В течение почти десяти лет любовницей Эйнштейна была Маргарита Коненкова, жена известного скульптора, работавшая на советскую разведку.
Аукцион Сотбис
В 1998 году в Нью-Йорке на знаменитом аукционе Сотбис некто, предпочитавший остаться неизвестным, предложил покупателям девять неизвестных ранее писем Эйнштейна, подлинность которых была подтверждена экспертами. Адресованы письма были супруге русского скульптора Коненкова Маргарите.
Связь великого физика с русской женщиной для биографов Эйнштейна никогда не была секретом. Но из писем следовало, что Эйнштейн знал о втором «я» своей любимой и оказывал ей определенную помощь в ее нелегкой работе.
Маргарита Воронцова
Она родилась в Сарапуле (Удмуртия) в 1895 году в семье адвоката. Однако своим образованием и воспитанием не уступала дворянкам обеих столиц Российской империи: владела английским, французским, немецким, неплохо играла на рояле, пела. Но главный ее талант заключался в способности очаровывать и располагать к себе людей, особенно мужчин.
Маргарита поступила на юридические курсы в Москве и быстро попала в круг московской богемы. Ее знакомыми и почитателями были Шаляпин, Есенин, Рахманинов, Мейерхольд, Блок. Молодой московский скульптор Петр Бромирский сделал ей предложение, о свадьбе говорили как о деле уже решенном.
На свою беду Бромирский однажды показал фотографию невесты своему учителю - уже признанному корифею искусства Сергею Коненкову. Член Императорской академии художеств не видел ничего зазорного в том, чтобы приударить за невестой своего ученика. Маргарита быстро разорвала помолвку с Бромирским, и сменила подающего надежды молодого скульптора на уже состоявшегося, пусть и старше ее на 22 года.
Девушка не ошиблась. В 1917 году Коненков принял Советскую Власть и стал одним из отцов советского искусства. Его монументальные скульптурные композиции устанавливались в Москве на Красной площади.
А Петр Бромирский умер от тифа в 1919 году и был похоронен в общей могиле.
Америка
В 1923 году Коненковы выехали в Нью-Йорк на организуемую выставку русского и советского искусства. Предполагалось, что супруги пробудут в США несколько месяцев. Маргарита, свободно владевшая английским, быстро нашла дорогу в высшие слои политической и деловой элиты, а это уже стало делом государственной важности.
Маргариту вызвали в посольство и невзрачный человек в сереньком костюмчике объяснил женщине, что командировку можно продлить, если она этого захочет. Так Маргарита Коненкова стала сотрудником НКВД под псевдонимом Лукас.
Агент Лукас
Супруги Коненковы жили шикарной светской жизнью. Маргарита оказалась прекрасным менеджером, умудрялась организовывать своему мужу исключительно престижные и дорогие заказы, а общение с представителями американского истеблишмента позволяло ей постоянно продлевать командировку.
В 1935 году Принстонский университет пожелал иметь бюст Эйнштейна. Маргарита напряглась, и заказ достался ее мужу. Великий физик начал делать визиты в мастерскую Коненкова. Пока он сидел, позируя художнику, Маргарита развлекала его разговорами. После того, как бюст был готов, уже Маргарита начала наносить визиты семье Эйнштейнов, где она стала своей. Когда Эльза Эйнштейн умерла, Маргарита заменила ее.
Разумеется, советскую разведку менее всего интересовали амурные дела Коненковой. Но иметь своего человека рядом с Эйнштейном – это была удача, и еще какая! Официально Эйнштейн не принимал участия в работе по созданию атомной бомбы, но он поддерживал близкие отношения с ведущими специалистами «Манхэттенского проекта», консультировал их, физики часто собирались у него, а Эйнштейн ввел Маргариту в круг своих знакомых, представил как своего близкого друга.
Сложно сказать, какие научные секреты узнавала агент Лукас во время дружеских посиделок ученых. Однако список людей, работавших в Лос-Аламосе, их имена, фамилии, должности, круг обязанностей, характеристики на каждого из них – все эти сведения уходили в Москву. И не только это.
По свидетельству Павла Судоплатова Коненкова сумела настолько обаять Оппенгеймера, что уговорила его взять на работу двух специалистов. Это были молодые ученые левых взглядов, которых уже давно разрабатывала советская разведка – т.е. благодаря Лукасу СССР внедрил двух своих агентов прямо в Лос-Аламос.
Агента Лукаса отозвать
В 1945 году ФБР уже начало присматриваться к русской пассии Эйнштейна и Москва решила возвратить Коненковых, пока не разразился шпионский скандал. Супруги срочно засобирались домой. Но, как положено, Маргарите предстояло выполнить «дембельский аккорд» - уговорить Эйнштейна встретиться с представителем СССР.
Разумеется, для этого Маргарите пришлось бы рассказать Эйнштейну, что связывает ее с господином «консулом». Ученый мог не простить любимой двурушничества, отказаться от встречи и разорвать связь с обманывавшей его многие годы женщиной, но такой результат советскую разведку уже мало беспокоил: связь Эйнштейна с Маргаритой и так разрывалась, вопрос об отъезде был решен, супруги Коненковы уезжали – и навсегда.
Чары Маргариты оказались сильны. Из писем, представленных на аукционе, следует, что в августе 1945 года, когда Коненковы уже паковали чемоданы, Эйнштейн по настоянию Маргариты встретился с советским консулом Михайловым. О чем они говорили? Какие вопросы задавал консул? И какие ответы давал на них физик? Ответ ищите в архивах ГРУ и СВР.
На родине Коненковых встретили прохладно. Люди не могли простить, что всю войну эта пара пересидела в сытой благополучной Америке. Маргарита написала письмо с просьбой оградить ее от пересудов. Угадайте, кому она направила письмо? Берии, курировавшему ядерный проект в СССР! В письме Коненкова упоминает о своих заслугах перед Родиной. Заслуги видимо были немалые, если о них знал глава НКВД.
Конец романа
Маргарита переписывалась с Эйнштейном до самой его смерти в 1955 году. В 1980-м, предчувствуя свою скорую кончину, Коненкова попросила одного из племянников сжечь все бумаги из ее секретера. Мужчина не мог не выполнить по сути последнюю просьбу и в огонь полетели пожелтевшие листы. Случайно уцелели несколько писем, которые и всплыли на аукционе в Сотбис.
Klim Podkova
Читайте нас: