепцию многоцелевой авиации, целесообразно вернуть в соединения ПВО хотя бы по одной авиационной части и готовить ее исключительно для эффективного решения всего комплекса задач ПВО, в перспективе – ВКО. Прежде всего это касается авиационных частей, вооруженных самолетами МиГ-31, которые многоцелевыми делать не вполне целесообразно. Ввести в состав органов управления соединений ПВО штатные структуры по управлению истребительной авиацией, при этом вернуться к практике назначения командиров и начальников штабов соединений ПВО с разными основными специальностями – один от авиации, второй от ПВО.
Эффективность решения ударных задач в воздушных операциях при переходе части оперативно-тактической авиации в состав соединений ПВО не пострадает. При разнообразных вариантах развития военных действий в любом районе силы многоцелевой авиации необходимо выделять не только для нанесения ударов, но и для решения задач ПВО, причем не меньше, чем ее будет передано в соединения ПВО. А при необходимости силы истребителей, находящиеся в составе соединений ПВО, могут наращиваться многоцелевой авиацией объединений ВВС. При этом экипажи авиационной части, входящей в соединение ПВО, как более подготовленные для решения задач ПВО могут возглавить тактические группы истребителей.
Для эффективного управления авиацией и обеспечения ее безопасности в зонах огня своих наземных и морских зенитных ракетных формирований необходимо провести еще два существенных мероприятия – реализовать в полном объеме территориальный принцип построения системы ВКО и разработать новое положение об организации и поддержании взаимодействия по ВКО в ВС РФ.
Реализация территориального принципа построения системы ВКО предполагает развертывание в каждом районе ПВО, создаваемом на базе соединения ПВО, постоянных систем управления и разведки воздушного и ракетного противника. Для обеспечения единства управления истребительной авиацией в систему управления района ПВО необходимо организационно включить все пункты управления и наведения ИА. В территориальной системе любые соединения части или подразделения, попадающие в район ПВО, должны «подключиться» к информационной системе и системе управления района и сразу заявить о себе. При этом командование района сможет сразу учесть в своем общем плане новые наземные или морские формирования (средства) ПВО и их зоны разведки и зенитного ракетного огня и скорректировать общую систему ПВО, в том числе систему истребительного авиационного прикрытия. При изменении или появлении в районе ПВО новых зон зенитного ракетного огня появится возможность сразу изменять пространственные ограничения для авиации с целью обеспечения ее безопасности. Имеющиеся и поступившие в район части и подразделения авиации можно направлять в скорректированные районы поражения воздушного противника для создания в них необходимого соотношения сил при решении своих специфических задач.
Проблема взаимодействия войск и сил ПВО и обеспечения безопасности авиации в зонах огня своих зенитных средств ранее никогда не была решена, а в настоящее время еще более обострилась. Это обусловлено появлением новых зенитных ракетных систем дальнего действия (С-400, «Антей-2500»), затрудняющих обеспечение безопасности авиации, разнообразных БЛА и гиперзвуковых летательных аппаратов, резко увеличивающих сложность и скоротечность боевых действий. Поэтому разработка нового положения об организации и поддержании взаимодействия по ВКО чрезвычайно актуальна.
Можно прогнозировать, что нестандартность предлагаемых мер по разрешению проблемы применения ИА в системе ВКО у многих должностных лиц вызовет их отторжение. В военном образовании укажут, что невозможно учить слушателей в двух академиях. Конечно, если в основу решений заложить бюрократические положения по военному образованию, то такая организация обучения действительно будет невозможна, а если за основу принять цель – готовить необходимых специалистов, то бюрократические препоны можно преодолеть.
Многие должностные лица ВВС принципиально возражают против передачи части многоцелевой авиации в соединения ПВО. Однако они должны понимать, что нахождение даже небольшой части авиации в соединениях ПВО восстановит всю меру ответственности должностных лиц органов управления соединений за ее эффективное применение и безопасность. Эта ответственность заставит органы управления самым серьезным образом отрабатывать весь комплекс задач применения авиационных частей совместно с частями ЗРВ и РТВ. Без такой ответственности проблема управления авиацией в системе ВКО никогда не будет решена. Необходимость данной меры подтверждается и международным опытом. В вооруженных силах США и других государств НАТО авиация многоцелевая, однако часть формирований многоцелевой авиации они содержат и готовят исключительно для решения задач ПВО.
В заключение необходимо подчеркнуть, что все специалисты сходятся в одном: проблема применения ИА в системе ВКО существует. Для ее разрешения в данной статье предложены хоть и неординарные, но минимально необходимые меры. Могут быть еще более радикальные решения, предоставляю возможность назвать их другим авторам.
Автор Владимир Барвиненко
Читайте нас: