В конце декабря 2024 года в Китае был испытан прототип истребителя шестого поколения
Китайский путь
В действительности, под занавес уходящего 2024-го в КНР было представлено сразу два концепта истребителей 6-го поколения. Первый был показан на авиасалоне Zhuhai Airshow 2024 и носит имя Baidi B-Type, или «Белый император».
Созданный под крылом государственной корпорации авиационной промышленности Китая (AVIC), этот самолет позиционируется как «интегрированный воздушно-космический истребитель» с потенциальными возможностями для работы в атмосфере Земли и за ее пределам. Последнее необходимо для поражения спутников и иных космических аппаратов, расположенных на низкой околоземной орбите.
Нетрудно догадаться, что «Белый император» в данном отношении представляет собой конкурента перспективному российскому истребителю-перехватчику МиГ-41, который должен уметь сбивать космические спутники, а также перехватывать вражеские гиперзвуковые ракеты. Вот только Baidi B-Type позиционируется еще и как истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе и выполнения иных ударных задач.
При этом китайский самолет создан при широком использовании технологий стелс, делающих его малозаметным для радаров и превосходящим по данному параметру наш МиГ-41. В бортовые системы «Белым императором» будет интегрирован искусственный интеллект, упрощающий управление им и целым «роем» из ведомых беспилотников.
А вот второй прототип истребителя 6-поколения «Цзянь-36» (Чэнду J-36 или Chengdu J-36) выглядит на фоне Baidi B-Type как настоящий гость из будущего. Он создан по схеме «летающего крыла», не имеет хвостового оперения и оснащен аж тремя двигателями!
При этом западные военные эксперты отметили, что китайский истребитель имеет очень крупные по размерам внутренние отсеки для вооружений, более подошедшие бы бомбардировщику В-21. В частности, его основной бомбоотсек достигает 7,3 метра в длину, что даже превышает длину бомбоотсека американского стелс-бомбардировщика, а два вспомогательных бомболюка имеют длину 5,3 метра. То есть, функционально «Цзянь-36» ближе не к истребителю, а к бомбардировщику.
Не должны вводить в заблуждение и установленные на нем сразу три двигателя, глядя на которые, ожидаешь гиперзвуковой скорости. Но нет, сама конструкция самолета позволяет ему летать на дозвуковой скорости, переходя на сверхзвук на форсаже. Гиперзвук, считающийся атрибутом 6-го поколения, это не про Chengdu J-36. Сразу три двигателя на тяжелый самолет, судя по всему, просто пришлось поставить, поскольку Китай только-только осваивает производство реактивных двигателей такого класса.
Иначе говоря, китайская «бесхвостка», как бы странно это ни звучало, является функциональным аналогом нашего сверхтяжелого ударного БПЛА С-70 «Охотник», только опционально пилотируемой. А по этим направлениям работы в нашей стране уже ведутся, и не только у нас, но и в США и Европе.
6-е поколение, рожденное СВО
Проблема с 6-м поколением заключается в том, что никто толком не знает, каким именно должен быть этот самолет. Есть определенный список требований, или пожеланий, выдвигаемых заказчиками. Среди них, например, возможность пилотирования во всех скоростных режимах и использования лазерного оружия, максимальная незаметность на радарах, модульность конструкции, опциональная беспилотность, применение искусственного интеллекта для управления «роем» из ведомых БПЛА и т.д.
При этом следует быть реалистами и понимать, что прямо-таки качественного эволюционного скачка от 5-го до 6 поколения, скорее всего, не произойдет. Отличия между поколением 4++ и 5-м поколением, действительно, есть, но они не являются принципиальными. Так и в 6-м просто будут улучшены определенные параметры, но какие именно?
В разных странах ответ на этот вопрос отвечают по-разному. В США, например, на первом месте стоит малозаметность, на втором – ударный потенциал, и только на третьем находится маневренность самолета. В России, напротив, во главу угла ставят сверхманевренность, следом идет боевой потенциал, а малозаметность осталась на третьем месте. Именно поэтому американский F-35 и наш Су-57 такие разные истребители.
Каким должен быть российский истребитель 6-го поколения? Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы сказать некоторые соображения по этому поводу, опираясь на трехлетний опыт СВО.
На Украине наша авиация столкнулась с активным противодействием со стороны вражеских ЗРК и ПЗРК и не может свободно действовать в небе над Незалежной. А вот устаревшая истребительная авиация противника не в силах на равных противостоять ВКС РФ, проигрывая все схватки. Российские самолеты просто сбивают их дальнобойными ракетами класса «воздух – воздух», даже не используя свою сверхманевренность.
Получается, что малозаметность на радарах для истребителей все же является более приоритетной. Однако немногочисленные наши Су-57 активно в небе над Украиной для завоевания господства не используют из-за рисков потерять столь дорогие и технически сложные самолеты. Использование их более бюджетных однодвигательных версий Су-75, да еще и в беспилотной версии, прямо-таки напрашивается. Но, увы, «Шах и мат» является всего лишь инициативной разработкой Сухого, проходит испытания, и на него пока нет твердого заказа Минобороны РФ.
Следующее, 6-е поколение, наверное, должно вобрать в себя все представления о современной войне, где ключевую роль начали играть беспилотники. С одной стороны, нужны будут тяжелые малозаметные истребители, способные действовать на высоких орбитах, поражая спутники противника, и выступать в качестве воздушного командного пункта, управляющего «Роем» БПЛА. С другой стороны, на однодвигательной платформе Су-75 можно было бы создать беспилотник-арсенал, способный в перспективе развивать гиперзвуковую скорость, недоступную в пилотируемой версии, для прорыва вражеской системы ПВО.
Действуя в связке, тяжелые сверхзвуковые истребители и ведомые ими гиперзвуковые ударные БПЛА могли бы стать по-настоящему эффективной грозной силой следующего поколения.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: